6
«Иисус Христос – суперзвезда»
Взгляд на американскую оперу
Цель урока: понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в музыкальных произведениях разных жанров и стилей;
слушать и эмоционально образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения
развивать навыки музицирования (исполнение песни)
Музыкальный материал: фрагменты из рок- оперы (Увертюра, Тайная вечеря, ария Христа «Моление о чаше»), католическое песнопение «Per crucem» (на латинском языке)
Зрительный ряд: картины «Тайная вечеря» Л.да Винчи, «Распятие» М. Васнецова, видеофрагменты рок-оперы (Увертюра, Тайная вечеря, ария Иисуса «Моление о чаше», арест).
Ключевые слова:
Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Иуды, толпы. Вечные темы. Главные связи.
Оргмомент.
Работа над новым материалом.
-Послушайте музыкальный фрагмент. Определите, какая это музыка – классическая или современная? (Слушание увертюры, начало)
+Современная. Написана в силе рок.
-Почему в стиле рок?
+Услышали электрогитары.
-Музыка легкая или серьезная?
+Серьезная. В ней выражены сложные чувства. Страх, тревога.
-Посмотрите видеофрагмент, где звучит эта музыка.
Кому будет посвящено произведение, о котором пойдет сегодня речь.
(Просмотр увертюры)
+Толпа. Лысый мужчина, который сначала в толпе, как бы руководит толпой, в конце падает на землю. В конце мы видим Иисуса Христа.
-Как вы думаете, что это?
+Наверное, что-то связанное с жизнью Иисуса Христа, его делами и смертью.
-Да, сюжет основывается на евангельских повествованиях и охватывает период от въезда Иисуса в Иерусалим до его казни на Голгофе.
-Почему тогда, здесь большую часть на сцене проводит Иуда?
+Потому что именно он предаст Иисуса Христа.
-Хотя он очень страдает сам, но не понимает, кто же этот Человек, который так много делал для других, но ничем не хочет помочь Себе.
-Вот мы сейчас с вами рассказали краткое изложение того, что ждет нас впереди. Как называется этот фрагмент в классических постановках (н-р, в опере, балете)
+Увертюра.
-Хорошо. Подумайте, какое может быть название у этого произведения?
+Может быть балет или опера, спектакль.
-Это опера, написанная в стиле рок. И называется…
+Иисус Христос
-В современном обществе о человеке, имеющим славу, успех, как бы вы сказали?
+Звезда.
-А на английском языке?
+Star. Superstar.
-Я не зря спросила, как будет по – английски. Эта рок-опера американского композитора Эндрю Ллойда Уэббера, написанная на текст своего друга Тима Райса. Это одно их лучших его произведений.
-В России постановка идет во многих театрах. Но наибольшую популярность имеет постановка Санкт-Петербургского театра рок-оперы. В 1990 году театр «Рок-опера» первым в России осуществил постановку этой оперы. Символично, что премьера спектакля практически совпала с 1000- летием Православной Церкви, а исполнитель роли Христа Владимир Дяденистов получил благословение на роль. (Раздаю «Информацию о рок-опере», показываю «программку» спектакля)
При переводе имена героев сохранились. Сценическая редакция произведения отличается от традиционного прочтения рок-оперы, она ближе к Священному Писанию. Слайд (афиша СПТ театра рок-оперы и действующие лица):
Иисус Христос – Джизус Крайст
Иуда-Джудас
-Нам эти актеры знакомы. Встречались на рок-опере «Сказка о мертвой царевне» во время гастролей в Уфе.
- Вернемся к музыке. Послушайте фрагмент арии. Чья это тема? Какое настроение? (Слушание Арии ИХ «Моление о чаше» на англ. яз.)
-Какие чувства возникли у вас? Какое настроение у героя?
+Похоже на просьбу. Какое-то горе, тяжесть на душе.
-Как звучал голос певца?
+Сначала мягко, умоляюще, затем взволнованно, драматично.
-Кому принадлежит эта молитва?
+Иисусу Христу.
