СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей

 

Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста.»

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференцировании фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.


Исследования лингвистов показали, что уже к двум годам, а точнее к году и семи месяцам, фонематический слух ребенка оказывается сформированным.

Фонематический анализ является более сложной функцией, формирующейся у детей на более поздних этапах развития речи. В процессе фонематического анализа слово не только узнается на основе восприятия и различения фонем, но и расчленяется на составные элементы, звуки. Таким образом, фонематический анализ является сложной аналитической функцией и рассматривается как процесс умственного действия.

Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звуковой ее стороне. Звуковая оболочка слова очень рано начинает привлекать внимание ребенка, а ориентировка его в звуковой форме речи возникает уже в преддошкольном возрасте.

Ребенка с колыбели учат реагировать на интонацию слов, смысл которых ему еще не ясен, на ритм, на звучание слов. Уже в конце первого года жизни малыш замечает, что слова различаются по своему звучанию. Он начинает отличать одни речевые звуки от других, старается правильно произносить их. К концу второго года он различает все звуки родного языка, слышит их в речи окружающих людей, произносит сам. Малыш уже в состоянии заметить неправильность произношения звуков в словах своих сверстников, делает попытки исправить их, т.е. ему становится доступным фонематическое различение звуков в слове.

Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их сочетания, наслаждаясь их звучанием, ребенок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова. Подобные действия со словами важны, так как дети в таких случаях манипулируют словом как звуковым комплексом, освобожденным от лексического значения.

В дальнейшем ребенок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать их, вычленять из слова, анализировать звуковой и слоговой состав, «слышать» ударение.

Такой путь в овладении стороной слова совершает каждый ребенок дошкольного возраста. Чтобы не было задержки в речевом развитии ребенка, этот путь не должен осуществляться стихийно. Взрослый своевременно приходит на помощь малышу и целенаправленно руководит развитием его речевой деятельности.

Знакомство детей со звуковой стороной слова начинается с момента прихода их в детский сад, еще в младших группах, когда дошкольников приучают при выполнении упражнений на занятиях и в речевых играх отчетливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, вслушиваться в звучание слова, соотносить звучащее слово с предметом и картин­кой, различать на слух сходные и разные по звучанию звукосочетания, произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса (тихо, громко).

У детей среднего возраста интерес к звучанию слова еще более возрастает. Они с удовольствием вслушиваются в слова, находят сходство и различие в их звучании, отмечают интонационную выразительность речи, выделяют рифмующиеся слова, гласные и согласные звуки, увлеченно играют со звучалками, стишками, придумывают песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их сочетание и наслаждаясь их звучанием. Дети старшего возраста уже произносят все звуки: их артикуляционный аппарат готов к произнесению даже самых трудных звуков.

Педагог уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата воспитанников: следит за выразительностью интонаций, правильностью ударения, регулирует силу голоса. Дети старшего возраста различают звуки на слух, называют слова с определенным звуком, находят слова с этим звуком, определяют место звука в слове. У них развивается способность к звуковому анализу слова, пробуждается интерес к его ритмико-слоговому строению.

Детей подготовительной к школе группы учат делить двусложные (ма-ма, ка-ша) и трехсложные (ма-ши-на) слова на слоги (части), находить и называть каждую часть слова, составлять слова из слогов (устно); определять последовательное звучание слогов в слове, самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из одной-двух частей, в слова двусложные и трехсложные (сани — саночки; лук — лучок — лучище); отрабатывать дикцию: отчетливо и внятно произносить слова; совершенствуют фонематический слух: умение называть слова с определенным звуком, в предложении находить слова с этим звуком, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

При формировании умения вслушиваться в звучание разных слов, умения слышать слова и звуки нужно прежде всего обучить дошкольника правильному употреблению и пониманию терминов «слово», «звук», «слог» (часть слова).

