Игры и упражнения на развитие фонематического слуха
Учитель-логопед
МБОУ “СОШ №2 им. А.И.Исаевой”
Альбина Раяновна Гизатуллина
Процесс письма связан с устной речью. Если у ребенка нарушено звукопроизношение, то есть он не произносит какие-то звуки, произносит их неправильно или смешивает, необходимо в первую очередь устранить эти дефекты.
Упражнения, позволяющие устранить нарушения письма, зависят от вида нарушения. Они могут быть в форме занятий, индивидуальных заданий, а лучше проводить их в игровой форме.
В процессе игр дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове, вычленять из слова первый или последний звук, определять последовательность и количество звуков в слове.
Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое слух и восприятие.
1. «Только звук услышат ушки, ушки сразу на макушке»
Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.
Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные бокалы. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.
2. «Угадай, КТО?»
Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.
Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.
Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.
3. «Кто стоит у светофора?»
Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.
Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.
Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).
4. «Где звенит?»
Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по классу и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.
5. “Цепочка слов”
На доске записано слово, каждое следующее должно начинаться с последней буквы предыдущего слова. (дом-мак-кот и т.д.)
6. “Слушай, запоминай, слово называй!”.
Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.
Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук, например, [З]
Зебры с зеркалом играли,
Зебры зеркало сломали.
Зебры без него забыли,
Что у них полоски были.
7. “Небылицы”
Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора.
Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.
Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.
Игры и упражнения, которые помогают развивать фонематическое восприятие, учат детей делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.
1. “Узнай, кто ты”.
Цель: развивать фонематический слух, проводить анализ и синтез слов.
Логопед произносит слова. Дети складывают слово из первых звуков.
Мука, озеро, лапа, осень, дом, ель, цапля (молодец)
2. “Последний звук”.
Цель: развивать фонематический слух, учить вычленять последний звук в слове.
Логопед называет слова и предлагает выделить последний звук в слове, затем записать и составить слово.
Кенгуру, сор, перо, молоток (урок)
3. “Внимание, на старт!”
Цель: развивать фонематический слух, определять место звука в слове, делить слова на слоги.
Учитель показывает картинку. Нужно выделить первый звук в ее названии, затем подобрать у себя изображения предметов, начинающихся с этого же звука. Определить сколько звуков в каждом слове, сколько слогов в слове.
4. “Угадайка”.
Цель: развивать фонематический слух, определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным звуком.
Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Далее, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ученик, произносит слово и просит товарищей определить количесвто звуков.
5. “Кто быстрей”.
В течение двух минут:
а) составить как можно больше слов на заданный звук;
б) составить предложение с определенным количеством слов;
в) составить слова из 1,2,3 и более слогов;
г) в течение трех минут составить 3 слова и 3 предложения и т.п.
6. “Собери бусы”.
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Логопед: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…
7. Разбросай слово.
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Логопед предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…
Эти игры, используемые мною, в сочетании с традиционными методами и приёмами обучения, повышают эффективность работы по формированию фонематического слуха. Они способствуют комплексному решению коррекционных задач: развивают коммуникативные навыки, слуховое внимание и память, координацию движений, общую и мелкую моторику, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно изменять силу голоса, произносить слова тихо – громко, формируют чувство ритма и тембровый слух, вызывают положительные эмоции.
Игры по формированию фонематического слуха были представлены учителям начальной ступени обучения в виде памяток, получили положительную оценку и активно применяются в формате урока.