СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Игры с мячом". Картотека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры с мячом позволяют развить ловкость, меткость, координацию движений; закрепить знание цвета, формы

Просмотр содержимого документа
«"Игры с мячом". Картотека.»































Цели: развить ловкость, меткость, координацию движения; закрепить знание цвета, формы

Традиционные приемы игры в мяч.

Для того чтобы успешно освоить подвижные игры с мячом, дети должны предварительно хорошо овладеть основными приемами игры в мяч. В русских народных забавах часто упоминается о таких упражнениях с мя­чом, которые может постепенно освоить каждый ребе­нок. Эти упражнения позволят подготовить детей к ус­пешному овладению подвижными играми с мячом, для которых им понадобится определенная ловкость и хо­рошая координация движений . Вот некоторые из них (названия и описание по книге М.Ф. Литвиновой «Русские на­родные подвижные игры»):

  1. Свечки — подбросить мяч вверх сначала невысоко и поймать его. Во второй раз бросить выше, в третий раз — еще выше.

  2. Поднебески — подбросить мяч вверх, поймать с от­скока от земли.

  3. Гвозди ковать — отбивать мяч рукой о землю.

  4. Хватки — поднять руки с мячом над головой, выпу­стить его и поймать на лету.

  5. Вертушки-перевертушки — положить мяч на ладонь, слегка подбросить его, руку повернуть тыльной сторо­ной и так отбить мяч вверх, а затем поймать.

  6. Первыши-водокачи — ударить мячом в стену, пой­мать его с отскока от стены.

  7. Зайца гонять — бросить мяч о землю так, чтобы он ударился о стенку, и поймать с отскока от стены.

  8. Пришлепы — ударить мячом о стену, отскочивший от стены мяч ударить ладонью так, чтобы он опять уда­рился о стену, после чего поймать.

  9. Галки, вороны, зеваки — встать спиной к стене, откинуть голову назад так, чтобы она касалась стены. Из этого положения ударить мячом о стену и поймать двумя руками.

  10. Одноручье — подбросить мяч вверх правой рукой и поймать правой: подбросить левой и поймать левой.

  11. Ручки — опереться левой рукой о стену, правой ру­кой ударить мячом о стену из-под руки, поймать двумя руками. Опереться правой рукой в стену, левой ударить мячом о стену из-под руки, поймать двумя руками.

  12. Ручки — опереться левой рукой о стену, правой ру­кой ударить мячом о стену из-под руки, поймать двумя руками. Опереться правой рукой в стену, левой ударить мячом о стену из-под руки, поймать двумя руками.

  13. Через ножки — упереться левой ногой в стену, из-под нее ударить о стену мячом и поймать его двумя руками. Повторить то же самое упражнение, но упе­реться правой ногой.

  14. В ладоши — ударить мячом о стену, хлопнуть в ла­доши и поймать мяч.

  15. По коленям — ударить мячом о стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч.

  16. Нитки наматывать — ударить мячом о стену, быс­тро сделать движение руками, будто наматываешь нит­ки, и поймать мяч.

  17. С одеванием — ударить мячом о стену, а пока он летит, сделать движение, как при надевании шапки. После второго броска «обуться» и т. Д.



  1. Вышибалы

Игровое поле (длиной ~8-10 метров очерчено с двух сторон линиями, за которыми стоят вышибалы (водящие), их задача - выбить мячом игроков с поля, мяч подается поочередно от одного вышибалы к другому, существует масса вариантов игроков. а) вышибалой становится "выбитый" или вновь прибывшии игрок. б) играющие делятся на команды и выбитые игроки уходят с поля пока не будут выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы может быть поймана "свечка", что означает либо возможность остаться в круге, либо возврат одного из выбитых игроков на поле. с) если предыдущие варианты широко известны, то с этим я столкнулась только однажды - в пионерском лагере. Игроков должно быть достаточно много - не менее 4-5 в каждой из двух команд. В каждой команде - один вышибала (В) и остальные игроки (И) на поле размещаются следующим образом:¦ ¦ ¦ В1¦ И2 ¦ И1 ¦В2 ¦ ¦ ¦ Каждая из команд поочередно владеет мячом и вышибает игроков противника (И1-И2), выбитые игроки из категории игроков переходят в категрию вышибал, то есть выходят за границы поля в сектор (В1-В2, соответственно), завладеть чужим мячом может только игрок, поймавший "свечку" (мяч пойманный с земли "свечкой" не считается, игрок поймавший такой мяч переходит к вышибалам). Побеждает та команда, в которой еще остались игроки, они же и начинают следующий кон.

