СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры на развитие эмпатии (для детей от 5 лет)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игры на развитие эмпатии (для детей от 5 лет)»

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 5 ЛЕТ)


«Назови себя»

Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к новой среде. Дети 3-4лет.

Ход игры: Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, может что-то рассказать о себе).

 

«Снежный ком»

Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт. Дети 4-5 лет.

Ход игры: Первый участник (например, слева от веду­щего) называет свое имя. Следующий повторяет его, затем называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.

 

«Ласковое имя»

Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника. Дети 5-7лет.

Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые име­на, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно по­стараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме того, произнести его ласко­вое имя» [50].

 

«Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание психологичес­ки непринужденной атмосферы. Дети 5-7лет.

Ход игры: В начале упраж­нения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздоро­ваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необык­новенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и по­здороваться посредством его.

 





«Встаньте те, кто.,,»

Цель; развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга. Детям 5-7 лет.

Ход игры: Ведущий дает задание: «Встаньте те, кто…

  • любит бегать;

  • радуется хорошей погоде;

  • имеет младшую сестру;

  • любит дарить цветы и т. д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения всем задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра?» Затем вопросы ус­ложняются (включают в себя две переменные): «Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру?». Каж­дый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам — ему помогает группа [15].

 

«Представь свое имя в движении» (с 6 лет)

Цель: игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и форми­рует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения.

 

«Представься с помощью куклы» (с 5 лет)

Цель: помогает снять напряжение и неуверенность, позволяет детям лучше узнать друг друга.

Материал: две куклы разного пола, желательно в рост ребенка, или перчаточные куклы.

Ход игры: Ребенку предлагают представиться с помо­щью куклы и рассказать о себе. Ведущий и дети могут задавать вопросы, уточнять. Например: Твоя любимая игра? Как в нее играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная еда на свете? О чем ты мечтаешь? и т. д.

 



«Переходы»

Цель: игра переводит внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия. Дети 6-7лет.

Ход игры:

А) Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У всех у вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами, так, чтобы крайним спра­ва, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые во­лосы, рядом с ним — у кого они потемнее, а крайним справа, на этом стуле, был тот у кого самые темные воло­сы. Начали…» Взрослый помогает детям, подходит к каж­дому, прикасается к волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д.

Б) Задание то же, что и в предыдущем варианте, толь­ко дети должны поменяться местами по цвету глаз.

 

«Опиши друга»

Цель: развитие наблюдательности и умения описы­вать внешние детали. Дети 5-7лет.

Ход игры: упражнение выполняется в парах (одно­временно всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребёнок точен.

 

«Что изменилось?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необ­ходимых для эффективного общения. Дети 6-7лет.

Ход игры: Каждый ребенок по очереди становится во­дящим. Водящий выходит из комнаты. За это время про­изводится несколько изменений в одежде, прическе де­тей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все произведенные изменения должны быть видимы). Задача водящего подметить происшедшие изменения.

 

«Мое настроение»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, рас­познавать настроение других, стимулирование эмпатии. Дети 5-7лет.

Ход игры: Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно срав­нить с каким-либо цветом, животным, физическим со­стоянием, показать его в движении. Все зависит от фан­тазии и желания ребенка.

 

«Передача чувств»

Цель: научить детей передавать различные эмоцио­нальные состояния невербальным способом. Дети 6-7 лет.

Ход игры: Ребенку дается задание передать «по цепоч­ке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, мож­но обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подой­дя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение [16].

 

«Цвета эмоций»

Цель: развитие воображения, выразительных движений. Дети 6-7 лет.

Ход игры: Выбирается водящий, по сигналу он зак­рывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов. Когда водящий откро­ет глаза, все участники своим поведением, главным об­разом эмоциональным, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать. Можно раз­делиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет (поочередно или одновременно), а вто­рая — отгадывать.

 

 

 

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение. Дети 5-7лет.

Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закры­тыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):

  • Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

  • Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

  • Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят поми­риться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

 

«Сижу, сижу на камушке»

Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддерж­ку другому человеку (сверстнику). Дети 6-7лет.

Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голо­ву платочком.

Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем,

А кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

Меня сменит-переменит,

Еще приголубит?

После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» сле­дующий желающий.

 

«Эмоции героев»

Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оце­нить ситуацию и поведение окружающих. Дети 5-7лет.

Ход игры: Взрослый читает детям сказку. Ребенку за­ранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол не­сколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в ка­кой ситуации и почему ему кажется, что герой был ве­сел, грустен и т. д.

В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей опреде­ленной возрастной группы.

 

 









 

«Рисование»

Цель: развитие эмпатии, творческого воображения. Дети 5-7 лет.

Ход игры: Детям дается задание — «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите ка­ким-нибудь волшебным средством понимания». Рисова­ние проводится под тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. В качестве жюри можно пригласить детей из другой группы. Победителю вручается картонная медаль-смайлик.