МБОУ «Тучковская СОШ №1» Сычёва О.А. 2017 г.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию
Тема: Царственные мученики. История обретения иконы Божией Матери «Державная». Духовный смысл.
Форма проведения мероприятия: путешествие в прошлое
Средства: на доске–таблички с датами, именами, объектами; на доске иконы Божией Матери, икона Божией Матери «Державная», мультимедийный проектор, медиа-ресурсы: слайдовая презентация. Предметы обстановки русского быта XX века, костюмы для театрализованного представления.
Музыкальное сопровождение урока: колокольный звон.
Цель
- сформировать познавательную потребность в изучении истории Православия и способствовать пониманию обучающимися культурно-исторических событий XX века.
Образовательные задачи:
- дать сведения о почитании Божией Матери христианами на Руси, познакомить с историей обретения иконы «Державная» Богородицы;
- пробудить у учащихся интерес к истории русской православной культуры, личности и житию святых архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицина; личности и житию преподобного Сергия Радонежского;
- познакомить со скорбным путем Царской семьи и новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Задачи развивающие:
- развитие логического мышления и способности художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- стимулировать стремление знать родной край, интерес к краеведению Подмосковья.
Задачи воспитательные:
- формирование у учащихся представления об общечеловеческих нормах морали: сострадание, милосердие, миролюбие, терпимость;
- формирование у учащихся представления о нравственных ценностях христианской семьи;
- воспитание духовно-нравственной культуры и патриотизма юного гражданина России
- способствовать усилению воспитательной роли различных видов искусства на формирование духовно-нравственной культуры подростков.
Методические приемы: постановка, выбор тем для исторического экскурса; рассказ учителя; театрализованная постановка; индивидуальная работа, просмотр видео материала «Державная икона Божьей Матери; самооценка и оценка мероприятия.
Сценарий мероприятия
Организационный момент. Целеполагание (слово учителя):
Учитель: «Вы знаете, о том, что человечество давно пытается создать машину времени. Как вы, думаете, зачем она нужна? (ответы учащихся - увидеть события прошлого своими глазами, рассудить по справедливости действия людей в прошлом). А кому бы вы доверили совершать путешествие в прошлое или будущее? ( ответы учащихся- ученые, историки, археологи, есть опасность изменить ход истории). Какими качествами должны эти люди обладать? (ответы учащихся- честность, ответственность, справедливость, …). На самом деле нелегко человеку сохранять нейтралитет там, где как он думает, в его силах что-то изменить.
Мы с вами сегодня совершим виртуальное путешествие, на машине времени. За 60 минут мы промчимся сквозь более чем 1000 летний период жизни нашей страны.
Но есть небольшая предварительная подготовка к путешествию. Кто хорошо помнит историю древней Руси и России? Вы видите карточки с датами и карточки с именами, объектами. Надо их сгруппировать, чтобы наметить остановки в нашем временном путешествии. Приглашаю знатоков истории и краеведения к доске. Пожалуйста, соедините карточки друг с другом.
Иван IV Васильевич
Владимир
Ольга
988 год
955 год
16.01. 1547
17.07. 1918
1504 год
Дмитрий Донской
1380 год
Архимандрит Дионисий келарь Авраамий Палицин
Михаил Федорович Романов
Нил Сорский Иосиф Волоцкий
Троице- Сергиева Лавра
1613 год
Император Николай II
02.03. 1917
После группировки, давайте кратко объясним, суть событий, которые произошли (по историческим данным). Для более быстрого прохождения этого этапа несколько учеников получили опережающие задания. Нас ждет машина времени, отправляемся в путь и первая остановка - 955 год .
1 уч-ся: Славянские народы до крещения были язычниками. Основой их жизни была вера в бесчисленных богов и духов, олицетворявших различные природные стихии. Главным был Перун, затем Волос (бог животных и земледелия). Почитали русичи и Похвиста и Ладу: первый считался богом воздуха, творцом всякой погоды и непогоды, второй – богом «женитьбы, веселия и всякого благополучия». Особо почитали Купалу, бога изобилия. Были еще Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симаргл, Мокошь.
Первой путь к христианству проложила княгиня Ольга, крестившаяся во время своего пребывания в Византии в 955 году. Ей не удалось убедить принять христианскую веру своего сына Святослава.
Следующая остановка- князь Владимир.
