СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

II этап Х областной предметной олимпиады учащихся начальной и основной школы (4 – 8 классов) «Юниор» РУССКИЙ ЯЗЫК 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

II этап Х областной предметной олимпиады учащихся начальной и основной школы (4 – 8 классов) «Юниор» РУССКИЙ ЯЗЫК  4 класс

Просмотр содержимого документа
«II этап Х областной предметной олимпиады учащихся начальной и основной школы (4 – 8 классов) «Юниор» РУССКИЙ ЯЗЫК 4 класс»

II этап Х областной предметной олимпиады учащихся

начальной и основной школы (4 – 8 классов) «Юниор»

РУССКИЙ ЯЗЫК

4 класс

Район


Фамилия

















Населенный

пункт


Имя

















Школа


Отчество

















Класс


Итоговый балл





Работа состоит из двух частей и содержит задания открытого типа.

Часть 1 содержит задания (с 1 по 7), требующие краткого ответа. За каждый правильный ответ в задании от 4 балла до 5 баллов.

Часть 2 содержит задания (с 8 по 10), требующие краткого развернутого ответа (объемом 3-5 предложений) и полного развернутого ответа от 50 слов.


Время выполнения работы – 90 мин.

Максимальное количество баллов за всю работу –100.


Обращаем Ваше внимание, что при проверке работы будет учитываться уровень орфографической и пунктуационной грамотности.


Дополнительную литературу, словари и иные возможные источники информации использовать не разрешается.

Желаем успеха!


Часть 1

  1. Напишите слова, которые имеют следующий звуковой состав: [гвос´т´], [jош], [уч´´эбн´ик], [сj´’ст].


  1. Расставьте ударение в словах: начать, звонит, включит, свекла, красивее.


  1. Запишите слова, лексическое значение которых указано ниже.

А)Исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы;

Б) разговор между двумя или несколькими людьми;

В) точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста;

Г) список, перечень предметов (книг, картин, экспонатов музея и др.), составленный в порядке, облегчающий их поиск.


  1. Найдите лишнее слово в каждом ряду. Объясните свой выбор.

А) красный, рубиновый, коралловый, кумачовый

Б) жаловаться, сетовать, хныкать, роптать.


  1. Выпишите грамматические основы из предложений.

А) Село украшает сад.

Б) Кудри берёз расчёсывает ветер.

В) Сказки Пушкина читают все.

Г) Капельки росы зажигают в траве первые лучи солнца.


  1. Продолжите пословицы и поговорки:1)Как две капли… 2) Ни богу свечка… 3) Голод не… 4) Танцевать от…


  1. Приведите по одному примеру слов на чередование в корнях: -лаг-/-лож-, -раст-/-ращ-, -рук-/-руч-, -беж-/-бег-.



Часть 2

  1. Прочитайте стихотворение С.А.Есенина. Найдите и выпишите примеры употребления слов в переносном значении. Найдите и выпишите три метафоры, три олицетворения, три эпитета.

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше не о ком…

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова….


  1. Выпишите группами однокоренные слова и формы слов одного и того же слова. Какие слова вы не отнесли ни к однокоренным, ни к формам слова? Объясните почему.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.


  1. Прочитайте стихотворение А.Каютиной. По количеству слов имя существительное – наиболее часто встречающаяся часть речи. Напишите сочинение, объясните, почему существительное – наиболее часто встречающаяся часть речи, аргументируйте свои утверждения примерами.

Земля, вода, пшеница, класс –

Всё сущее, что окружает нас,

Мы называем. Имя им даём:

Берёза, солнце, речка, дом…

Явления природы: буря, дождь…

Без существительных не проживёшь.



При оценивании задания 10 учитываются следующие основные критерии: глубина и оригинальность содержания (10б.), композиционная стройность (6б.), владение речью (6б.) и орфографическая и пунктуационная грамотность (10б.). – 32 баллов



КЛЮЧИ

РУССКИЙ ЯЗЫК 4 КЛАСС

задание

ответ

баллы

Часть 1 (30 баллов)

1

гвоздь, ёж, учебник, съест или съезд


Каждое слово по 1 баллу

Итого: 5 баллов

2

начАть, звонИт, включИт, свЁкла, красИвее

Каждое слово по 1 баллу

Итого: 5 баллов

3

шедевр, диалог, цитата, каталог



Каждое слово по 1 баллу

Итого: 4 балла

4

коралловый – все остальные слова означают оттенки красного цвета, а коралл может быть и разовым, и белым.