  1. Картошка

Мяч должен быть легким, лучше небольшой надувной. Игроки став в круг перекидывают мяч друг-другу (ловят или отбивают как в игре "волейбол"), тот кто пропускает или роняет мяч становится "картошкой" - садится на корточки в круг и по нему могут производиться удары мячом. Если мяч после удара по "картошке" падает на землю, то он не считается пропущенным и игра возобновляется, если "картошке" удается поймать мяч (наподобие "свечи"), то "картошкой" становится потерявший мяч, а остальные игроки выходят из круга. Последний из двух оставшихся игроков, уронивший мяч на землю, становится первой "жертвой" нового кона.

  1. Съедобное-несъедобное

Игровое поле расчерчивается в линеечку, где каждая линеечка отделяется от другой на один шаг (можно играть на широкой лесенке), игроки встают за последнюю черту и водящий бросает им поочередно мяч, называя различные предметы. Если звучит "съедобное" слово игрок должен поймать мяч, "несъедобное" - пропустить или отбросить, при соответствии действий игрока названному слову игрок переходит к следующей черте (на след. ступеньку). Выигрывает и становится водящим тот, кто первый пересечет последнюю черту.

  1. Я знаю 5 имен

По земле чеканят мячом (ладонью), при каждом ударе произнося очередное слово: "Я знаю 5 имен девочек (мальчиков, названий цветов, птиц и так до бесконечности): Маша - раз, Таня - два, Катя - три, "Соня - четыре, Ира - пять", "Я знаю 5 ..." Если игрок ошибается или делает долгую паузу, мяч переходит к другому игроку, когда мяч сделает круг и возвращается к игроку, игра для данного игрока возобновляется с того места, где он прервался ( как это делается в "классиках"), при этом заранее лучше договориться в каком порядке будут называться предметы. Эта игра полезна и без мяча, в домашних условиях.

  1. Собачка

Игроки встают в круг, и перебрасывают мяч друг другу, задача "собачки" - завладеть мячом, потерявший мяч сам становится "собачкой". Это ограниченный перечень игр с мячом, его можно дополнить классическими играми в футбол, баскетбол, волейбол, пионербол - отечественное детище для малышей (вариант волейбола, где мяч не отбивается, а ловится)

  1. Жопки

Вода выбивает мячом игроков лежащих на земле с поднятыми ногами, которыми те отбиваются, но выбитым считается только тот, кому попали по мягкому месту.

  1. Игра с мячом

В нее обычно играют девочки. По очереди ударяя мячом о стену, перепрыгивают через отскочивший на землю мяч, если прыжок не удается игроку присваивают имя по очередному слову ключевой фразы. Как только фраза заканчивается игрок выбывает из игры.

  1. Успей подобрать

В круг, диаметром 1 метр, становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 тенисных (резиновых) мячей. По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, старается подобрать как можно больше мячей и, не выходя из круга, поймать мяч. Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, координацию, ловкость, реакцию.

Количество игроков: 2

Место игры: улица

Необходимы вещи: мячи

  1. Цель

Это интересная игра, развивающая ловкость, меткость и координацию. Дети стоят за линией круга. В центре круга — ведущий. У одного из игроков мяч. Те, что стоят за кругом, кидают мяч в ведущего, стараясь попасть в него, или передают мяч товарищу, чтобы тот сделал бросок. Ведущий бегает, уклоняясь от ударов мяча. Игрок, который не попал мячом в ведущего, встает на его место.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, выносливость, координацию, ловкость, меткость, реакцию

Количество игроков: 3 и более

Место игры: улица

Необходимы вещи: мяч

  1. «Кто дальше»

Кто дальше бросит мешочек. 5—6 детей стоят на одной стороне площадки за начерченной линией или положенной веревкой. У каждого по четыре мяча или мешочка с песком. По сигналу воспитателя дети бросают по 2 раза правой и левой рукой, затем бегут к мячам, поднимают их и возвращаются обратно.

Правила: бросать обязательно одной и другой рукой; бежать за мешочками только по сигналу.

  1. «Меткие стрелки». 