Особое место в работе с детьми по-развитию речи должно быть отведено наглядной демонстрации звучания слова: разности и схожести звучания отдельных слов, последовательной смене одного звука другим, порядку следования звуков (а в дальнейшем и слогов) в слове, уяснению того, что слова состоят из звучащих элементов (звуков), что звуковая окраска слов различна.

Во всех возрастных группах работа воспитателя по ознакомлению дошкольника со звучащим словом тесно связывается с развитием других сторон речи. В играх и упражнениях продолжается работа по активизации и уточнению словаря детей, закреплению грамматического строя речи, совершенствованию диалогической и монологической формы речи.



Взаимосвязь основных фонематических процессов





Фонематический анализ

Фонематический синтез










«Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников»


Выделение первого и последнего звука в словах

  1. «Начни говорить слово, а я догадаюсь».

  2. «Магазин» - заплатить первым (последним) звуком в названии покупки.

  3. «Умная машина» - сигналит пешеходам первым звуком в их имени.

  4. «Поймай слово за хвост!»

  5. «Я начну, а ты закончи».

  6. «Угадай, что я прошу» - выбрать один из трех предметов.

  7. «Звуковое лото»:

а) на каждой фишке выделены первый и последний звуки (буквы). Дети должны закрыть на своей табличке одну из картинок, названию которой соответствует схема;

б) логопед достает букву (звук), дети закрывают на своей табличке картинку, в названии которой данный звук - первый (последний).

9. «Кто в домике живет?» - с данным звуком в начале.

10.«Вагончики» - в первом или последнем поедет звук ... ? Где слышно данный звук в данном слове?


Интонационное выделение последовательности фонем в слове

  1. «Превращение в [...] жуков, змей, и т.п.» - разговаривать, выделяя голосом нужный звук.

  2. «Заколдованный (ударный гласный) звук» - звучит дольше и громче в слове.

  3. «Клавиши» - ударить первый, второй, третий звуки в слове. (Предметные картинки - слово из трех - четырех звуков и три - четыре клавиши-фишки).

  4. «Диктант» - дети медленно диктуют слова, последовательно выделяя звуки, логопед записывает.

  5. «Звуковые домики»:

а) «Позови звуки домой» - по очереди»;

б) «Звук потерялся» - первый, второй, третий;

в) «Звуки открывают свои окошечки друг за другом» - дети их сразу узнают и называют.

  1. «Учим говорить Незнайку» - он пропускает звуки в словах.

  2. «Письмо Незнайки» - пропущены звуки (буквы). Какие?

Различение гласных и согласных звуков

1. «Называю звук - поднимите фишку» - красную, если звук гласный, синюю - если согласный.

  1. «Братцы-гласные дружат с согласными звуками» - ОП, AT, УК, ИМ, ЫВ. Назвать второй звук после гласного.

  1. «Какой второй звук в именах братцев-гласных Ах, Ох и т.д.?»

  1. «Покажи фишку» (красную-синюю) - выделение гласных и согласных из потока звуков: а, т, о, у, п, к, э, и, м, н.

  1. «Что мешает петь согласному звуку?» - губы: п, б, м; язык и зубы: н, т, д.

  2. «Живые звуки (буквы)».

  3. «Звуки, стройтесь в слоги!»

  1. «Ловим звуки: левой рукой гласный, правой - согласный» (можно наоборот) - [а-а-а-т], [т-а-а-а].

10.«У кого из гостей в именах первый звук гласный, а у кого - согласный?» 11. «Кто из гостей произносит последним гласный/согласный звук?» - ГАВ, МЯУ, МУ, КУКАРЕКУ и т.д.


Дифференцирование согласных звуков по твердости-мягкости.

Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками

  1. «Тим изменяет согласный звук, который произносит Том».

  2. «Том и Тим по-разному читают» (называют буквы) - мягко-твердо.

  3. «Тим изменяет слова Тома» - ЛУК - ЛЮК, ПОЛ - ПИЛ и т.д.