Хныкать называет иное понятие, чем высказывать жалобы, хныкать – издавать ноющие звуки, перемежаемые плачем


Слово и объяснение – 2 балла

Итого:4 балла


5


Сад украшает, ветер расчесывает, все читают, лучи зажигают.


Каждая грамматическая основа по 1 баллу

Итого:4 балла

6

Как две капли воды. Ни богу свечка ни черту кочерга. Голод не тетка. Танцевать от печки.


4балла

7


Каждая пара чередований по 1 баллу

Итого: 4 балла


Часть 2 (70 баллов)

8

слова в переносном значении: Отговорила, роща золотая, горит костёр рябины, души цветь, роняю слова

Метафоры: костёр рябины, души цветь,

олицетворение: Отговорила роща; журавли, печально пролетая, уж не жалеют..; дерево роняет тихо,

эпитеты: роща золотая, веселым языком, грустные слова, печально пролетая, роняет тихо


20 баллов

9

Ответ: однокоренные слова: лес, лесник, лесной, перелесок, лесничий, лесничество (6 баллов)

Формы одного и того же слова: лесник, лесником, лесники (3 балла)

Не выписали: прелесть, лесенка, слесарь (3 балла + 6 баллов объяснение)


18 баллов

10


32 балла

При оценивании задания 13 учитываются следующие основные критерии: глубина и оригинальность содержания (10б.), композиционная стройность (6б.), владение речью (6б.) и орфографическая и пунктуационная грамотность (10б.). – 32 балла

При оценивании композиционной стройности учитываем:

-написанное соответствует всем признакам текста, логические ошибки отсутствуют – 6 б.

- 1 -2 логические ошибки – 3 б.

3 и более логических ошибок – 0 б.

При оценивании владения речью учитываем наличие или отсутствие речевых и грамматических ошибок (нет – 6 б., 1-2 ош. – 3б., 3 и более – 0б.)

При оценивании орфографической и пунктуационной грамотности учитываем:

- в орфографии: нет ошибок – 5б., 1-2 ош. – 3б., 3 и более – 0б.

- в пунктуации: нет ошибок – 5б., 1-2 ош. – 3б., 3 и более – 0б.

Без имен существительных мы бы жили в другом мире. Мы не могли бы общаться и с трудом понимали друг друга. Не смогли бы объяснить куда идти, что принести или подать. Об этом обычно не задумываешься.

Но если обратить на это внимание, становится понятно, как важны имена существительные в нашей жизни.

Имя существительное, в отличии от имени прилагательного или глагола, указывает на сам предмет, не называя его характеристик или действий, которые он выполняет. Примерами им служат самые обычные слова, так часто употребляемые в нашей речи: “солнце”,

“дерево”, “яблоко”, “саксофон” и т. д. Поскольку имя существительное можно охарактеризовать как важнейшую часть русского языка, школьники с начальных классов начинают изучать эту часть речи сразу же после завершения изучения алфавита.

Имя существительное – это грамматическая единица речи в русском языке, которая отвечает на вопросы кто?, что? и является наиболее распространенной и важнейшей. В предложении эта часть языка наиболее часто представляет собой подлежащее либо же дополнения, однако часто встречается и в роли сказуемого, а в редких случаях – и других частей предложения.

Имя существительное может быть как составляющей большого предложения, так и само составлять целое предложение.

Имя существительное имеет определенные персональные характеристики, например, число, исчисление – оно может быть единственным и множественным. Например, слово “стол” принадлежит к единственному числу, а “столы” – ко множественному. Также эта часть речи подразделяется на роды: мужской (он), женский (она) и средний (оно).

Все слова, принадлежащие к имени существительному подразделяются на шесть падежей.

Стоит отметить, что имена существительные имеют 3 склонения. К самому первому, как правило, причисляются абсолютно все существительные мужского и женского рода, завершающиеся на окончание “-а” или “-я”. Второе включает в себя слова мужского рода сочетающиеся с нулевым окончанием, а также мужские и средние роды существительных, завершающихся на “-о” и “-е”.

Третье склонение состоит из существительных, относящихся к женскому роду, сочетающихся с нулевым окончанием либо мягким знаком на конце.