С одного края игровой площадки выставляются около десяти кеглей (на равном расстоянии между собой). От них отсчитывается примерно десять шагов и проводится стартовая линия. Все участники игры, предварительно разделенные на две команды, выстраиваются чередующимися шеренгами вдоль стартовой линии. По команде ведущего игроки первой шеренги бросают в кегли небольшими мячиками, пытаясь сбить те. После первого броска на место первой заступает вторая шеренга (и тоже производит бросок по команде ведущего), и так происходит несколько раз. В результате побеждает команда, игроки которой сбили наибольшее количество кеглей

  1. «Передай мяч»

Цель: развивать умение выполнять движения ритмично, согласуя со словами, а также по сигналу, упражнять в передаче мяча, в повороте корпуса вправо и влево, в метании в подвижную цель, в беге с увертыванием, закрепляют навык построения в круг.

Описание игры

Играющие дети, стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель дает одному из играющих мяч (диаметром 6—8 см). По слову воспитателя «начинай» дети начинают передавать мяч друг другу в одном направлении. Все играющие при этом (хором) четко говорят:

  1. «Попади в ворота»

Дети с помощью воспитателя распределяются парами и встают на расстоянии 4—6 шагов один от другого. Между каждой парой посередине установлены ворота — из кубиков, кеглей или прутиков. Каждая пара получает один мяч и катает его друг другу через ворота.

Правила: катать мяч, не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию воспитателя).

  1. "Подбрось повыше"

Воспитатель раздает детям мячи диаметром 12—15 см и предлагает поиграть с ними, бросая вверх и стараясь поймать после броска.

Правила: бросать сначала невысоко, чтобы суметь поймать; ловить мяч, кистями рук, не прижимая к груди; если мяч упал, его можно поднять и продолжить упражнение.

  1. "Попади в цель"

Воспитатель ставит или подвешивает 2—3 вертикальные цели. Это может быть обруч с картонным кружком посередине, щит-мишень, снежная фигура с удобным для метания предметом (лиса с колобком, заяц с корзиной). Перед целями на расстоянии 1,5—2 м обозначается полоса шириной 40 см. На ней напротив каждой цели стоят ведерки с мячами, шишками, мешочками с песком. 2—3 детей встают к ведеркам, берут предметы и метают их в цель одной и другой рукой. Собирают брошенные предметы в ведерки, выходят другие играющие.

Правила: метать по сигналу той рукой, какой укажет воспитатель; собирать предметы после того, как все произвели метание; выполнять метание, не выходя за пределы полосы.

  1. «Мой веселый звонкий мяч»

Дети становятся в круг воспитатель с корзиной маленьких мячей в центре. Все вместе произносим слова:

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь

Красный, жёлтый, голубой

Не угнаться за тобой

По окончанию слов воспитатель подбрасывает мячи вверх, так что бы они разлетелись в разные стороны. Дети должны быстро собрать их назад в корзину.

  1. «Меткие стрелки». 

С одного края игровой площадки выставляются около десяти кеглей (на равном расстоянии между собой). От них отсчитывается примерно десять шагов и проводится стартовая линия. Все участники игры, предварительно разделенные на две команды, выстраиваются чередующимися шеренгами вдоль стартовой линии. По команде ведущего игроки первой шеренги бросают в кегли небольшими мячиками, пытаясь сбить те. После первого броска на место первой заступает вторая шеренга (и тоже производит бросок по команде ведущего), и так происходит несколько раз. В результате побеждает команда, игроки которой сбили наибольшее количество кеглей.

  1. «Охотники». Она развивает меткость и гибкость.

Дети бегают по игровой площадке. В разных местах площадки стоят, предварительно назначенные Охотниками, трое ребят с мячами в руках (если детей очень много, то Охотников может быть больше, если мало, то меньше). По сигналу водящего: «Стой!» - все участники останавливаются. Задача Охотников – с места попасть в кого-либо из участников мячиком. «Пораженная добыча» сменяет Охотника. Участники имеют право уклоняться от мяча, но они не должны сходить со своего места. Если участник сошел с места после команды «Стой!», то он обязан сам стать Охотником. 

  1. «Колобок». Игра развивает скорость реакции, гибкость и подвижность.

Участники игры садятся на корточки, организовав круг. В центр круга выходит водящий-«лиса» - его задачей будет поимка мяча-«колобка». Участники стараются так перекатить мячик друг к другу, чтобы лиса не смогла его поймать. Лисой становится тот участник, который не смог уберечь мяч от водящего.

