ИГРЫ И РИФМОВКИ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Переход на обучение английскому языку со второго класса для многих учителей английского сопряжен с рядом трудностей. Несмотря на обилие различных методик, учебников, пособий, многие учителя задаются вопросом- как же научить второклассников алфавиту. Школьник, начинающий изучать иностранный язык, испытывает много трудностей. Самой большой проблемой для него оказывается необходимость удерживать свое внимание на определенной деятельности, благодаря чему происходит запоминание материала. Если ребенок не может сосредоточиться, включиться в работу, он быстро теряет интерес к учебе. Поддержать этот интерес – важная задача учителя.
Важно, чтобы ребенок 8–9 лет стал на уроке активным участником, а для этого нужно, чтобы каждый ученик был главным действующим лицом на занятии, чувствовал себя свободно и комфортно.
В этом возрасте усваивается лучше тот материал, который вызывает интерес и имеет практическую значимость для учащегося.
Память школьника носит непроизвольный характер: хорошо запоминается то, что близко, доступно, эмоционально окрашено, порой смешно. Общеизвестен тот факт, что у детей младшего школьного возраста хорошо развита долговременная память. На этой особенности детской памяти основаны различные методические приемы для лучшего запоминания лексических и грамматических структур.
Ребенок этого возраста живет в особом мире - мире игры, волшебства и сказки.
На основе всего перечисленного, можно сделать вывод - обучение через игру, сказку, рифмовки, где ребенок является активным участником- вот способ эффективной работы.
Исходя из этой особенности, целесообразно использовать различные рифмовки и игры при обучении алфавиту, чтению, лексике, грамматике на уроках английского языка. Заучивая в младшем школьном возрасте рифмовки, направленные на понимание и овладение определенного языкового явления, учащиеся и в будущем смогут использовать приобретенные при помощи рифмовок навыки. Рифмовка – это определенная группа рифм, имеющих свою постоянную форму. В совокупности эти формы образуют систему рифмовки. Эта система включает в себя рифмы, основанные на созвучии, на ритмических особенностях и окончаниях. Рифмовки бывают фонетическими, лексическими и грамматическими. Рифмовки:
-легко запоминаются и надолго остаются в памяти;
-могут использоваться, как элементы различных игр;
-служат для тренировки произносительных навыков;
-делают урок разнообразнее, ярче, интереснее.
Очень эффективно использовать рифмовки для изучения букв английского алфавита. Представляя новую букву, учитель проговаривает рифмовку, где встречаются слова с этой буквой. Чтобы запомнить графическое изображение буквы, необходимо записать эту рифмовку на доске или показать в презентации, выделив нужную букву в словах. Для лучшего запоминания рифмовок, возможна «инсценировка» рифмовки, то есть изображение жестами того, о чем говориться в рифмовке.
Примеры рифмовок для изучения букв английского алфавита:
1. Letter Cc – Child is swimming in the sea.
2. Letter Nn – Now let’s make a snowman.
3. Letter Rr – Ravens flew away so far.
4. Letter Tt – Tim in winter likes to ski.
В нашу дверь стучатся.
-Кто там?
-Буква A и осень- autumn.
Каждому, чтоб грустным не был,
Дарят яблоко - an apple.
Буква B , как мячик - ball
Скачет, прячется под стол.
Жаль, играть мне недосуг:
Я читаю книжку - book
На охоту вышла С.
-Мыши! Лапы уноси!
Чтоб сегодня на обед
Не достаться кошке - cat.
К букве D не подходи,
А не то укусит D.
Кот бежит, не чуя ног,
Во дворе собака - dog.
Игра – основная деятельность ребенка. “Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
Для закрепления и повторения букв можно в начале каждого урока играть в игру “Найди мое имя” (на доске учитель заранее пишет буквы и транскрипционные значки, дети должны соединить букву с транскрипцией и прочитать транскрипцию):
D [ti:] [v]
V [di:] [t]
T [ef] [d]
F [vi:] [f]
Игру можно усложнить и ввести 4-м столбике слова знакомой лексики, которые начинаются с данной буквы, например:
H [eit ] [r] white
W [d blju:] [w] rabbit
R [a:] [h] hat
Игра “Найди пару”: учащийся должен найти пару букв – заглавную и маленькую (“маму и дочку” или “папу и сыночка”). Например: S R T B P L K
t b s r k p l
Задание можно разнообразить:
раздать подготовленное задание на листочках и провести соревнование “Кто первый”, которое состоит в следующем: один учащийся работает у доски, а остальные записывают пары у себя в тетрадях в той последовательности, которая на доске: Ss, Rr, Tt ect.; учащиеся по очереди работают у доски, а потом “Кто быстрее и лучше” записывают у себя в тетрадях; когда алфавит пройден можно усложнить задание, предложив расставить буквы парами в алфавитном порядке: Bb, Kk, Ll, Pp, Rr, Ss, Tt.
Исходя из нашего опыта, можно сказать, что использование различных рифмовок и игр на уроках дает импульс творческому воображению детей, обладает огромным эмоциональным воздействием, делают занятия иностранным языком более содержательными, мотивированными, повышает интерес к изучению иностранного языка, позволяет ученикам достичь хороших результатов в изучении английского языка.