Упражнения для развития ассертивности у несовершеннолетних
«Мои сильные стороны»
Цель: развитие саморефлексии; формирование установки на активную жизненную позицию.
Группа разбивается на пары, кто – то один из пары начинает перечислять свои положительные качества, начиная каждую фразу следующим образом: «Мне нравится в себе…». Второй партнёр внимательно слушает, не перебивая и не уточняя. Затем по команде руководителя партнёры меняются ролями. После того как все высказались, руководитель раздаёт листы бумаги и карандаши, предлагая всем написать свои сильные стороны на листочке. Затем группа обсуждает, как, опираясь на свои сильные стороны, сделать что – то по – настоящему ценное. Затем участники рассказывают друг другу о том, как они собираются использовать свои сильные стороны для достижения своих целей.
«Три имени»
Цель: развитие саморефлексии; формирование установки на самопознание.
Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.
« Хвастовство»
Цель: создание условий и формирование навыков самораскрытия.
Участники садятся в большой круг и получают задание (время для подготовки 2-3 минуты). «Каждый должен похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах - о том, что он любит и ценит в себе». На выступление отводится - 1 минута. По окончании всех выступлений группа обсуждает ощущения, возникшие в процессе выполнения упражнения.
«Неуверенные и уверенные ответы»
Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях и формирование необходимых «ролевых» пристроек. Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации:
Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.
Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас об этом обстоятельстве.
Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы. Вы терпеть этого не можете. • Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.
Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.
Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника. На упражнение отводится 40-50 минут.
Игры и упражнения по работе с агрессией и проявлениями эмоций
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок — здороваемся за руку;
2 хлопка — здороваемся плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками.
Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
Упражнение «Я есть, Я буду»
Ребенку предлагается рассказать, какой он сейчас: внешность, чувства, качества, поведение. По желанию ребенка он может использовать для рассказа свои рисунки, предметы в комнате, иллюстрации в книжках, игрушки и другой вспомогательный материал. Психолог может использовать аудио- или видеозапись рассказа.
Затем ребенку предлагается рассказать, каким он хочет стать: также внешность, поведение, чувства, качества. Здесь также могут использоваться вспомогательные средства для составления рассказа. Желательно, чтобы психолог использовал и на этом этапе аудио- или видеозапись. После этого ребенку предлагается прослушать (просмотреть) два рассказа и сравнить их. Если присутствуют отличия, то ребенку самому представляется возможность придумать, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет.
Игра «Угадай голоса»
Участники могут сидеть в классе на своих местах. Кто-то из участников становится водящим.
Условия игры: водящий становится спиной к остальным участникам игры. В это время кто-то произносит 2-3 слова (это может быть очень короткое предложение: «Сегодня жарко» и др.). Водящий должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагается 2-3 таких задания. В роли водящего должны побывать все участники игры.
«Замри-отомри»
«Замри-отомри» - подвижная и веселая игра для самых маленьких ребят. Играть в нее можно в группе детского сада, на переменке в начальной школе или просто в любой компании, где есть маленькие дети. Проводить игру можно на свежем воздухе или в закрытом помещении.
Перед началом игры дети выбирают водящего. Водящим может быть и взрослый организатор игры. Например, воспитатель в детском саду.
По команде дети начинают двигаться, бегать, подпрыгивать или изображать что-либо. Водящий дает команду «Замри!». Все игроки должны остановиться и замереть в той позе, в которой их застала команда. Тот, кто не справился с задачей и продолжил движение, становится новым водящим или выбывает до начала следующей партии.
Водящий командует «Отомри!». Дети снова начинают произвольное (или заранее оговоренное) движение до следующей команды «Замри!».
Игра продолжается до тех пор, пока не будет выявлен победитель или пока не надоест.
Упражнение «Цветок»
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:
«Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево. А теперь расскажите, что вы почувствовали, когда были цветком».
Упражнение «Снежная баба»
Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребёнком вы лепите снежную бабу.
Итак, «слепили мы во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребёнка изобразить сн. бабу). Есть у неё голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках… Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у неё замерзла голова (попросить ребёнка напрячь голову и шею), потом плечи (напрячь плечи), потом туловище (ребёнок напрягает туловище). А ветер дует всё сильнее, хочет разрушить сн. бабу. Уперлась сн. баба своими ножками (сильно напрягает ноги), и не удалось ветру разрушить сн. бабу. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу, решило её отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала начала таять голова (ребёнок свободно опускает голову), потом плечи (расслабляет и опускает плечи), потом руки (мягко опускает руки), потом туловище (ребёнок, как бы оседая, наклоняется вперёд), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Ребёнок сначала садится, потом ложится на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекается по земле».
Игра «Сороконожки»
«Игроки становятся в ряд, друг за другом и каждый держится за пояс игрока, стоящего впереди него. Ведущий дает «сороконожке» различные задания, которые она должна выполнять. Так же можно проводить соревнования между несколькими «сороконожками». При этом выигрывает та команда, которая выполнит больше всех заданий, прежде чем их «сороконожка» развалится.
Примеры заданий, которые может давать ведущий «сороконожке»:
— Сороконожка поднимает все свои правые (левые) ножки.
— Сороконожка прыгает.
— Сороконожка садится (игроки должны присесть на корточки).
— Сороконожка ползет сидя (игроки передвигаются на корточках).
— Сороконожка встала и побежала.
— Сороконожка чешет передней ножкой самую заднюю пятку.
Игра «Гармоничный танец»
В игре участвуют двое. Один закрывает глаза (Лучше надеть повязку). Встают друг против друга, прикасаются легко ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться.
Игра – упражнение «Передай улыбку»
Психолог. Я предлагаю поиграть в игру «Передай улыбку». Мы будем улыбаться и называть друг друга ласково по имени. Что вы чувствуете сейчас?
Ответы детей.
Упражнение «Ласковый мелок»
Цель: Развитие навыков общения, снятие агрессивности.
Проведение: Дети делятся на пары. Один ложится на пол. Другой – пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом руки «стереть» все нарисованное
Упражнение «Мы клоуны»
Дети изображают клоунов, грустных, веселых, с шарами и тд.
Упражнение «Отражение в зеркале»
Дети играют парами. Роли распределяются так: один ребенок – зеркало, другой – смотрящийся в зеркало. Задача играющих – синхронно выполнять любые движения, запрещается лишь дотрагиваться друг до друга. Инициатива придумывать движения принадлежит смотрящему в зеркало. Через одну-две минуты дети в паре меняются ролями.
Упражнение «Апельсин»
Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребёнка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет апельсин в руку и начнёт выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 – 10 сек.).
«Разожмите кулачок, откатите апельсин, ручка тёплая…, мягкая…, отдыхает…» Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура повторяется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).
государственное казенное учреждение Самарской области
«Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Консультация на тему: «Игры и упражнения, который можно включить в работу с детьми с целью профилактики самовольных уходов.
подготовила Жаркова Е.В., педагог-психолог
Осинки, 2017 год