  1. «Коньки-Горбунки».

Выставляется полоса препятствий, которую необходимо преодолевать всевозможными способами (перепрыгивая с места на место или через что-то, оббегая). По числу участников (из которых формируются две команды) берется определенное количество мячей. Каждый участник, согнувшийся в поясе, должен положить на спину мяч и, придерживая его руками, остаться в полусогнутом состоянии. По команде «Коньки-Горбунки» из двух команд начинают скачки по полосе препятствий. Побеждает команда, которая первой закончит скачки, не потеряв при этом свои мячики.

  1. «Меткий стрелок». 

Берется яркий и легкий пластмассовый диск (либо вырезается из плотного картона и ярко раскрашивается). Каждый участник берет по очереди небольшой резиновый мяч, которым пытается попасть в диск, подброшенный вверх ведущим. Всего предоставляется по десять попыток, после чего по количеству точных попаданий определяется победитель. Задание усложняется тем, что диск постоянно подбрасывают в разные стороны от участника. Если участники набирают равное количество очков, то им предоставляются дополнительные попытки.

  1. «Шлепанки». 

Участники игры образуют круг, становясь друг от друга на расстоянии шага, лицом в центр. С помощью считалочки выбирается водящий, которому дается в руки мяч. Он становится в центр образованного круга и, называя одного из участников по имени, шлепает мяч таким образом, чтобы тот отскочил в сторону названного ребенка. Тогда этот участник должен поймать отскочивший к нему мяч и шлепнуть по нему ладонью заданное ранее число раз (не более пяти) таким образом, чтобы в результате тот вернулся к водящему. Далее водящий так же отправляет мяч следующему участнику, до тех пор, пока мяч не упадет, а участник, упустивший его, не займет место ведущего.

  1. «Соревнование в зоопарке». 

Участники образуют две команды, которые должны пробежать эстафету, подражая разным животным, живущим в зоопарке. Каждая команда получает по мячу, который она использует в забеге по-разному. Так, например, изображая пингвинов, участники передвигаются, зажав мяч между своими коленями, подражая пингвиньей походке. Изображая страусов, дети преодолевают эстафету, держа мяч на прямо вытянутых руках. «Кенгуру» прыгают, соединив вместе ноги и держа мяч плотно прижатым к корпусу. «Лягушки» - приседая и делая упор на мяч. Побеждает команда, все участники которой справились с заданием лучше.

  1. «Пирамида». 

Рисуется кольцо, которое делится на шесть секторов. В его центре строится небольшая пирамидка из семи плоских предметов. От центра отсчитывают примерно десять шагов и проводят линию. Участники разделяются на две команды (игроков и водящих). Игроки становятся за проведенную линию и по очереди катят мяч, стараясь попасть в пирамидку. Когда им это удается, они разбегаются в стороны, чтобы потом попытаться разложить предметы из разбитой пирамидки по секторам и в центр. В это время водящие, у которых остается мяч, должны не допустить этого, выбивая игроков мячом. Если игрокам удается разложить предметы в заданные места, они побеждают. Если водящие выбивают из игры всех игроков, то победа за ними.

  1. "Турнир мастеров мяча"

Турнир проводится возле глухой стены. Его участники должны выполнить 10 упражнений с теннисным мячом. На каждое упражнение да­ются две попытки. За выполненное упражнение участник получает одно очко. Победителем счи­тается тот, кто наберет большее число очков.

1. Бросить мяч в стену, дать упасть на зем­лю, а затем поймать.
2. Бросить мяч в стену и поймать на лету.
3. Бросить мяч в стену, 3 раза хлопнуть в ладоши и поймать на лету.
4. Бросить мяч в стену, дать ему упасть на землю, отбить его ладонями в стену и поймать на лету.
5. Бросить мяч в стену, снова отбить ладо­нями в стену и поймать на лету.
6. Бросить мяч в стену, 3 раза отбить его ладонями в стену (стоять близко) и поймать на лету.
7. Бросить мяч в стену, 3 раза отбить его ладонями в стену (стоять близко), отойти по­дальше и дать мячу упасть на пол или на зем­лю, а затем поймать.
8. Бросить мяч в стену, дать ему упасть на пол или на землю, сделать оборот на 360°, а затем поймать мяч.
9. Стоя спиной к стене, бросить в нее мяч через голову, дать ему упасть перед собой, а затем поймать.
10. Стоя спиной к стене, бросить в нее мяч через голову и поймать на лету.