Слова, принадлежащие к разряду имен существительных разделяются на одушевленные и неодушевленные. Одушевленные обозначают живых существ, имеющих душу, а неодушевленные – обычные неживые предметы. Все вышеперечисленные признаки, а конкретно – способность изменяться по родам, числу, склонению и одушевленность являются обязательными морфологическими признаками имени существительного. Наличие рода и числа также могу являться морфологическими признаками и грамматических единиц в русском языке.

Я считаю имя существительное главной и господствующей грамматической единицей в русском языке, без которой невозможна наша речь и общение.

Что такое имя существительное?

Имя существительное – это именная знаменательная часть речи, к которой относятся слова с самостоятельным лексическим значением предмета. Все существительные выполняют назывную функцию и отвечают на вопросы – Кто? Что?

Примеры имен существительных: торшер, книга, пшеница, гололед, веселье, преподаватель, солнце, мышонок.

Почему существительное так называется?

О том, почему имя существительное так называется, у современных исследователей есть два мнения, которые различаются по источнику

происхождения термина:

Из старославянского языка. Некоторые считают, что слово “существительное” произошло от старославянского слова “сущий”, то есть “существующий”, “тот, который есть”. Таким образом, слова, относящиеся к данной части речи, называют предметы, явления и лица, которые “реально существуют”. Первое слово термина – “имя” указывает на именную принадлежность части речи.

Из латинского языка. Другие исследователи указывают, что термин “имя существительное” был заимствован из латинского языка и является переводом словосочетания “nomen substantivum” – термина, обозначающего существительное в латинском языке.



ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Понятие имени существительного – это самостоятельная отдельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на следующие вопросы: кто, что.
Существительное имеет следующие формы своего предмета:

Живые существа и организмы (тигр, медведь, рыба, бактерия, амеба) лиц (парень, девушка, мальчик, девочка, ребенок) название вещей (двери, стул, дача, пиджак, туфли) вещества (гречка, соль, сахар, крупа, сметана) события, факты, явления (наводнение, страх, обвал, представление)

Морфологические

признаки в имени существительном разделяются на постоянные и не постоянные формы:
Постоянные морфологические признаки имени существительном:

Одушевленный и неодушевленный собственное и нарицательное род склонение

Не постоянные морфологические признаки имени существительном

Падеж число

Одушевленные и неодушевленные объекты имени существительного Одушевленные предметы отвечают на вопрос кто? К данному виду предмета относятся живые существа (люди и животные)
Неодушевленные предметы отвечают на вопрос что? Сюда относятся все неорганические предметы и растительные во всех их проявлениях

(камень, помидор, дерево)
Также существуют некоторые исключения, например, в названиях некоторых микроорганизмах и в слове труп, которое относится к описанию человека, но в силу своего обозначения – неодушевленное тело человека. Данное слово относят к неодушевленным предметам.
Собственное и нарицательное имя существительное
Собственное имя существительного – это определение индивидуальных предметов имен существительных, названия отдельных не живых и живых существ для определения их отличий. Данные имена существительного пишутся с большой буквы, перечень примеров:

Все географические название: речки, горы, пустыни, города, страны и т. д. исторические события и название праздников: войны, название международных договоров, все праздники красного календаря Имя, фамилия, отчество клички животных название торговых марок и различных товаров Название произведений искусства и литературы, газет, журналов. Название различных предприятий

Нарицательное имя существительное – это все однородные предметы и явления, обозначающие имена существительного и пишутся они с маленькой буквы: город, велосипед, дождь.
Род имени существительного Род имени существительного определяется окончанием, а в названии людей и животных род определяется по полу, которому были названы, например: имя Саша, данным именем называют и девочек и мальчиков.
Мужской род (Он) заканчивается на окончание А, я (ракета, папа), либо на нулевое окончание (врач, конь)
Женский род (Она) заканчивается на окончание А, я (мама, тетя), либо на нулевое окончание (бровь, мать)
Средний род (Оно) заканчивается на окончание О, е (окно, море)
Как определяется род у несклоняемых существительных
Род несклоняемых существительных определяется в зависимости от их значения.
Мужской:

Названия лиц (Дюма, боа); названия животных (кенгуру, фламинго).

Женский род:

Названия лиц (леди, мадам).

Средний род:

Названия неодушевленных предметов (радио, такси, самбо); род некоторых географических названий, названий журналов и газет определяют по относящемуся с ними нарицательному существительному: Запорожье (город) – м. р., Днепр (река) – ж. р.