-Почему вы так думаете?
+Он просит о помощи, обращаясь к Богу-Отцу, даровать силы испить чашу, уготованную ему.
-Какую картину подберете к этой теме? (Распятие)
-Иисус знал о том, что последует после ареста. И когда усталые ученики уснули, Он в Гефсиманском саду молит Отца о помощи, просит помочь избежать смертных страданий. Эта ария ИХ носит название «Моление о чаше»
На слайде: Моление о чаше (Гефсиманское моление) — молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанная в Евангелиях. С точки зрения христианских богословов является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.
-А до распятия какой момент ещё был?
+Тайная вечеря, когда ИХ своим ученикам говорит о том, что один их них его предаст.
-Сейчас мы посмотрим видеофрагмент оперы, начиная от «Тайные вечеря» и до ареста ИХ. Обратите внимание на голос героя, его поведение, на толпу и Ирода. (Просмотр в/фрагмента)
-Что можете сказать о толпе?
+Сначала они готовы заступиться, но потом отказываются от ИХ.
-Как ведет себя Иуда?
+Целует Его.
-Как ведет себя герой?
+Достойно. Но голос его меняется: от умоляющего до почти кричащего.
-Мы посмотрели с вами всего несколько фрагментов. Можно ли сказать, что сама постановка соответствует классической опере?
+Да
-Давайте проверим.
Работа в группах.
-Объединитесь в группы. У вас есть схемы. Заполните их и приведите пример из прослушанной рок-оперы.
I группа
Что такое опера? (заполнить схему, привести доказательство из оперы)
(Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).
Ответы у детей: Драматургия – контраст (Иисус и Иуда, «синдром толпы»)
Музыка – характеристика героев, написана в стиле рок.
Декорации – отсутствуют, костюмы соответствуют времени
Хореграфия – танцы в современной постановке
II группа
В состав оперного коллектива входят: (солист, хор, оркестр, )
Ответы у детей: Солист – Иисус, Иуда (ария, дуэт)
Хор – толпа (ученики)
Оркестр – электромузыкальные инструменты+ инструменты симфонического оркестра (Трубы)
III группа:
Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.
Ответы у детей: Увертюра, 2 действия, сцены (Тайная вечеря, Моление о чаше, арест)
Обобщение.
-Итак, опера написана в стиле рок. Может ли она быть серьезной?
+Да. Потому что есть драматургия, рассматривается очень важное событие.
-Хорошо. Спасибо. Родившийся из сочетания, казалось бы, несочетающихся жанров спектакль поражает силой воздействия — нередко молодые люди, посмотрев спектакль театра «Рок-опера», приходят в Церковь. По воспоминаниям, посмотрев премьеру спектакля, один священнослужитель в восхищении проговорил, обращаясь к артистам: «Мы не можем заставить молодёжь прийти в церковь, но вы можете вернуть им Веру!»
Разучивание католического песнопения на латинском языке Per crucem.
-Послушайте ещё одно произведение. Как вы думаете это современная музыка или написанная давно? (учитель исполняет)
+Написана давно.
-Почему?
+Протяжная, исполнена на иностранном языке.
-О чем или о ком поется? На что похожа?
+На молитву, на церковное песнопение.
-Перед Вами слова и ноты. Разучиваем по фразам.
Исполняем целиком.
Итог урока. Оценивание.
-Какой можно сделать вывод?
- Как вы думаете, почему об этом событии не забыли до наших дней и продолжают создавать произведения искусства на эту тему?
-Может ли данная опера стать классикой?
-Хочу предложить Вам ещё один пример – доказательство того, что интерес, уважение и любовь к Иисусу Христу, его делам существует и сейчас. (Исполнение песни в стиле рэп собственного сочинения ученика 9 класса).
Домашнее задание
-Послушать другие темы из рок-оперы «Иисус Христос-суперзвезда» (взять в Интернете)
-Выучить песнопение.
Оценивание
-Как оцените свою работу на уроке?
Уход из класса под тему «Ликование толпы»