  4. «Тим и Том ссорятся» - делят картинку, игрушки, сладости, школьные предметы, в названии которых есть мягкие согласные или нет ни одного.

  5. «Том и Тим собираются...»: на прогулку, в школу, в поход. Назвать, кто что возьмет с собой, наденет, обует; выбрать из двух - трех слов.

  6. «Тим и Том готовят обед» - посуда, продукты».

  7. «Тим и Том в зоопарке» (в лесу, на рыбалке, в саду, на огороде и т.д.)

  8. «Звуковое лото» - картинки, схемы слов.

9. «В каком окошке кто живет?» - в каком окошке чей звук?
10.«Магазин» - продавцы Тим и Том, чеки - схемы слов.

11 .«Зоопарк» - за кем из животных будут ухаживать Тим и Том?

12.«Тим и Том помирились» - Том говорит первую часть слова, А Тим вторую (и наоборот): картинки: ПО-ЛЕ, ЛИ-СА, СА-НИ и т.д. 13.«Кто говорит первую часть слова, а кто вторую - Тим или Том.


Звуковой анализ простых слов из трех звуков

  1. Пропоем в слове каждый звук» - жжжжууууукккк.

  2. «Звуковые домики» - три окошка + шторки трех цветов:

а) позвать домой первый, второй, третий звуки;

б) повесить в окошки шторки нужного цвета.

  1. «Построим дом» - кубики трех цветов первому, второму, третьему звукам: поставить кубик (окошки) нужного цвета.

  2. «Кто в каком домике живет?» - готовые звуковые домики из кубиков трех цветов: «оса (к-с-к)», «жук (с-к-с)», «пес (з-к-с)» и т.д.

  3. «Кто больше гостей пригласит в свой домик?» - готовая схема слов.

  4. «Позови домой звук» - третий, первый, второй в разной последовательности.

  5. «Кто из гостей (игрушки) «написал» свое слово?»

  6. «Напиши слово своего гостя».

  7. «Угадай, кто у тебя в гостях?» - ребенок сам выкладывает схему первого из трех-четырех знакомых слов: ГАВ, ПИК, КВА, МЯУ.

10.«Ловим и выпускаем звуки по порядку».

11.«Покажи картинку» - в названии которой первый звук ..., второй ..., третий ....

12.«Магазин» - на «чеках» находятся звуковые схемы простых слов: КОТ,

ЛАНЬ, КИТ, ЖУК, ЛЕВ, ЛИС, ОСА, ПЕС, ЧАЙ, СОЛЬ, РИС и т.д. 13.«Звуковое лото: Чья картинка?» - кому подходит эта схема (звуковой домик)?


Выделение качественных признаков согласных звуков

1. «Домики звуков» - в которых находятся их портреты (буквы):

  • красный для гласных;

  • зеленый со звоночком: мягкий, звонкий согласный;

  • зеленый без звоночка: мягкий глухой согласный;

  • синий со звоночком: твердый звонкий согласный;

  • синий без звоночка: твердый глухой согласный.

Варианты:

а) «Где живет звук?» - объясни почему?;

б) «Какие звуки живут в этом домике?»;

в) «Нарисуем портрет знакомых звуков (буквы) и разложим их в домики»;

г) Нарисуем буквы» - рисовать ручками трех цветов.

  1. «Раскрасим слово, написанное простым карандашом».

  2. «Цветной диктант» - схема слов (пустые квадратики, количество которых соответствует количеству звуков в слове). Закрашивать «окошки» в нужный цвет.

  3. «Кто первый?» - назвать гласный звук, звонкий согласный, и т.д.

  4. «Покажи картинку», в названии которой есть звонкий мягкий согласный звук, глухой твердый согласный и т.д.

  5. «Магазин» - дети «платят» за игрушку, выделяя первый звук в ее названии и давая ему качественную характеристику.