СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры с нетрадиционным оборудованием

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры с нетрадиционным оборудованием. Перечень разных игр.

Просмотр содержимого документа
«Игры с нетрадиционным оборудованием»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5»

города Алейска Алтайского края









Мастер класс для педагогов

«Игры с нетрадиционным оборудованием»










Подготовила: Лотухова А.Н.

инструктор ФИЗО

1К.К.











г. Алейск


2022 год

Цель: создание оптимальной двигательной среды с использованием нестандартного оборудования, способствующего воспитанию культуры здоровья дошкольников.

Задачи проекта:

1.разработать и изготовить оборудование

2.активно использовать его в совместной и самостоятельной деятельности

3.обобщить и распространить опыт работы по созданию нестандартного оборудования двигательной среды

Удовлетворить естественную потребность детей в движении и увеличить двигательную активность дошкольников, призваны физкультурные занятия. Увеличение двигательной активности дошкольников возможно, как за счет изменения методики проведения физкультурных занятий, так и за счет применения - нестандартного оборудования на физкультурных занятиях и на протяжении всего режимного дня.

При его использовании быстро формируются двигательные умения и навыки. Такое оборудование позволяет решать самые сложные задачи, так как может быстро и легко трансформироваться различного вида тренажеры. Нетрадиционное спортивное оборудование часто используют для выработки чувства равновесия, формирование правильной осанки, профилактики развития плоскостопия. А самое главное, оно вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, интерес к упражнениям. Детям всегда интересны необычные, нестандартные занятия. Если удаётся удивить дошкольника, значит, половина успеха достигнута. Именно поэтому нестандартный подход к физкультурным занятиям считается очень важным.

Понятие «нестандартный» - не соответствующий стандарту, не избитый, не шаблонный, оригинальный. Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря, подручных средств и материалов. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста в условиях дефицита тренажеров, снарядов и другого спортивного инвентаря подсказал, как можно изготовить нестандартное оборудование из подручных средств. Материалы для его изготовления служат старые резиновые мячи различных размеров, пластиковые бутылки, разноцветные пробки. Изготовление подобного оборудования вполне под силу каждому.

Для использования игр с нетрадиционным спортивным оборудованием, я поставила перед собой следующие задачи:

  • создать эмоциональный комфорт для детей в группе и на занятиях;

  • стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью;

  • развивать скоростно-силовые качества детей;

  • развивать чувство равновесия, координацию движений, улучшать ориентировку в пространстве.

Для решения поставленных задач хочу предложить игры с нестандартным оборудование, которые внесут в двигательную деятельность элемент необычности, вызовет интерес и желание играть, поможет детям преодолеть свой страх. Кроме того, использование нестандартного оборудования позволит более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, повысит интерес к физкультурным занятиям, а также обеспечит активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.

Хочу вам предложить коррекционно-игровое пособие «Цветочная поляна». Это пособие по внешнему виду напоминает шар с изображением цветов. Шар крепится к потолку. Пособие изготовлено из подкладочной ткани, на которую нашиты липучки. К пособию прилагаются цветочки на липучках, 2 комплекта бабочек. Один комплект бабочек, который изготовлен из легкой ткани, применяется детьми для выполнения технике прыжка, т.е. при игре «Посади бабочку на полянку», «Поймай бабочку» и т.д. Второй комплект изготовлен из плащевой, пленки, которая легко обрабатывается и используется детьми в таких упражнениях, как «Пальцами ног собрать бабочек и посадить на цветочную поляну».

Цель: Формировать технику прыжка, координацию движений; развивать ловкость, быстроту реакций, меткость; отрабатывать силу толчка при прыжках, воспитывать доброжелательное и уважительное отношение друг к другу, желание заниматься физическими упражнениями.

Игровое пособие может применяться в коррекционной работе с детьми разного возраста в зависимости поставленных задач.

В игре могут участвовать дети индивидуально, по подгруппам, по командам.

