Игровая деятельность решает широкий спектр задач в процессе развития ребенка. Игра для ребенка дошкольного возраста может одновременно выступать и технологией воспитательной работы, и формой учебной деятельности.
Во всём многообразии игры ребёнка, возможно выделить два принципиально отличающихся друг от друга вида — сюжетную игру и игру с правилами. Оба вида игр обладают своим специфическим развивающим значением, и важнейшей задачей.
Важным признаком именно детской игры является полная увлеченность. Ребенок полностью погружается в игру. В такие минуты ребенок живет в другом мире. Кроме этого, подобная увлеченность дополняется эмоциональным наслаждением.
Включение в совместную детскую деятельность различных игровых
упражнений или игр способствует развитию у детей дошкольного возраста отдельных качеств внимания – сосредоточенности, устойчивости, целенаправленности.
Внимание - один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной сферы дошкольников. Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Основным содержанием развития внимания в детстве является его переход от непроизвольной формы к произвольной, а также увеличение концентрации внимания, его стойкости и объема. Процесс формирования и развития внимания детей старшего дошкольного возраста отличается определенной неравномерностью. Она проявляется в постоянном росте сосредоточенности внимания, но характеризуется неустойчивостью, значительным снижением его концентрации. Объясняется это бурной активностью и импульсивностью дошкольников.
Игра с правилами является одним из основных средств развития внимания.. В играх на внимание ребёнок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания, потому что именно игры всегда содержат задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности .
Игры с правилами имеют ряд отличительный черт, которые
выделяют их в ряду прочих игр. Самой главной отличительной чертой является наличие специального подготовительного этапа в игровом взаимодействии, который предполагает объяснение правил всем ее участникам. На данном этапе вырисовывается общий контур игрового взаимодействия, а их конкретизация происходит уже непосредственно в рамках самого взаимодействия.
Именно следование и восприятие правил способствуют развитию у
детей произвольности психических процессов. Игровые правила стимулируют ребенка на проявление активных действий, связанных с развитием внимания – оперативная реакция на различные ситуации в игре, концентрация внимания на соблюдение правил в ходе игрового взаимодействия. Правила формируют необходимые предписания для действий ребенка, которым необходимо следовать в ходе решения всего комплекса игровых задач.
Для поддержки стойкого произвольного внимания старших дошкольников в игровой деятельности необходимы следующие условия:
четкое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности;
привычные условия работы (если ребенок выполняет работу в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности удерживаются в порядке, а сам процесс работы четко структурирован, это создает условия для развития и концентрации произвольного внимания);
возникновение непрямых интересов (сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованность, но у него существует стойкий интерес к результату деятельности);
создание благоприятных условий для деятельности, то есть устранение посторонних негативных раздражителей (шум, музыка, резкие звуки, запахи и т. д). Однако легкая, приятная и негромкая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимание, но даже и усиливают его);
тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) с целью воспитания наблюдательности у детей.
Игры на развитие внимания.
«Нарисуй»
Цель: развивать произвольное внимание.
Нарисуй в один ряд десять треугольников (необходимо дать ребенку лист бумаги и цветные карандаши). Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники. Зеленым — 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 и т.д
«Наблюдательность»
Цель: развивать активное внимание, связь внимания и зрительной памяти.
Вам необходимо по памяти описать участок детского сада, путь из дома в детский сад и обратно — все то, что вы видели сотни раз.
«Сосчитай глазами»
Цель: формировать активное внимание, реакцию сосредоточения.
Посмотри внимательно на этот рисунок. Перед тобою изображены крестики и кружочки. А теперь — внимание! Одними глазами, без помощи пальчиков или карандаша, посчитай, сколько кружочков и сколько крестиков в каждой строчек. Рядом со строкой напишите ответ. Вначале — сколько кружков, затем — количество крестиков. Нужно стараться работать очень быстро.
«Не пропусти профессию»
Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.
Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте.
Варианты слов: лампа, водитель, ножницы, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, попугай, пекарь, шахтёр, листок, экскурсовод, учитель, сено, терпение, продавец, тетрадь, закон, парикмахер, фантазия, прыгун, чайник, фотограф, бабочка, музыкант, пирог, воспитатель, шутка, солнце.
Под воздействием разных видов игр внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ребенку возможность дальнейшей успешной учебы в школе.
Можно сделать вывод: в старшем дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности не потому, что она занимает больше всего времени ребенка, а потому, что предопределяет качественные изменения в его внимании, в целом в развитии ребенка.