Игры на сенсорное насыщение
Тактильные коробки
Заполните коробки различными материалами (рис, фасоль, крупа, песок) и предложите детям искать скрытые предметы, используя только руки.
Песочница с разными текстурами
Добавьте в песок различные предметы (камни, ракушки, игрушки) и позвольте детям исследовать, сравнивая текстуры.
Кинетический песок или соленое тесто
Дети могут лепить, строить и создавать различные фигуры. Это помогает развивать мелкую моторику.
Вода и игрушки
Игра с водой, добавляя разные по текстуре предметы (губки, пластиковые игрушки), поможет детям изучать тактильные ощущения.
Ароматные эксперименты
Используйте специи и эфирные масла. Позвольте детям узнать о различных запахах и сравнить их. Осторожно используем с детьми, у которых эпиактивность.
Игры с горохом или фасолью
Дайте детям возможность пересыпать горох или фасоль из одной емкости в другую, используя ложки или свои руки.
Тактильные книги
Используйте книги с различными текстурами, чтобы дети могли чувствовать и изучать разные материалы.
Рисование пальцами
Позвольте детям рисовать пальцами на бумаге, используя краски, йогурт или другие безопасные вещества.
Лабиринты из ниток
Создайте лабиринты из различных материалов (шнурки, проволока) и предложите детям провести шарик или другой предмет через такой лабиринт.
Изучение природы
Проводите время на улице, позволяя детям трогать листья, кору деревьев, камни и другие природные материалы.
Игры с мячом
Все игры с мячом, направлены на улучшение вестибулярной системы, можно использовать «съедобное - несъедобное», «я знаю...»
«Ходьба по линии» Материал: линия (полоса) шириной 3-4 сантиметра в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Большой диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной.
Цель: координация движений, тренировка равновесия. Сознательно прочувствовать собственное состояние внутреннего покоя через концентрацию. тело, испытать
Ход игры: дети сидят вокруг эллипса. Они удалены от него настолько, чтобы не касаться его ногами. Педагог один раз проходит по линии, стараясь при этом обратить внимание ребенка на постановку всей ступни вдоль линии и на естественность ходьбы. Пальцы ступни и каблук находятся на линии. На этом примере ребенок понимает ход упражнения. Затем педагог одного за другим называет детей по имени и просит каждого начать упражнение. Постепенно все дети группы принимают участие в упражнении. Наблюдая, педагог замечает трудности отдельных детей и может потом тактично вмешаться, высказывая общие пожелания, например, «Мы стараемся наступать точно на линию».
«Между двух берегов» Материал: две скакалки кладем рядом с друг другом, начиная с расстояния 50 см, постепенно уменьшая расстояние до 10 см. Задача - ходьба между линий, стараясь не наступать на края.
«Переступаем через веревочку» Материал: для игры потребуется веревка, которую необходимо положить на пол. Задача: ноги ставить с двух сторон от веревочки.
«На носочках» Ход игры: возьмите бубен или барабан и стучите в него сначала тихо, потом громче и, наконец, очень громко. Дети бегают на носочках. Если бубен звучит тихо, нужно идти, звук становится громче - идти широким шагом, еще громче - бежать. Чем чаще вы меняете ритм, тем веселее игра.
«Футбол бумажным пакетом» Надуть бумажный пакет. Играть им в футбол, дети должны соотносить силу удара об пакет, чтобы он не порвался.
«Снежки» - известная игра на улице, когда позволяет погода (можно заменить на снежки из бумаги), но необходимо, ловить снежки поочерёдно правой или левой
«Качание» Материал: вестибулярная доска, доска-качалка с мягким верхом, скамья качалка. Ход упражнения: посадите ребенка на качалку лицом вперед. Попросите его взяться руками за качалку с обеих сторон. Предложите ему покачаться из стороны в сторону. Можно также использовать гамак или качели-мешок и раскачиваться из стороны в сторону, вперед-назад.
«Гребля» Материал: скутерборд (доска на колесах). Ход упражнения: попросите ребенка сесть на скутерборд или встать на него на колени. Предложите ему «грести», передвигая доску вперед и назад с помощью обеих рук. Он может сначала использовать обе руки, а затем чередовать их. Варианты проведения: можно использовать небольшой коврик из ткани или мат вместо скутерборда. Изменяйте маршрут движения: прямой, извилистый, по кругу.
Игры и упражнения для развития проприоцепции
Топать. Помним, что лучше делать все весело, играючи и под музыку, можно озвучивать какое-либо стихотворение, где надо топать.
Бегать. Вариант — ролевые догонялки (кто-то заяц, кто-то волк — малышам очень нравится) или соревнования “кто быстрее”.
Лазать. Можно по деревьям, снежным кучам, на веревочных лестницах и обычных, скалодромах и др.
Прыгать. Тоже везде и через все. На скакалке, через веревку/ремень или ленту, на кровати, батуте и тд.
Висеть. На турниках, перекладинах.
Пинать. Мяч, ледышку, камушек.
Ползать. По туннелям или через полосу препятствий. Туннели могут быть как из ткани (узкие, облегающие), так и свободные (ставим два стула, сверху кладем две длинные доски по краям и накрываем одеялом).
Обниматься и делать массажики. Помним, что легкие, поверхностные прикосновения возбуждают нервную систему, а глубинное воздействие - успокаивает.
Копать лопатой или сгребать мусор граблями, веником.
Толкать или тянуть тяжелые предметы. Канистры с водой, тазики с бельем, сумки с продуктами, НО помните для каждого возраста свой вес, который ребенку по силам.
Жевать грызунки, хрустящую пищу (сухари, сушки), вязкую пищу (сухофрукты, жевательные конфеты), пить через соломинку (чем гуще консистенция напитка, тем больше стимуляция: кисель, йогурт).
Игры с утяжелением: куча-мала, бутерброд (кладем ребенка между подушек, можно еще легонько сверху навалиться).
Для глубокого сна использовать утяжеленное одеяло