Игровое пособие можно использовать при проведении диагностики обследования детей, на занятиях, эстафетах, в подвижных играх. Индивидуально для закрепления полученных навыков на занятиях, индивидуально по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

Игры:

  • «Достань головой» (рукой)

  • «Посади бабочку на полянку»

  • «Попади в шар» (метание)

Эстафеты»:

  • «Чья команда больше «посадит» бабочек на полянку»

  • «Кто быстрее дотронется до шара»

  • «Кто больше соберет бабочек» (шар раскачивать, собрать бабочек, или цветов)

  • «Кто быстрее украсит полянку цветами»

Игровое пособие трансформируется, берутся второй комплект бабочек.

Игры:

  • «Кто больше соберет бабочек и принесет на полку» (брать бабочек ногой)

  • «Кто больше принесет цветов на полянку»

Таким образом, игровое пособие «Цветочная поляна» на занятиях физической культуре помогает сформировать у детей старшего дошкольного возраста: технику прыжка, координацию движений, развивает ловкость, быстроту реакций, меткость.

Воспитывает доброжелательное отношение друг другу, желание заниматься физическими упражнениями.

Также предлагаю нестандартное спортивное оборудование, которое использую в работе.

Подвижная игра «Воронки».

Цель: развивать ловкость, глазомер, координацию движений, наблюдательность.

Оборудование: воронки – верхушки, отрезанные от пластиковых бутылок (по количеству детей).

  1. В ходе эстафеты дети перекладывают шарик из воронки в воронку, стоя в шеренге.

  2. В ходе беговой эстафеты каждый ребенок в обозначенном месте ставит свою воронку на другую (строим башню).

  3. в парах дети перекидывают друг другу из воронки в воронку теннисные шарики или футляры от «киндер – сюрприза».

Подвижная игра «Серсо» или «Бильбоке».

Цель: развивать ловкость, внимание глазомер, быстрота реакции, умении регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля.

Оборудование: пластиковая бутылка, шнур (приблизительно 50см), пробки от бутылки или «киндер – сюрприз».

Использование: для попадания в цель.

«Гусеница» или «Шарик, веревочка и палка»

Цель: развивать ловкость, координацию движений, выносливость, формировать правильную осанку.

Оборудование: в пластмассовых шариках делается два отверстия одно точно напротив другого и шарики как бусинки нанизываются на шнур.

Использование: Шнур натягивается на 50-60см выше вытянутых вверх рук ребенка. Дети передвигают «бусины гимнастическими палками, шагая друг за другом. Формируется правильная осанка, дети стараются встать на носки и дотянуться до «бусин»

«Бусины» можно использовать как цель в метании.

Игры с использование инвентаря, изготовленного из киндер – сюрприза»

«Змея».

Цель: развивать мышцы туловища, координацию движений, ловкость, положительные эмоции.

Оборудование: капсулы киндер – сюрпризов, крышки от пластиковых бутылок. Капсулы киндер – сюрпризов и крышки от пластиковых бутылок плотно нанизывать на веревку (длина произвольная). Для головы и хвоста змеи подойдут капсулы большого размера.

Использование: для перешагивания, перепрыгивания, построения в шеренгу, колонну, круг, для игр и забав.

Игры с использование инвентаря, изготовленного из ткани.

«Осьминожек»

Цель: развивать мышцы ног и стоп, туловища, положительные эмоции, умственные способности.

Оборудование: ткань, поролон, тонкая веревка, или леска, катушки из ниток. Из ткани сшить тельце осьминога, набить поролоном. К нижнему краю пришить веревки с нанизанными на них катушками от ниток. На тельце пришить глаза и рот.

Использование: перешагивание, перепрыгивание, пролезание, счет, для развлечений и забав.



Различные массажеры.

Лабиринты: игровые упражнения для глаз, для развития мелкой моторики.



Подвижные игры с нестандартным спортивным оборудованием можно использовать на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, в самостоятельной двигательной деятельности детей. В систематическом применении нетрадиционного оборудования можно добиться повышения двигательных навыков у детей, улучшения их эмоционального настроя, появления уверенности и самостоятельности.

