Игры и упражнения, направленные на развитие фонематических процессов
Игры на формирование слухового гнозиса.
1. «Чудо звуки».
Прослушать с детьми аудиозаписи звуков живой природы (например, шум дождя, морской прибой, шелест листьев, журчание ручья, капель сосулек, голоса животных, птиц, насекомых и т. д.). Узнать и проанализировать услышанные звуки: их сходство, различие, обсудить где и когда их можно услышать и кому они принадлежат, какой звук был первым, вторым, вначале, конце, середине, до, после, между и т. п. Сначала желательно давать контрастные звуки, и лишь затем переходить к дифференциации сходных по звучанию звуков.
2. «Постучалки».
Логопед демонстративно стучит палочкой по предметам и объектам, находящимся в классе, и просит детей запомнить эти звуки на слух. Далее дети совместно с преподавателем стучат по доске, столам, стульям, стеклу, подоконнику и запоминают эти звуки. Следующим моментом этого упражнения является узнавание этих звуков на слух без опоры на зрение. На заключительном этапе игры роль ведущего можно предлагать детям по очереди.
3. «Послушай как звучит».
Исследовать вместе с детьми звуковую природу любых предметов (начиная с 2-3 и увеличивая до 7-10). Например, бросить, погреметь, постучать спичечным коробком, различными погремушками, пошуршать полиэтиленовым и бумажным пакетом, производить действия с колокольчиком и ключами, в результате чего сравнить разницу и т. п. Далее учить узнавать эти звуки на слух с закрытыми глазами. При этом ребенок должен удерживать в памяти предметы, как они звучат, и что с ними делают.
4. « Тишина».
Дети с закрытыми глазами слушают тишину, узнают и называют бытовые шумы (скрипит дверь, капает кран, тикают часы и др.).
5. «Шумящие коробочки».
Вместе с детьми наполнить спичечные коробки различным материалом (песок, крупа, скрепки) и греметь ими. При этом спичечные коробки можно обернуть цветной бумагой или наклеить на них узор для их различия. Затем узнавать их на слух.
Для разнообразия игры можно иметь два идентичных набора коробочек. Взрослый берет коробочку из своего набора, трясет ее, ребенок внимательно слушает с закрытыми глазами. Потом перебирает коробки из своего набора, пока не найдет с таким же звуком. Подобное упражнение можно проводить с погремушками.
6. «Подбери картинку или игрушку».
Логопед за ширмой издает звук предметом, а дети угадывают, чем стучал, шуршал, гремел педагог, и подбирают картинку или игрушку, а потом сверяют правильность ответа.
7. «Угадай мелодию».
Логопед разбирает звуковую природу музыкальных игрушек и инструментов. Дети угадывают мелодию, напевают ее и определяют источник. Можно произвести за ширмой серию звуков, мелодий и предложить детям отгадать последовательность звучания.
8. «Жмурки».
Водящему ребенку завязывают глаза и он должен поймать других детей, ориентируясь на хлопки или звон колокольчика.
9. «Колокольчик».
Ребенок должен отгадать направление звона колокольчика (спереди, сзади, сверху, снизу, сбоку, справа, слева), сидя на стуле с завязанными глазами. Можно изменять интенсивность звучания, предлагать другим детям звенеть в колокольчик.
10. «Голоса животных».
Прослушать на аудиокассете голоса животных, птиц, насекомых и узнать их, определить последовательность голосов. Или логопед за экраном имитирует голоса животных, а дети их узнают и называют. Можно поменяться ролями, когда дети по одному имитируют голоса животного мира, а взрослый их узнает или предложить роль ведущего одному ребенку.
11. «Узнай свой голос».
Записать на магнитофон голоса детей, а потом, прослушав кассету, узнать свой голос, голоса друзей и знакомых. Это упражнение важно тем, что слышать собственный живой голос и голос на кассете не одно и тоже, так как восприятие своего голоса идет через призму своих внутренних ощущений, вибраций и того шумового эффекта, который окружает ребенка в данной ситуации.
Игры на формирование восприятия устной речи
в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука.
1. Распознавание дефектного произношения в чужой речи (взрослого и ребенка), отличающегося от собственного.
Логопед читает небольшой рассказ, затем задает вопрос: «Какой звук вы чаще всего слышали? Послушайте, как он звучит» (четко и длительно произносит, сравнивая его с каким-либо неречевым звучанием, например, с-с-с – вытекает вода из крана). Затем, экранируя лицо и чередуя правильное и дефектное произношение, логопед произносит слоги различной структуры, с различными гласными, слова, в которых нужный звук встречается в разнотрудных фонетических условиях. Ребенок, услышав дефектное произношение звука, сигнализирует об этом.
Игра «Капризный телефон».
Один ребенок – ведущий. Остальные дети, имеющие нормативное или отличное от ведущего дефектное произношение звука, получают картинки, названия которых содержат как правильно произносимые детьми звуки, так и нужный звук. Логопед : «Сейчас мы будем звонить Кате по телефону и рассказывать, какие картинки у нас есть. Только вот телефон иногда капризничает. Катя должна внимательно слушать и определить, капризничал телефон или нет. Если телефон работает хорошо, то Катя услышит, что все звуки в слове произнесены верно. Если телефон капризничает, то Катя услышит, что не все звуки в слове произнесены правильно». Взяв телефонную трубку и закрыв нижнюю часть лица экраном, каждый ребенок называет громко и четко свою картинку. Ведущий определяет, правильно или нет произнесено слово. Если ребенок ошибается, то он уступает место ведущего, и игра продолжается.
2. Распознавание дефектного произношения, аналогичного собственному в чужой речи. Проводится в той же последовательности и такими же приемами, но при этом логопед имитирует произношение, аналогичное дефектному произношению ребенка.
Упражнения на вычленение первого и последнего звука
в слове, нахождение местоположения заданного звука.
- назвать в слове первый звук, последний звук;
- определить местоположение заданного звука в слове;
- разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой – в конце, в третий – в середине;
- выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в начале слова (в середине, в конце);
- подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале слова (в середине, в конце);
- игра «Веселый поезд».
Перед детьми поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры: каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых заданный звук в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце.
Упражнения на определение
последовательности и количества звуков в слове.
- посмотреть на картинку, проанализировать слово-название этой картинки и составить его графическую схему;
- работа со звуковой линейкой: ребенок последовательно называет звуки в слове, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет их количество;
- отобрать картинки, в названии которых заданное количество звуков;
- придумать слово с заданным количеством звуков;
- распределить картинки по количеству звуков: в один ряд те, в названии которых три звука, в другой – четыре, в третий – пять;
- составить схему предложенных слов;
- подобрать картинки (слова) к предложенным графическим схемам.
Библиографический список
1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось-89, 2000. – 272 с.
2.Бугрименко Е. А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. – М.: Знание, 1994. – 160с.
3.Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Акалис, 1995. – 38с.
4. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе. – М.: Знание, 1994. – 189с.
5. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб.:
Сайма, 1993. – 45с.
6. Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки. – СПб.: Детство-пресс, 2004. – 95с.