СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иисус Христос - супер звезда

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Иисус Христос - супер звезда»

Сюжеты и образы духовной музыки

Рок-опера

«Иисус Христос - суперзвезда»


СЛАЙД 1

Перелистаем страницы рок-оперы и попытаемся выявить в музыке черты оперного жанра и рок-музыки, сравнить особенности ее стиля с известными сочинениями духовной классики.


СЛАЙД 2

Появлением рок-оперы «Иисус Христос-суперзвезда» мы обязаны англичанам – композитору Эндрю Ллойд Уэбберу и либреттисту Тиму Райсу. Постановке рок-оперы предшествовало появление песни «Суперзвезда», которую стали транслировать множество радиостанций Англии.


СЛАЙД 3

Во время работы над музыкой и партитурами композитору Эндрю Ллойду Уэбберу был всего 21 год (на фото - справа).

Этот спектакль по праву считают рок-оперой всех времен и народов. Евангельская история последних дней жизни Спасителя имела немало трактовок, порождала множество вопросов: кто кого предал, кто и чем пожертвовал, а, главное, во имя чего?


СЛАЙД 4

В этой опере Иисус был представлен как «первый в истории хиппи» Создатели наполнили новым звучанием и даже новым содержанием самую главную историю на Земле – помогла им в этом собственная дерзость, на грани благоразумия. Новое содержание – это к тому, что в тексты зонгов были включены упоминания о реалиях современного мира, погрязшего в холодной войне и алчности. Профанация на грани богохульства заключалась в том, что древнему миру пророков и царей приписывались современные нравы.

Опера представляет собой повествование о последних семи днях жизни Иисуса из Назарета с момента появления его в Иерусалиме на Пальмовое (Вербное) воскресенье и до момента смерти по приказу Понтия Пилата.


СЛАЙД 5

Либретто насыщено сатирическими эпизодами и репликами, высмеивающими поп-звёздность и мир музыкального бизнеса. Царь Ирод беседует с Иисусом как антрепренёр, называя его популярность в народе «хитовой» – вот чем можно объяснить удивительную легковесность музыкальной темы (фокстрот), одной из самой популярных в этой опере. Церковные лидеры (первосвященник Каиафа), обсуждают Иисуса как политически опасного гастролёра. В связи между смертью Иисуса и его вечной славой можно усмотреть ещё одну прямую аналогию с музыкальным бизнесом, для интересов которого хорошо, если звезда «своевременно» умирает и таким образом становится коммерчески выгодной «иконой» на все времена


СЛАЙД 6,7

Образу Христа близок образ бывшей грешницы Марии Магдалины. Ее колыбельная и сцена с Иисусом наполнены искренними человеческими чувствами.


СЛАЙД 8

Опера представляет собой повествование о последних семи днях жизни Иисуса из Назарета с момента появления его в Иерусалиме на Пальмовое (Вербное) воскресенье и до момента смерти по приказу Понтия Пилата. На последней неделей перед Пасхой Иисус входит в Иерусалим. Народ радостно приветствует Христа как царя, который пришел освободить его от римского рабства. Люди бросают ему под ноги ветки пальм, поют Ему славу-«Осанна!»



СЛАЙД 9,10,11

Авторы мюзикла предложили свое прочтение легенды. Иуда – не жалкий предатель, он принимает осознанное решение. Толпа провозгласила Иисуса богом, но он больше не контролирует ее. Иуда сдает учителя властям потому, что видит в нем, с одной стороны, причину массового психоза, а с другой – простого смертного, слишком безвольного, чтобы этот психоз унять. И лишь совершив свой неприглядный поступок, Искариот понимает, что все это было предрешено, что все и вправду было по воле Божьей, и ему отвели роль величайшего предателя и негодяя.


СЛАЙД 12,13,14

Иуда предает Христа. Римские воины его пленяют.


СЛАЙД 15

Иначе обрисован Пилат, подобно Иуде чувствующий, что история не простит ему гибель Иисуса. В этом опера большей частью следует Библии. Поначалу Пилат пытается спихнуть дело местным властям, но понимая, что те вознамерились руками чужестранца устранить мешающего им героя толпы, даже открыто становится на сторону последнего.

(«Я не вижу на нём вины: он просто возомнил себя важной персоной…»).

Пилат указывает Иисусу на иронию судьбы: смерти ему, «царю иудейскому», желают именно иудеи; он же, римлянин,—единственный, кто пытается его защитить. Затем— на мгновение вступает с Кайафой в политический спор, называя первосвященников-иудеев лицемерами

(«Вы нас ненавидите больше, чем его!»), а жаждущую крови толпу называя стервятниками.


СЛАЙД 16,17

В последний момент Пилат, оставшийся перед разъярённой толпой в одиночестве, сам обращается к Иисусу за помощью, но тот в очередной раз выражает своё убеждение, что ход событий нельзя изменить, но всё в руках Господних. Понимая, что Иисус сознательно идёт на смерть, Пилат «умывает руки» (от преступления), бросая напоследок: «Что ж, не мне суждено предотвратить это великое самозаклание. Умри, если сам жаждешь того, ты, невинная марионетка».


СЛАЙД 18,19

Рок-опера заканчивается трагически - Иисус Христос распят на кресте, Иуда сходит с ума.

А поскольку авторов рок-оперы, судя по всему, волновали судьбы творческих людей вообще и музыкантов в частности, то и Иисус в постановке напоминает рок-звезду (что и отражается в названии). И судьба его походит на судьбы знаменитостей – то толпа превозносит своего бога, то требует его крови. Чем не взлеты и падения мировых рок-идолов?


СЛАЙД 20

Именно таким финалом создатели оперы побуждают слушателей и зрителей размышлять над вечным вопросом жизни «Что есть истина?»