Детей привлекают необычные формы и красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время занятий и интересу детей к различным видам двигательной деятельности, увеличению двигательной активности, развитию самостоятельности детей, формированию потребностей в движениях.

Использование нестандартного оборудования и пособий способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению полученных достижений.

У детей развивается зрительное восприятие, пространственная ориентировка.

1. Игра «Кто быстрее? Ребёнок, стоя неподвижно, перебирает руками палочку-шнур, лента наматывается и за счёт этого ловится «мышь».

Цель: развитие мелкой моторики рук, прослеживающие функции глаза

2. Игра «Кто ловчее?» Ребёнок, стоя неподвижно, подбрасывает ленточку с шариком и старается попасть внутрь колокольчика.

Цель: развитие глазомера, прослеживание движений взором, локализация, сосредоточение, ориентация в пространстве.

3 Детский игровой парашют является нетрадиционным оборудованием для физического воспитания дошкольников. Занятия с игровым парашютом учат согласованности действий, и умению чувствовать движения остальных игроков, развивают внимание, координацию, так же укрепляют мышцы плеч, предплечий и кисти рук, развивают воображение. Детский игровой парашют представляет собой тканевый круг, состоящий из нескольких (от 4-х до 8-ми) цветных секторов, у которого по периметру расположены ручки. Диаметр парашюта может быть абсолютно любым, от 1 метра до 7, в зависимости от величины помещения и количества человек, принимающих участие в игре. К секторам парашюта пришиты удобные ручки.

Уникальность парашюта и игр с ним состоит в том, что развернутый парашют сразу же привлекает к себе внимание детей и никого не оставляет равнодушными. А также парашют можно декорировать различными предметами (кленовые листья, снежинки, фрукты, овощи, цифры, геометрические фигуры, а также олимпийские кольца) соответствующие теме занятия.

С помощью парашюта можно проводить тихие спокойные игры или более активные, подвижные. Также игровой парашют используют при гимнастике, релаксации, проведении сюжетно-ролевых игр. Выполняя задания с парашютом, воспитывается дух сотрудничества у детей, они учатся последовательным действиям и распределению усилий.

В то время как большинство игровых занятий для детей развивают мышцы нижней части тела, игра с парашютом укрепляет еще и мышцы плеч, предплечий и кистей рук. Создавая с помощью парашюта гигантские волны, дети совершенствуют свои навыки моторного восприятия и развивают чувство ритма. Большинство упражнений с парашютом включают применение мышц плеча и предплечья в движении вверх-вниз. Бег вокруг парашюта и проходы под ним также составляют значительную часть забав с этим снарядом. Одна из самых важных особенностей игр с парашютом состоит в том, что для участия в них не требуется каких-то особых навыков и координации движений. Предлагаемые двигательные упражнения тонизируют деятельность всей нервной системы и способствуют проникновению импульсов не только к скелетной мускулатуре, повышая тем самым интенсивность двигательных нагрузок, применение которых с физиологической точки зрения, позволяют включить все системы организма в активную деятельность.

Использование детского игрового парашюта позволяет решать следующие задачи:

- учить детей активно взаимодействовать с окружающей средой;

- привлекать внимание всех детей к участию в общем деле;

- снижать порог аффективного дискомфорта в контактах с социумом;

- развивать двигательную активность, умение управлять своими движениями,

- развивать способность к осознанию себя и своих возможностей,

- учить преодолевать неуверенность в себе;

- учить обращать внимание друг на друга;

- учить переживать с другими участниками общее эмоциональное состояние.



