СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры и упражнения на снятие страхов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры и упражнения  на снятие страхов. Можно использовать учителям - дефектологам интегрированных классов, по коррекции эмоционально - волевой сферы у детей с ОПФР.

Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения на снятие страхов»

Игры и упражнения на снятие страхов

Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Но надо отметить, что по своей сути страх не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка. Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение.

Мы не можем защитить детей от всех опасностей, но Мы можем научить правильно, воспринимать окружающее, сражаться со своими страхам и преодолевать их. Для этого ребенку необходимо давать возможность действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов. Мы же можем слегка помочь ребенку и научить его овладеть методами саморегуляции, которые позволят ребенку справиться со своими срахами.

Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, подозрителен, робок, то поиграйте вместе с ним. Предлагаю Вам следующие игры для коррекции детских страхов.



«Расскажи свой страх» (для детей с 5 лет)

Цель: выявление реальных страхов, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия.

Оборудование: не требуется

Количество участников: минимальное количество участников – 2, чем больше, тем продуктивнее упражнение.

Инструкция: В тесном доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то...» Затем задает вопрос: «А у вас было такое?» «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно.

Взрослый каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.

Предостережение: Следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.





«Нарисуй свой страх, победи его» (для детей с 5 лет)

Цель: снятие страхов, осознание своих страхов.

Примечание: до упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно, было ли такое, когда ты сильно испугался».

Оборудование: карандаши (краски), лист бумаги, ножницы.

Количество участников: минимальное количество участников – 2.

Инструкция: Ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие – еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор – он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

Замечание: повторите упражнение через 1– 2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до того момента, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в



«Мишень» (для детей с 5 лет)

Цель: снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка.

Примечание: до упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно, было ли такое, когда ты сильно испугался». Попросите ребенка нарисовать свой страх, рисунок послужит мишенью.

Оборудование: карандаши (краски), лист бумаги, предметы для метания: мячики, кегли, бумажные шарики, шишки и т.п.

Количество участников: минимальное количество участников – 2.

Инструкция: Ребенку, нужно как можно больше раз попасть в своего «противника».



«Сюрприз» (для детей с 4 лет)

Цель: преодоление страха темноты, неожиданных телесных контактов.

Оборудование: предметы-сюрпризы (куколка, мячик и т.п.)

Количество участников: минимальное количество участников – 2.

Инструкция: Дети сидят в кругу с закрытыми глазами, вытянув руки ладошками вверх. Детям постарше глаза можно завязать. Взрослый кладет на ладошки предметы-сюрпризы, дети обследуют и узнают их.

Усложнение: узнать свой сюрприз на общем столе после обследования, открыв глаза.



«Придумываем сказку» (для детей с 6 лет) 

Цель: преодоление детских страхов.

Оборудование: карандаши (краски), лист бумаги.

Количество участников: минимальное количество участников – 2.

Инструкция: Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей нарисовать это. 



 «Придумываем и рисуем друга» (для детей с 6 лет) 

Цель: преодоление детских страхов.

Оборудование: карандаши (краски), лист бумаги.

Количество участников: минимальное количество участников – 2.

Инструкция: Спросите ребенка: «Как ты думаешь, кто никого и ничего не боится?» Когда ребенок ответит, предложите: «Давай попробуем его (ее) нарисовать». 




«Напугаем страх» (для детей с 4 лет)

 Цель:  снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка.

Оборудование: не требуется.

Количество участников: минимальное количество участников – 2.

Инструкция: Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение. Ребенок повторяет каждую строчку, улыбается и хлопает в ладоши. 


Страх боится солнечного света, 
Страх боится летящей ракеты, 
Страх боится веселых людей, 
Страх боится интересных затей! 
Я улыбнусь, и страх пропадет, 

Больше меня никогда не найдет, 
Страх испугается и задрожит, 
И навсегда от меня убежит! 


 «Если бы я был большой»  (для детей с 6 лет) 

Цель: снятие страхов, развитие уверенности в себе.

Оборудование: не требуется.

Количество участников: минимальное количество участников – 2.

Инструкция: Предложите ребенку представить, что он вырос. «Как ты будешь прогонять страх у детей, когда сам (сама) станешь взрослым?»


«Затопчем страх» (для детей с 4 лет) 

Цель: снятие страхов, развитие уверенности в себе.

Оборудование: три листа ватмана, пластиковые тарелки – 3 шт., краски.

Количество участников: минимальное количество участников – 2.

Инструкция: На полу расстелите три листа ватмана. В пластиковые тарелки налейте краски. Предложите ребенку наступить в краску и пройтись по ватману со словами: «Страх сейчас я затопчу, я отважным стать хочу!» 



«Волшебная палочка» (для детей с 4 лет)

Цель: снятие страхов, развитие уверенности в себе.

Примечание: лучше волшебную палочку делать вместе с ребенком, а не приготовить заранее.

Оборудование: волшебная палочка: на острие карандаша прикрепить шар из пластилина, карандаш намазать клеем, обернуть мишурой (дождиком, фольгой). На пластилиновый шар прикрепить бусинки, бисер. Положить палочку на 5 мин «набираться волшебства».

Количество участников: минимальное количество участников – 2.

Инструкция: Выучить «заклинание» против страха.  Повторить «заклинание» 3 раза, обводя вокруг себя «волшебной палочкой». 


Я все могу, ничего не боюсь, 
Лев, крокодил, темнота — ну и пусть! 
Волшебная палочка мне помогает, 
Я — самый смелый, я это знаю! 


Очень важно показать ребенку, что вы его любите, цените и поддерживаете в любой для него ситуации.