СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примеры игр для использования на уроках русского языка

Просмотр содержимого документа
«Игры на уроках русского языка»

Игры на уроках русского языка


Деловая игра «Корректор»

Пример 1. Представьте себе, что вы работаете корректором в печатном издании. Исправьте ошибки в построении предложений. Запишите в исправленном виде.

А) Побывали мы и памятника-монумента. Он поразил нас величиной и своим величием (Побывали мы и у монумента, который поразил нас своим величием)

Б) Работая в архиве, знакомишься с правилами архивной работы, испытываешь наслаждение от кропотливой, упорной и усердной работы с архивными материалами. (работая с архивными материалами, испытываешь наслаждение от труда, который требует усердия и упорства)

В) В ряде регионов страны в конце 18 века – к ним относятся Урал, Причерноморье и Южная Украина – начала развиваться промышленная индустрия по добыче угля. (В конце 18 века на Урале, в Причерноморье и Южной Украине начала развиваться угольная промышленность)

Пример 2. Прочитайте предложения. Найдите стилистические ошибки. Исправьте их.

В наши прекрасные, счастливые, весёлые, радостные дни проходит много мероприятий в нашем городе.

Мама, в силу своей безысходности, сегодня я в школу не пойду.

Произведение «Война и мир» пользуется большим спросом у населения.

Мне пришлось отступить назад, когда я увидел медведя.

Пример 3. Прочитайте текст. Вставьте слова, наиболее точно выражающие мысль; объясните свой выбор.

Человек …(изобрёл, нашёл, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им (в мире, во вселенной, на земле), но этого мало. Он … (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он …(назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь …(воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, …(происходящие, совершающиеся, существующие0 в мире. Он …(запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, …(движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может …(выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для …(выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлечённых и обобщённых идей и понятий. (По С.Маршаку)

Пример 4. Прочитайте предложения. Найдите в них грамматические ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

Их брани уже надоели всем соседям.

Мне казалось, что Петров более умнейший ученик в классе.

Обои мальчики шли очень быстро.

Ихняя одежда мне была бы не к лицу.

Моё день рождения седьмого сентября.

Мы слушали стихи и произведения С.Есенина.


Деловая игра «Диктор»

Пример 1. Представьте себе, что вы работаете диктором на радио, готовясь к эфиру, вы прочитываете текст заранее. Прочитайте слова, соблюдая орфоэпическую норму.

Прибывший вовремя; понявший объяснение; взята напрокат; создана для счастья; переведена в 7-й класс; увя…шие цветы; станешь еще красивее; прибыла украинская команда; премировать поездкой в Москву; звонят ежечасно; более 780 учебников; к первому октябр…; с об…их сторон.

Пример 2. Прочитайте данные ниже слова и словосочетания, соблюдая орфоэпическую и морфологическую нормы.

Экземпляр

Километр

С 239 песнями

С 90 литрами

С 49 книгами

В 1,5 км

Центнер

У об…их подруг

К 1 сентябр…

Грущу по ва…

Их (ихний?) знакомый

Гостили у неё (у ней?)


Игра «Переводчик»

Пример 1. У писательницы Л. Петрушевской есть лингвистическая комедия под названием "Фыва пролдж", написанная на несуществующем языке. Но даже не зная его, вы сможете "перевести" на русский язык отрывок из этой комедии и составить словарь несуществующего языка. Что вам поможет справиться с этим заданием?

Фыва пролдж

Индякие:

Ляпупа

Бутявка

Напушка. По-за напушкой бурдысья. На напушке сяпает Ляпупа. У Ляпуты разбызены клямсы.

Ляпупа (сяпая и сяпая). Оее, оее, некузяво. Потрямкать бы. Нетрямкавши сяпать кузяво ли?

По напушке шается Бутявка.

Бутявка (бирит, не вазя Ляпупу). Фыва пролдж. Фыва пролдж.

Ляпупа (вазит Бутявку). О-по-по, смычь, Бутявище некузявое! Сяпай к Ляпупе!

Бутявка (увазивши Ляпупу, фьюро сяпает с напушки в бурдысья). Фыва пролдж. Фыва пролдж.

Ляпупа. И не фыва, и не пролдж.

Досяпывает до Бутявки и зачучивает Бутявку в клямсы.

Бутявка. Оее, осее. Фы...ва! Про...пр... (лепещется у Ляпупы в клямсах).

Ляпупа (трямкая Бутявку). Нннн. Кщ. Кщ. Прлдбрр...

Полбутявки у Ляпупы в клямсах, полбутявки лепещется об напушку. Лепещется, лепещется да и - бздым! - отчучилось полбутявки из Ляпупиных клямс и усяпало.



Пример 2. Статья журналистки О.Чегодаевой в "Комсомольской правде" называется "Чем отличается линер от роллера, знает каждый лицеист". "Переведите" название статьи, предварительно прочитав отрывки из нее. Какие слова из этой области вам еще известны? Объясните их значение, "проэкзаменовав" друг друга.

«Дети-то давным-давно все изучили и теперь экзаменуют родителей. Вопрос на засыпку: чем отличается маркер от линера, линер от роллера, а тот, в свою очередь, от капиллярной ручки? Оказывается, маркер на кончике имеет скос, что позволяет проводить широкую ровную линию. Эта линия прозрачная, а краска, которой заправлен маркер, фосфоресцентная. Подчеркнутый (а точнее, зачеркнутый) маркером текст бросится в глаза даже самым невнимательным. Линер - тонко пишущий фломастер, а роллер - тот же фломастер, только сделанный по типу шариковой ручки. Капиллярной ручкой можно писать не только по бумаге, но и по пленке и по стеклу.... Нотес не надо путать с нотами, ноты - для музыкантов, нотес - для всех. Симпатичные блокнотики разного формата с отрывающимися листочками полюбились школьникам. Сами листочки клеящиеся, их можно прилеплять куда угодно. ... С роллерами и линерами вроде бы разобрались, переходим к степлерам. Степлеры - машинки для скрепления листов металлическими скобками.... Есть в продаже и антистеплер - инструмент, удаляющий скобки».