Род слов аббревиатуры (сложносокращенные слова) определяется так:

По основному слову аббревиатуры: МГТУГА (ключевое слово университет) – муж. р., ЦРУ (управление) – сред. р.

Склонение имени существительного

1 склонение: слова женского и мужского рода, которые оканчиваются на букву – а или – я.

например: бабушка, шея.

2-е склонение: остальные слова мужского рода и слова среднего рода.

примеры: тигр, парень, мальчик Таблица падежных окончаний Как мы видим в вышеуказанной таблице форма именительного падежа в некоторых случаях совпадает с формой винительного.

3-е склонение: Все другие оставшиеся слова женского рода.

примеры: кровь, лань, моль
Таблица падежных окончаний
Как мы видим в последней таблице большинство совпадений, приходится на дательный, предложный и родительные падежи единственного числа.

ПАДЕЖИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

В данной таблице представлены склонения имени существительного по падежам (падежи и их вопросы, предлоги имени существительного при склонении и окончания единственном и множественном числе).

Число имени существительных

Имя существительное выражаться как в единственном числе, так и во множественном. Так как имя существительное обозначает предмет, а предметы подвержены любым изменениям и склонениям. В единственном числе имя существительное выражает только один предмет, (стол, ручка, камень), а во множественном несколько (ручки, камни, столы).
Виды имен существительных, которые находятся только в единственном числе

В большинстве случаев имя собственное обозначающее только один предмет (Россия, Москва, Азия) Большая часть вещественные существительных (мука, сахар, вода, щебень, песок, пыль) Отвлеченные имена существительного (радость, злость, скука, темнота, желтизна, молодость) Большая часть собирательные существительных (молодежь, студенчество, сырье) Название состояний и действий (ходьба, радость, изумление)

Виды имен существительных которые находятся только в множественном числе

Небольшая часть вещественных существительных (опилки, обои, сливки) Небольшая часть отвлеченных существительных (выборы, именины) Небольшая часть собирательных существительных (дебри, финансы) Некоторые географические названия (Альпы, Афины, Карпаты) Некоторые явления природы, название игр и промежутки времени (шахматы, шашки, сумерки, сутки)

У имени существительных, которые имеют только множественное число склонение и род не определяется.
В некоторых случаях имена существительные находящиеся только в форме единственного числа могут менять форму числа на множественное, но в таких случаях меняется лексическое значение слова, например:
вода (в ед. числе) – океанские воды (в мн. числе) вино (в ед. числе) – десертные вина (в мн. числе)



Что такое имя существительное?

Имя существительное – это именная знаменательная часть речи, к которой относятся слова с самостоятельным лексическим значением предмета. Все существительные выполняют назывную функцию и отвечают на вопросы – Кто? Что?

Примеры имен существительных: торшер, книга, пшеница, гололед, веселье, преподаватель, солнце, мышонок.

Почему существительное так называется?

О том, почему имя существительное так называется, у современных исследователей есть два мнения, которые различаются по источнику

происхождения термина:

Из старославянского языка. Некоторые считают, что слово “существительное” произошло от старославянского слова “сущий”, то есть “существующий”, “тот, который есть”. Таким образом, слова, относящиеся к данной части речи, называют предметы, явления и лица, которые “реально существуют”. Первое слово термина – “имя” указывает на именную принадлежность части речи.

Из латинского языка. Другие исследователи указывают, что термин “имя существительное” был заимствован из латинского языка и является переводом словосочетания “nomen substantivum” – термина, обозначающего существительное в латинском языке.



Имя существительное Несколько интересных сочинений

Любить животных может человек высокоморальный, который обладает такими чертами характера, как доброта, забота о других, искренность и гармония. Именно такие свойства были присущи Александру Куприну

В ершалаимских главах Булгаков представляет в том числе и второстепенных персонажей, которые дополняют повествование. На допросе у Понтия Пилата также присутствует Марк Крысобой

Михаил Юрьевич написал поэму в 1839 году. Она стала вершиной русской классики. Создавая ее, он взял за основу поэмы Байрона, но смог внести и свои особенности. «Мцыри» обрисовывает обычного героя романтической поэмы

Повесть Путешествие из Петербурга в Москву можно с уверенностью назвать энциклопедией русской жизни 18 века. Она раскрывает все пороки российского общества того периода. В связи с этим, ценность данного произведения

Произведение относится к особым сочинениям писателя, поскольку в качестве основной тематики рассматривает отношение человека к собственной смерти.