  1. "Мяч соседу"

Все играющие, кроме водящего, становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Водящий находится за кругом. Одно­му из игроков в кругу дается волейбольный мяч.
Играющие перебрасывают мяч друг другу. Водящий, бегая за кругом, старается коснуться мяча рукой. Если это ему удалось, он становит­ся в круг, а водит тот, у кого в руках был за­пятнан мяч. Выигрывают участники, которые ни разу не были водящими (или побывали в роли водящих меньше других). Первого водя­щего определяют по жребию. Нельзя ронять мяч, а также перебрасывать его через одного или нескольких игроков. Игрок, совершивший такую ошибку, становится водящим.
Водящий может касаться мяча как в руках игроков, так и на лету. Если водящий коснулся мяча на лету, то идет водить тот, кто последним бросил мяч.

  1. "Часы"

Участники делятся на группы, образуя три - четыре круга. В каждом кругу игроки стано­вятся на расстоянии вытянутых в стороны рук; перед носками стоящих по кругу проводится черта. В середину каждого круга, отмеченную кружочком, выходит водящий с волейбольным мячом. По сигналу водящие начинают пооче­редно бросать мяч своим игрокам по часовой стрелке и ловить его. Получив мяч от последнего игрока в круге, водящий поднимает его вверх. Это значит, что переброска окончена.
Выигрывает группа, игроки которой быст­рее закончат передачу мяча - эти «часы» са­мые быстрые.

  1. «Воробей»

Для этой игры нужен теннисный или малень­кий резиновый мяч. Игра проводится возле глу­хой стены. На расстоянии 1,5 м отмечается ли­ния водящего, а в 3 м от водящего находится линия играющих. Водящий определяется по жребию. Он становится на свою линию и силь­но бьет мячом в стену, чтобы тот отлетел за линию игроков, стоящих спиной к стене. Во время броска водящий произносит: «Воробей летит!» Тогда участники поворачиваются лицом к стене и стараются поймать мяч на лету. Кто поймает мяч после отскока, возвращает его во­дящему. Водящий уступает свое место тому, кто раньше других трижды поймал мяч на лету.

  1. «Кенгуру»

Особенность движений кенгуру в том, что они отталкиваются обеими ногами одновремен­но. Так же должны передвигаться и участники игры.
Игру можно проводить на волейбольной или баскетбольной площадке или просто на лу­жайке. В каждой команде по 5-8 человек. Во­рота обозначаются стойками или флажками на ширине 3-4 м. Играющие со связанными нога­ми прыгают, как кенгуру, по площадке, стара­ясь забить гол в ворота соперника. Продолжи­тельность каждого тайма - 3 минуты.
Побеждает та команда, которая забьет боль­ше голов.
Играть можно любым мячом, но лучше все же большим надувным.

  1. «Вопрос – ответ»

Вопросы:

- Где развивались события в сказке «Репка»?

- Кого бы мог встретить Колобок не в лесу, а на 'огороде?

- Какие блюда семья деда приготовит из репки?

- С кем могла бы дружить репка?

- В какой сказке брат не послушался сестру?

- Какой зверь обидел семь маленьких детишек?

- Какая героиня сказки получила свое имя благодаря головному убору?

- Кто из героев сказки был хлебобулочным изделием?

- В сказке дед тянул что?

  1. Мяч через веревку (сетку)

Между деревьями или гимнастическими стойками натягивается веревка или сетка на уровне груди ребенка. По обе стороны веревки (сетки) на расстоянии 1 м от нее проводятся линии. Группки детей (по 4-6 человек с каждой стороны) становятся на линиях друг против друга.

Один из детей, стоящих крайним, получает мяч. По сигналу воспитателя: «Начинай!»- он бросает мяч через сетку ребенку, стоящему напротив. Тот, поймав мяч, перебрасывает его стоящему напротив. Тот, поймав мяч, перебрасывает его стоящему рядом и т.д. Когда мяч дойдет до последнего играющего, воспитатель отмечает, какие ошибки были у одной и другой группы играющих. При повторении игру начинает другая группа.

Вариант игры: все дети одной из групп получают мячи и перебрасывают их стоящим напротив.





8