2 уч-ся: Княгиню Ольгу уважали и князья и бояре и старцы, они сказали Владимиру, который начинает «испытания вер» : «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы баба твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И стали приходить на Русь посольства…
Крестили русичей в 988 году, крестили скопом ,где крестом, а где мечом. Никто не сопротивлялся великому князю Владимиру Святославичу…
На почве культа предков сложилось самое широкое почитание Рода и рожаниц, обусловившее преобладание женских божеств в славянском пантеоне. Русичи скоро объединили языческих рожаниц с новозаветными персонажами: Анной, родившей Марию, Марией, родившей Иисуса. И у наших предков возникает акцент на почитание Богородицы, что объясняется преобладанием женских божеств в славянском пантеоне. Богородица- спасительница всего мира, главная заступница и покровительница земли русской. Особенно усилилось распространение богородичного культа в эпоху Куликовской битвы. Сама битва состоялась 8 сентября в день рождества Богородицы. Возможны дополнения других уч-ся.
Остановка- венчание царя Ивана IV.
3 уч-ся: А 16.01.1547 в Успенском соборе Московского Кремля шапку Мономаха на голову царя Ивана IV Васильевича возлагает митрополит Макарий, подчеркивая особое положение церкви в государстве. Российский боговенчанный государь - один из самых знатных правителей мира.
Следующая остановка- царь Михаил Романов.
3 уч-ся: В начале XVII века в России началось царствование русских царей династии Романовых. Первым царем этой династии стал Михаил Федорович Романов. До избрания Михаила Романова пришли на Русь поляки, которые не только захватить хотели земли русские, но и изменить православную веру русских. Большую помощь оказали окруженной в то время Троице-Сергиевой Лавре, ее настоятель архимандрит Дионисий и великий старец Авраамий Палицин. Предание сохранило память о чудесной помощи преподобного Сергия, который являлся защитникам Лавры, в т.ч и Авраамию, которого отправил к князю Пожарскому с указанием идти на Москву и освободить Русь православную от иноземцев…
Остановка- Русская Церковь в 1917–1988г.г.
4 уч-ся: В истории были самыми тяжелыми в её тысячелетней истории, поскольку Церковь боролась за своё существование . В православной России до революции христианская семья была первым воспитателем детей в традициях благочестия, которые определяли нравственные нормы и правила поведения христианина. Умаление веры, над котором работала новая власть, привело к умалению любви к Богу и ближнему. Христианскую семью объединяла любовь к Богу. Так было в семье последнего российского императора. Дети Николая Александровича и Александры Федоровны – дочери и царевич были воспитаны в смирении, любви, терпении, трудолюбии. Никто из них не ставил себя выше любого человека, они трудились по мере сил и возможности, помогали и поддерживали друг друга. «Не теряйте вашу веру. Идите прямо. Не страшитесь и не падайте духом»,- учили они своих детей.
Остановка – Царская семья в 1917 году.
5 уч-ся: Свою ношу ответственности за людей, за огромную страну император Николай II не хотел перекладывать ни на кого, но в душе надеялся, что отречение от престола поможет новым революционным силам, прежде всего, спасти Россию от гибели в мировой и гражданской войне. Его надежды не оправдались, он был предан многими и близкими людьми и подчиненными.
С самого начала своего правления державой Российской Император Николай II относился к несению обязанностей монарха как к священному долгу. Имеются разные свидетельства предсказаний будущего, которые говорили о тяжких страданиях, которые предстоит вынести Государю. Знал ли он о них? Скорее всего, да. Сам он говорил, что родившись в день Иова Многострадального должен вынести тяжелые испытания. Как ответственный за своих людей перед Богом, он не предпринял ничего для своего спасения и спасения семьи. Вся императорская семья необъяснимо жестоко, как по указанию страшных черных сил мирового зла, будет расстреляна в подвале дома инженера Ипатьева в г. Екатеринбурге 17 июля 1918 года. Не поможет отречение и России, не убережет ее от 70 лет безверия. Романов Николай Александрович и его семья не будут одиноки в своей жертве, многие сотни людей сложат свои головы, покорившись воле Божией.
Все они с беззлобием и всепрощением, терпя клевету, измену и угрозы до дна испили чашу своих страданий. Они явили полную покорность воле Божией и полное беззлобие в отношении убийц. Это смиренное несение своего креста есть подражание Христову подвигу. Николай Александрович, Александра Федоровна, их дочери и сын претерпели страдания и мученическую кончину как представители христианской державы, за свой православный народ.
3.Учитель: Святой праведный Иоанн Кронштадский (1902г) говорил о том, что через державных лиц Господь блюдет благо царств земных и особенно благо мира Церкви своей. И ни один злодей (антихрист ) не появится по причине самодержавной власти.
Оптинский старец иеросхимонах Иосиф (1911) произносит в беседе такие слова: «Плохо стали жить люди православные, но пока стоит престол Царя самодержавного в России, пока жив Государь, милость Господа не отнята от России».
Многие священнослужители говорили о том, Царская власть удерживает мир, не дает явиться сюда злым черным силам дьявола. Но случилось непоправимое и царская семья принимает мученическую кончину за свой православный народ.