Источник статьи: http://sochinite.ru/sochineniya/po-russkomu-yazyku/imya-sushchestvitelnoe

Имя существительное как часть речи

Имя существительное – самая главная часть речи. Если убрать его из любого текста или разговора, то получится бессмыслица.

Знакомясь с ним в школьные годы, я узнала, что к нему можно задать вопросы: “Кто? Что?”

Его можно изменять по падежам. Каждое слово относится к определённому роду. Подразделяется на группы: средний, мужской и женский род.

Можно сказать, что оно указывает существующие объекты. Бывают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Существуют предметы и объекты, произносимые только во множественном или единственном числе.

Важно, правильно ставить вопрос к этой части речи, чтобы правильно согласовать с именем прилагательным.

Есть имена существительные, начинающиеся только с заглавной буквы – название городов, рек, стран, морей, имён, фамилий, отчеств, кличек животных.

Одно слово в русском языке может иметь несколько значений. Чтобы понять, что оно означает, надо прочитать всё предложение. Например, магазин – место, где продают различный товар и часть автомата. Написанное на здании название сразу указывает на то, что здесь производят или продают.

Имя существительное может характеризовать форму предмета: круг, овал, прямоугольник.

Имена существительные содержат: приставку, корень, суффикс, окончание.

Существительное дружит с прилагательным, описывающим качество предмета. Если поставить рядом с глаголом, то можно узнать, что оно умеет делать.

В разных конструкциях предложений оно выступает по – разному. Например, моя сестра – повар. Здесь слово повар – сказуемое.

Ребята пошли в лес. Куда пошли ребята? Ответ: в лес. Лес – обстоятельство.

Существительное может быть сладким – сахар, кислым – лимон и солёным – соль. Оно может делиться на группы: первое, второе и третье склонение.

Я люблю играть в игру “Назови слово на указанную букву”. В ней используются слова, относящиеся к имени существительному. Таким образом развивается мой словарный запас и тренируется память. Мне нравится играть с ребятами в “Города” и смотреть игру “Поле чудес”.

Я люблю русский язык.

Его богатство и разнообразие слов и использую, только культурные имена существительные. Стараюсь правильно говорить и быть вежливым человеком. Используя существительные: пожалуйста, спасибо.

Сочинение Существительное – моя любимая часть речи

Имя существительное главная часть нашего Русского языка. Без нее мы не сможем общаться и называть вещи своими именами.

В первом классе на уроке русского языка, мы проходили тему «Имя существительное». Я вообще очень люблю русский язык, но эта тема меня зацепила конкретно, я постоянно хочу узнавать, что-то новое об этой теме, и очень стараюсь знать о ней все.

А хочу все о ней знать потому, что я люблю красиво говорить и писать, не допускать ни каких ошибок. Ведь я считаю, что если не правильно сказать слово, то это позор. Да и вообще существительное самая волшебная часть речи, она называет города, села, материки. А самое главное это то, что эта часть называет все предметы и отвечает всего на два вопроса «кто?» и «что?», например: стул, вода, соль, рука, нога и многое другое. Вы только представьте, всего два вопроса, а называет и материки, и предметы, и химические вещества и многое другое. Всего в русском языке семь падежей, все они отвечают на разные вопросы и благодаря им каждый предмет обретает другую форму названия.

Еще мне нравится то, что существительные бывают одушевленные и не одушевленные. Например: сестра, мальчик, русалка, кощей – это одушевленные, а гроза, олимпиада, радость- неодушевленные.

Я даже не могу представить, как бы мы жили без существительного. Ведь тогда было бы не возможно общаться, с трудом бы понимали друг друга, да и вообще не знали бы как называется, то или иной предмет. Больше всего мне нравятся падежи, я выучил их всех.

Я их выучил за 15-20 минут и с тех пор никогда не забываю их. Вот хоть сейчас дай мне любое существительное, я за пять минут его просклоняю по падежам. Некоторые слова не склоняются например: кино, пальто и другие.

Что было если бы не было мужского, женского и среднего рода? Мы бы называли женщину «он», а мужчину «она». Вот смеху было бы. А если не было бы вообще русского языка, то все говорили бы как первобытные «мумамкме» а другое ему «пореног-пореног». Смех и грех.

Приглядитесь, я написал сочинение в двести восемьдесят и более слов. Из них сто двадцать и более существительные. И только попробуйте сказать, что без существительных нам можно прожить.