Дидактические игры можно широко использовать на уроках математики. увлекшись дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, мыслят.
Просмотр содержимого документа
«Игры на уроках математики»
Автор: Жукова Наталья Владимировна
Учитель математики
МБОУ «Образовательный комплекс «Школа №29 г. Йошкар-Олы», Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, Ленинский проспект, д.10а
Значение игры в исследовательской практике на уроках математики.
Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Какие игры можно предложить при исследовательской практике?
«Конструктор», «Проектировщик». В этих играх детям предлагается попробовать себя в роли проектировщика: составить проект, выполнить чертеж, произвести математическое обоснование оптимальности предложенного проекта. Здесь ученики не только учатся применять полученные знания, но и выстраивают свою линию поведения, рассчитывают эффективность и затраты работ.
Игры – соревнования. При проведении этих игр важное значение имеет подбор заданий, выбор правил соревнования, поддержка интереса и хорошего настроения. Для этого можно предложить домашнюю подготовку, использование справочной литературы или помощь родителей.
«Юные исследователи». При проведении таких игр учитель предлагает детям доказать или опровергнуть какую-нибудь гипотезу. Ученики должны с помощью эксперимента или, опираясь на свой жизненный опыт, сделать вывод и доказать его правильность. Здесь важную роль играет посильность задания. Ведь если задание будет слишком трудным, то интерес поиска решения быстро иссякнет. Например, ученикам восьмого класса можно предложить при изучении теоремы « Сумма внутренних углов выпуклого многоугольника » рассмотреть разные виды многоугольников и сделать вывод. Ученикам пятого класса можно предложить выяснить сколько плитки понадобится для ремонта ванной комнаты определенной площади.
Сочинения, доклады, рефераты. Можно предложить ученикам различные темы для работы. В пятых-шестых классах это могут быть сочинения о значении математики в нашей жизни, биографии известных математиков, а в старших классах несколько способов доказательства одной теоремы, расчет прибыли предприятия.
Для многих детей именно с игры начинается самостоятельная исследовательская работа. Во время игры дети высказывают свои гипотезы более охотно, более активно защищают свои версии. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.