СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Иисус Христос– суперзвезда» Взгляд на американскую оперу

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель урока:понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в музыкальных произведениях разных жанров и стилей;

слушать и эмоционально  образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения

развивать навыки музицирования (исполнение песни)

Музыкальный материал: фрагменты из рок- оперы (Увертюра, Тайная вечеря, ария Христа «Моление о чаше»), католическое песнопение «Percrucem» (на латинском языке)

Просмотр содержимого документа
««Иисус Христос– суперзвезда» Взгляд на американскую оперу»

6


«Иисус Христос – суперзвезда»

Взгляд на американскую оперу

Цель урока: понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в музыкальных произведениях разных жанров и стилей;

слушать и эмоционально образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения

развивать навыки музицирования (исполнение песни)

Музыкальный материал: фрагменты из рок- оперы (Увертюра, Тайная вечеря, ария Христа «Моление о чаше»), католическое песнопение «Per crucem» (на латинском языке)

Зрительный ряд: картины «Тайная вечеря» Л.да Винчи, «Распятие» М. Васнецова, видеофрагменты рок-оперы (Увертюра, Тайная вечеря, ария Иисуса «Моление о чаше», арест).

Ключевые слова:

Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Иуды, толпы. Вечные темы. Главные связи.



Оргмомент.

Работа над новым материалом.

-Послушайте музыкальный фрагмент. Определите, какая это музыка – классическая или современная? (Слушание увертюры, начало)

+Современная. Написана в силе рок.

-Почему в стиле рок?

+Услышали электрогитары.

-Музыка легкая или серьезная?

+Серьезная. В ней выражены сложные чувства. Страх, тревога.

-Посмотрите видеофрагмент, где звучит эта музыка.

Кому будет посвящено произведение, о котором пойдет сегодня речь.

(Просмотр увертюры)

+Толпа. Лысый мужчина, который сначала в толпе, как бы руководит толпой, в конце падает на землю. В конце мы видим Иисуса Христа.

-Как вы думаете, что это?

+Наверное, что-то связанное с жизнью Иисуса Христа, его делами и смертью.

-Да, сюжет основывается на евангельских повествованиях и охватывает период от въезда Иисуса в Иерусалим до его казни на Голгофе.


-Почему тогда, здесь большую часть на сцене проводит Иуда?

+Потому что именно он предаст Иисуса Христа.

-Хотя он очень страдает сам, но не понимает, кто же этот Человек, который так много делал для других, но ничем не хочет помочь Себе.

-Вот мы сейчас с вами рассказали краткое изложение того, что ждет нас впереди. Как называется этот фрагмент в классических постановках (н-р, в опере, балете)

+Увертюра.

-Хорошо. Подумайте, какое может быть название у этого произведения?

+Может быть балет или опера, спектакль.

-Это опера, написанная в стиле рок. И называется…

+Иисус Христос

-В современном обществе о человеке, имеющим славу, успех, как бы вы сказали?

+Звезда.

-А на английском языке?

+Star. Superstar.

-Я не зря спросила, как будет по – английски. Эта рок-опера американского композитора Эндрю Ллойда Уэббера, написанная на текст своего друга Тима Райса. Это одно их лучших его произведений.

-В России постановка идет во многих театрах. Но наибольшую популярность имеет постановка Санкт-Петербургского театра рок-оперы. В 1990 году театр «Рок-опера» первым в России осуществил постановку этой оперы. Символично, что премьера спектакля практически совпала с 1000- летием Православной Церкви, а исполнитель роли Христа Владимир Дяденистов получил благословение на роль. (Раздаю «Информацию о рок-опере», показываю «программку» спектакля)

При переводе имена героев сохранились. Сценическая редакция произведения отличается от традиционного прочтения рок-оперы, она ближе к Священному Писанию. Слайд (афиша СПТ театра рок-оперы и действующие лица):

Иисус Христос – Джизус Крайст

Иуда-Джудас

-Нам эти актеры знакомы. Встречались на рок-опере «Сказка о мертвой царевне» во время гастролей в Уфе.

- Вернемся к музыке. Послушайте фрагмент арии. Чья это тема? Какое настроение? (Слушание Арии ИХ «Моление о чаше» на англ. яз.)