Игра «Весёлый мяч»
Цели: развивать ловкость; воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Ребята стоят в кругу и держат в руках парашют, на котором лежит резиновый мяч, и, перекатывая мяч от одного к другому в произвольном направлении, произносят:
Ты катись, весёлый мячик,
Парашют не даст упасть,
У кого весёлый мячик,
Тот исполнит песню (танец) нам! (Упражнение покажет нам!)
Тот, на ком заканчивается стихотворение, выполняет задание, указанное в последней строчке

Игра «Пустое место»
Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, скорости, внимания.
Дети, держась правой рукой за парашют, двигаются по часовой стрелке, а ведущий идёт в противоположную сторону со словами:
Вокруг домика хожу
И в окошечко гляжу,
К одному я подойду
И тихонько постучу
Тук-тук-тук…
Все дети останавливаются. Воспитанник, возле которого остановился ведущий, спрашивает: «Кто пришёл?» Ведущий называет имя ребёнка и продолжает:
Ты стоишь ко мне спиной,
Побежим-ка мы с тобой.
Кто из нас молодой, 
Прибежит быстрей домой?
Ведущий и ребёнок бегут в противоположные стороны. Выигрывает тот, кто первым займёт пустое место у парашюта.

Игра «Салют»
Цель: Воспитание умения действовать в коллективе согласованно.
Дети набирают как можно больше шариков из бассейна и кладут их на парашют. Затем берут парашют за края и медленно поднимают и опускают на счёт «раз, два, три». После слова «три!» бросают шарики вверх и стараются их поймать. Затем собирают шарики, снова кладут их на парашют, и игра повторяется.

«Перемена мест»
Возраст: 5-7 лет.
Цель: Развитие цветовосприятия, мыслительных и двигательных способностей.
В этой игре каждому игроку будет соответствовать свой цвет (например, зеленый, синий, красный и т.д.) 
Правила игры: в начале все держатся за парашют, разложенный на земле. По сигналу ведущего участники быстро поднимают парашют высоко над головой, а затем придерживают, пока он медленно опускается на землю. Не нужно тянуть парашют вниз; просто придерживайте его, пока он планирует по воздуху. При этом в момент максимального подъема парашюта, ведущий громко называет какой-либо цвет. Так, если ведущий выкрикивает «красный», каждый, кто держится за красный сектор парашюта, должен отпустить парашют и, пробежав под ним, поменяться местами с кем-либо из игроков с противоположной стороны. Неважно, попадет ли игрок точно в то же место, где стоял его партнер, главное, чтобы он пробежал под парашютом на противоположную сторону. Пока часть игроков находится под парашютом, остальные медленно тянут парашют вниз, пытаясь поймать участников игры, бегающих под парашютом. Если кого-то удалось поймать, помогите этому игроку выбраться, и пусть он найдет себе новое место у парашюта.
Вариант
Вместо названий цветов ведущий громко называет месяцы года. Участники игры, родившиеся в названном месяце, отпускают парашют и меняются местами, пробегая под парашютом. В эту игру можно также играть, рассчитавшись по порядку от 1 до 8 или называя цвета одежды, в которую одеты участники игры.

«Волшебный пузырь»
Возраст: 3-7 лет.
Цель: Эмоциональная разрядка.
Купол парашюта («пузырь») надуть максимально (руки поднимаем вверх), со словом « бах!» (громко кричим) - сдули.

«Кого не хватает?»
Возраст: 3-7 лет.
Цель: Развитие внимания, памяти.
Все дети стоят в кругу, держатся за парашют (с закрытыми глазами), ведущий прячет одного ребенка под парашют. Задача детей найти того, кто спрятался.

«Кошки-мышки»
Возраст: 4-7 лет.
Цель: Развитие умения сотрудничать, взаимопонимания, умения воспринимать и следовать правилам игры.
Игра проводится по принципу игры «Мышеловка». Подгруппа детей поднимает парашют и говорит слова, а другая подгруппа пробегает под парашютом. Кто остался под парашютом, тот пойман. Затем подгруппы меняются местами.
Можно не только бегать, но и ползать на высоких четвереньках.
«Перебежки»
Цель: Совершенствование умения быстро реагировать на сигнал, увёртливость, быстроту.
Дети держат парашют. «1,2,3, - парашют подними, Петя, Оля – беги!» Дети меняются местами, пробегая под парашютом, который опускается. Надо успеть пробежать, чтобы парашют их не задел. 