А в день отречения от престола Царя-мученика (02.03.2017) явила себя русскому православному народу Державная икона Божия Матери. Всю Россию облетает известие о том, что именно в этот день в селе Коломенском под Москвой произошло явление новой иконы Божией Матери, названной «Державной», т.к. Царица Небесная была изображена на этой иконе как Царица земная. Николай II горячо молился за свой народ и просил Богородицу не оставлять Россию и народ в столь тяжелый час, поэтому явление этой иконы безусловно наводит на мысль о передаче царской власти Божией Матери, чтобы не допустить гибели страны и людей.
4. А как икона была обнаружена, мы узнаем из небольшого театрализованного представления.
Сцена1. Комната в бедном доме. На лавке спит женщина Евдокия Андрианова. Вдруг раздается таинственный голос «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся». Евдокия поднимается, она удивлена и испугана. Идет к иконам и горячо молится. Затем ложится спать и снится ей белая церковь и в ней величественно восседает женщина, в которой своим сердцем Андрианова признает и чувствует Царицу небесную.
Сцена 2. Село Коломенское (звон колоколов). В доме священника отца Николая Евдокия рассказывает о сновидениях. « Слышу голос таинственный, глубокий, проникновенный: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся». А потом снится мне белая церковь и в ней величественно восседает женщина, в которой своим сердцем признала я Царицу небесную».
Сцена 3. Поиск иконы. О. Николай весь запыхавшийся: «Везде искали, и на колокольне, на лестнице, в чулане, все иконы тебе показал, все не она. Что ж делать?
Сторож церкви: «О. Николай разве в подвале еще поискать? Там рухляди да старья много».
О.Николай: Что ж идем искать в подвал. Выходят и возвращаются с предметом, завернутым в ткань. «Вот старая узкая черная икона, сердцем чую- она».
Сцена 4. Евдокия (рассказывает прихожанам перед иконой (на слайде): Когда отмыли ее от многолетней пыли, то все нам открылась изображение Божией Матери, как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире на зеленой подкладке, с короной на голове и скипетром и державой в руках. На коленях находился благославляющий Богомладенец .
Прихожанка храма: Как строг, суров Богоматери лик. А взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами так ранит душу.
Евдокия: «И я упала пред чистым образом Богоматери, а о. Николай отслужил молебен, т.к. в этом образе я увидела исполнение своих сновидений».
5. Учитель: Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя от Престола 2 марта 1917 быстро разнеслась по окрестностям, проникла в Москву, распространилась по всей России. Божья Матерь пришла к нам в самый тяжелый момент нашей жизни, в момент величайшего падения народа, отвергшего своего Царя-Помазанника. Строг и скорбен взгляд ее очей, наполненных слезами гнева Божественной и Материнской любви, потому пропитана мученической русской кровью Ее царская порфира и алмазные слезы русских истинных мучеников украшают Ее корону. У нас есть надежда, через страдания, кровь, слезы и покаяния получить прощение. Народ начал молиться пред иконой «Державной» и жесточайшие гонения обрушились на верующих. Были арестованы тысячи, многие расстреляны, иконы изъяты их храмов.
7 февраля Русская Православная Церковь отмечает Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви. С 2000 года это первое воскресенье после 07 февраля. В настоящее время в составе Собора более 1700 имен.
Уч-ся читает молитву: Спаси, Господи, Россию!
Прости нас за предательство царя искупителя Николая II и его святой семьи, за нарушение клятвы данной в 1613 году за всех нас до скончания века и нарушенной в 1918 году.
Прости Господи, меня, родных, усопших родных. Сними это страшное проклятие с нашего рода!
6. Уч-ся:
В красном углу стоят образа,
Тихо, внимательно смотрят глаза.
Матери Божьей, кроткий лик
Взглядом Своим прямо в душу проник.
Слышу слова: приходите ко мне
Все, кто нуждается, все, кто в беде.
Раскрою над всеми Святой Свой Покров,
Кто Мне молиться и верить готов.
7. Учитель:
А теперь я хочу представить вашему вниманию видео материал. Удивительно, как все неслучайно складывается. Я сама из Пскова. И вот в Псковской области на севере, есть небольшой старинный городок Гдов, мне приходилось там бывать. И вдруг оказывается, что первым храмом, построенным на народные деньги после распада СССР, становится храм во имя Державной иконы Божией Матери в городе Гдове. Послушайте историю создания храма и вы удивитесь промыслу Божьему.
8. Заключение. Я хотела бы услышать два- три слова, которые суммирует полученный вами сегодня в этом виртуальном путешествии опыт, знания, эмоции… Высказывайтесь.
Теперь приложите правую руку к сердцу, те кому было интересно и он узнал новое для себя. Поднимите руку те, кто заинтересовался и хотел бы продолжить исследования в этом направлении. Помашите, мне рукой те, кого не заинтересовали темы, над которыми мы сегодня работали.
2