-Какие чувства возникли у вас? Какое настроение у героя?

+Похоже на просьбу. Какое-то горе, тяжесть на душе.

-Как звучал голос певца?

+Сначала мягко, умоляюще, затем взволнованно, драматично.

-Кому принадлежит эта молитва?

+Иисусу Христу.

-Почему вы так думаете?

+Он просит о помощи, обращаясь к Богу-Отцу, даровать силы испить чашу, уготованную ему.

-Какую картину подберете к этой теме? (Распятие)

-Иисус знал о том, что последует после ареста. И когда усталые ученики уснули, Он в Гефсиманском саду молит Отца о помощи, просит помочь избежать смертных страданий. Эта ария ИХ носит название «Моление о чаше»

На слайде: Моление о чаше (Гефсиманское моление) — молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанная в Евангелиях. С точки зрения христианских богословов является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.

-А до распятия какой момент ещё был?

+Тайная вечеря, когда ИХ своим ученикам говорит о том, что один их них его предаст.

-Сейчас мы посмотрим видеофрагмент оперы, начиная от «Тайные вечеря» и до ареста ИХ. Обратите внимание на голос героя, его поведение, на толпу и Ирода. (Просмотр в/фрагмента)

-Что можете сказать о толпе?

+Сначала они готовы заступиться, но потом отказываются от ИХ.

-Как ведет себя Иуда?

+Целует Его.

-Как ведет себя герой?

+Достойно. Но голос его меняется: от умоляющего до почти кричащего.

-Мы посмотрели с вами всего несколько фрагментов. Можно ли сказать, что сама постановка соответствует классической опере?

+Да

-Давайте проверим.

Работа в группах.

-Объединитесь в группы. У вас есть схемы. Заполните их и приведите пример из прослушанной рок-оперы.

I группа

Что такое опера? (заполнить схему, привести доказательство из оперы)

(Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

Ответы у детей: Драматургия – контраст (Иисус и Иуда, «синдром толпы»)

Музыка – характеристика героев, написана в стиле рок.

Декорации – отсутствуют, костюмы соответствуют времени

Хореграфия – танцы в современной постановке



II группа

В состав оперного коллектива входят:  (солист, хор, оркестр, )

Ответы у детей: Солист – Иисус, Иуда (ария, дуэт)

Хор – толпа (ученики)

Оркестр – электромузыкальные инструменты+ инструменты симфонического оркестра (Трубы)



III группа:

Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.

Ответы у детей: Увертюра, 2 действия, сцены (Тайная вечеря, Моление о чаше, арест)



Обобщение.

-Итак, опера написана в стиле рок. Может ли она быть серьезной?

+Да. Потому что есть драматургия, рассматривается очень важное событие.

-Хорошо. Спасибо. Родившийся из сочетания, казалось бы, несочетающихся жанров спектакль поражает силой воздействия — нередко молодые люди, посмотрев спектакль театра «Рок-опера», приходят в Церковь. По воспоминаниям, посмотрев премьеру спектакля, один священнослужитель в восхищении проговорил, обращаясь к артистам: «Мы не можем заставить молодёжь прийти в церковь, но вы можете вернуть им Веру!»



Разучивание католического песнопения на латинском языке Per crucem.

-Послушайте ещё одно произведение. Как вы думаете это современная музыка или написанная давно? (учитель исполняет)

+Написана давно.

-Почему?

+Протяжная, исполнена на иностранном языке.

-О чем или о ком поется? На что похожа?

+На молитву, на церковное песнопение.

-Перед Вами слова и ноты. Разучиваем по фразам.

Исполняем целиком.

Итог урока. Оценивание.

-Какой можно сделать вывод?

- Как вы думаете, почему об этом событии не забыли до наших дней и продолжают создавать произведения искусства на эту тему?

-Может ли данная опера стать классикой?

-Хочу предложить Вам ещё один пример – доказательство того, что интерес, уважение и любовь к Иисусу Христу, его делам существует и сейчас. (Исполнение песни в стиле рэп собственного сочинения ученика 9 класса).

Домашнее задание

-Послушать другие темы из рок-оперы «Иисус Христос-суперзвезда» (взять в Интернете)

-Выучить песнопение.

Оценивание

-Как оцените свою работу на уроке?

Уход из класса под тему «Ликование толпы»