«Акула в море!»
Цель: Соблюдение правил игры, развитие физических качеств.
Одного воспитанника выбирают «акулой», все остальные игроки создают волны. Акула гоняется в поисках своих жертв под поверхностью воды (парашюта).
Если акула хватает кого-нибудь за ногу, жертва отправляется под парашют и тоже становится акулой. Игроки, раскачивающие парашют, не могут отпускать парашют до тех пор, пока их не поймают, они не могут также прижимать парашют к земле, преграждая путь акулам. Игра заканчивается, когда вокруг стало слишком много акул и осталось слишком мало людей!
«Грибок» 
Возраст: 3 - 5лет.
Цель: Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Все держатся за ручки парашюта, и плавно поднимают его три раза, и на третий раз все, не отпуская ручки, заходят внутрь парашюта, и он плавно опускается сверху на всех.
Дует-дует ветерок, 
Заходите под грибок!

«Карусели»
Цель: Развитие ритмичности движений, умения согласовывать их со словами, бегать и ходить по кругу.
С парашютом можно играть во многие хороводные игры с движением по кругу, с замедлением и ускорением, например, в карусели.
Еле-еле, еле-еле 
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом-бегом-бегом!
Погодите, не спешите, 
Карусель остановите!

Великаны - карлики. (3-4 года)

Цель: упражнять в умении чередовать ходьбу широким и коротким шагом по сигналу воспитателя; развивать внимание и выдержку.

Ход игры: дети идут по кругу, взявшись за парашют, на сигнал воспитателя «великаны» подбрасывают парашют вверх и поднимаются на носочки, на сигнал воспитателя «карлики» присаживаются.

«День и ночь» (6- 7 лет)

Цель: формировать умение взаимодействовать друг с другом, соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди в игре.

Ход игры:

Держит солнце целый день

(Дети держат парашют и медленно двигаются по кругу).

Неустанно БЕЛЫЙ ДЕНЬ,

Но едва он притомится,

Тень в траве зашевелится.

(Начинают медленно подбрасывать парашют вверх)

И без чьей-либо указки

Расцветут заката краски.

(Сильно подбрасывают парашют вверх)

День устал. Поспать не прочь.

Кто его заменит? (НОЧЬ)

(Воспитатель говорит:"Все Тани и Максимы., или "Все дети чье имя начинается на букву. " прячутся под парашютом).

Игра повторяется.

Дети, должны успеть спрятаться под парашютом в тот момент, когда он находится наверху.

В дальнейшем дети должны сами следить за движением парашюта и подбегать, когда он находится наверху.

Каждый к своему цвету

 Парашют расстелен на середине зала. Дети стоят свободно, в руках у каждого ленточка. По команде воспитателя, дети бегают врассыпную по залу. По команде, - «Каждый к своему цвету». Дети бегут к сектору парашюта соответствующего цвету ленточки. Кто не узнал свой цвет – проигравший.

Попади туда, куда наметил.

Парашют расстелен на середине зала. Дети стоят в 2-3 м. от парашюта, в руках маленький мяч. По команде воспитателя дети по очереди бросают мячи на парашют, но вначале называют цвет, в который они хотят попасть. Выигрывает тот, кто попадет в названный им цвет.

Юрта

Парашют расстелен на середине зала. Дети стоят свободно. Дети ходят врассыпную со словами:    

Мы веселые ребята

Соберемся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

По окончании слов дети быстро бегут к парашюту и образуют юрту.

Море волнуется

Дети становятся в круг, держась за ручки парашюта. В ритм слов поднимают и опускают парашют.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три

– морская фигура на месте замри.

Дети изображают морские фигуры. Воспитатель выбирает самую оригинальную фигуру. Это ребенок становится водящим в следующей игре.

Усложнение (можно попросить фигуру подвигаться)