Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почтовская средняя образовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым
Основы православной культуры Крыма
Православное изобразительное искусство, иконопись.
Наиболее почитаемые крымские иконы.
Семенчук Нина Ивановна
п. Почтовое, 2021 г.
Основы православной культуры Крыма
Тема занятия: Православное изобразительное искусство, иконопись. Наиболее почитаемые крымские иконы (Бахчисарайская икона Божией Матери, икона Божией Матери « Скорбящая»)
Цель занятия: познакомить детей с понятиями «икона», «православное искусство», с наиболее почитаемыми крымскими иконами, историей их обретения;
развивать речь учащихся, обогащать новыми словами ипонятиями православной культуры; воспитывать уважение к православным традициям своего народа, прививать навыки поведения в храме, воспитывать в детях, чувство веры в Бога, стремление делать добро, любовь к своей стране.
Оборудование: Энциклопедия «Православие», основы православной культуры Крыма, Православные календари, иконы, интернет- ресурсы.
Предполагаемые планируемые результаты:
Личностные: принимают и осваивают роль православного христианина, имеют мотивацию к православной деятельности, проявляют личную ответственность как православный человек.
Предметные: знают православные термины, трактуют знакомые православные понятия, знают название православных икон, православных святых, об их значении в жизни православных христиан.
Ход занятия:
Орг. момент
Приветствие
Рано утром я встаю,
Бога я благодарю.
Солнцу, ветру улыбаюсь,
Слово «здравствуй» говорю.
С кем встречаюсь поутру,
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра!
Чтение молитвы «Отче наш».
Актуализация знаний
-- Как называется курс, который мы с вами изучаем?
-- Кто такие православные христиане?
-- Какой праздник отмечался вчера?
-- Что знаменует этот праздник? (Возрождение природы, пробуждение от зимнего сна, торжество жизни над смертью)
-- Кто был вчера в храме?
-- Кто вообще иногда бывает в храме?
-- Что делают люди в храме?
-- Что должно обязательно быть в храме?
-- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем занятии?
-- Выскажите свои предположения в определении темы урока.
III. Сообщение темы и цели занятия
-- Сегодня мы с вами будем говорить об иконах, о православном изобразительном искусстве, иконописи.
IV. Сообщение учителя по теме урока
Церковное изобразительное искусство: иконопись, иконописание, писание икон, монументальная (настенная) живопись: фреска, мозаика, книжная миниатюра.
Декоративно – прикладное искусство: чеканка, литье, эмаль, литье, живопись религиозного содержания.
Икона – самостоятельное произведение, она исполняется на доске и может занимать постоянное место в храме, в доме, либо выноситься для крестных походов.
На доске:
Православное изобразительное искусство: иконопись, писание икон, икона, иконописец;
монументальная (настенная) живопись: фрески, мозаики;
книжная миниатюра;
декоративно – прикладное искусство: чеканка, литье, эмаль, житье.
Иконы: Спас Нерукотворный (белошвейки, золотошвейки), Бахчисарайская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Скорбящая», икона святых бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана.
П
равославные иконы. Почитание православных икон в Православной церкви – не просто обычай или принадлежность обряда, а догмат, утверждённый VII Вселенским Никитским Собором в 787 году и запечатлённый кровью многочисленных мучеников и исповедников, претерпевших гонения от иконоборцев.
Что же такое икона? Греческое слово «икона» означает «образ», «изображение». Честь, воздаваемая иконе, относится к её первообразу, поклоняющейся иконе, поклоняется изображению на ней.
Икона – это воплощённая молитва, икона – составная часть богослужения наряду с церковным пением, архитектурой, обрядом.
«Спас Нерукотворный» - первая икона по церковному преданию. Её дал людям сам Иисус Христос. Правитель сирийского города Эдессы князь Авгарь был «проказою недуга одержим». Услышав о бесчисленных исцелениях, которые совершил Иисус Христос, правитель захотел взглянуть на Спасителя и послал придворного живописца Анония отыскать Иисуса, но написать «портрет» не смог по причине сияющего блеска лица Его. Господь, умывшись, отёр Свой пречистый лик куском ткани, на которой отобразился Его образ.
2.Иконы Пресвятой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы, иконы Ангелов, иконы святых, праздничные иконы (на которых изображаются основные события из Священной истории).
Первые иконы Пресвятой Богородицы с младенцем Иисусом Христом на руках написал ещё в I веке евангелист Лука. По преданию, Богоматерь, увидев Свой образ произнесла: «Благодать от Меня и Моя с этими иконами да будет».
3. «Икона – своеобразное окно в духовный мир, не видимый нами. Икона отображает духовный мир в образах и символах, приближая его к нам, раскрывая, реальность непостижимого человеческому разуму иного миробытия».
Икона – обращение к Богу языком линий и красок – стала на Руси молитвой.
Удачно написанные образы считались написанными не иконописцем, а Богом, поэтому казалось неудобным называть имя человека, чьими руками Господь «воспользовался». С другой стороны, иконописание было сокровенным, обращением с миром иным, и называть себя было бы не нужно: ведь Всевышний Сам знает того, кто творит тот или иной образ, (а точнее, молитвенно и смиренно пытается воспроизвести первообраз).
Символический мир иконы. Цвет на иконах выполняет особую функцию – функцию символического языка, который должен выражать свечение предметов и человеческих лиц, озарённых светом, источник которого находится вне нашего физического мира.
Свет в православии – совершенно исключительное значение и особый смысл.
«Бог не познает, но проявляется в благодати – божественной энергии, изливаемой в им в мир». То есть, Бог изливает в мир свет. Причастие к Богу пронизано божественным светом и светоносно. Именно поэтому икона полна внутреннего света. Золотые штрихи и золотой фон на иконах символизируют и олицетворяют этот самый не земной свет. Теней на иконах нет, потому что в Царстве Небесном всё пронизано светом.
Отношение к пространству у создателей икон в Древней Руси было совершенно иным. Они считали обязательным пытаться изображать мир не таким, каким мы его видим, а таким, каков он есть на самом деле.
Пространство на иконах обычно обозначается сплошным золотым фоном, а предметы в нём располагаются в обратной перспективе, когда предметы по мере удаления от переднего края иконы не сужаются, а, наоборот, расширяются.
Икона мыслилась как окно в священный мир, и мир этот распахивается перед человеком, взирающим на икону, раздаётся вширь, простирается.
Особую роль играет изображение в иконе архитектуры. Она указывает на место, где происходят события: храм, дом, город. Но здание служит только фоном. По смыслу иконы действие не ограничено тем местом, где оно исторически произошло, тем моментом, когда произошло.
Зачем иконы освящают. Особое значение и силу, которую не имеют простые изображения, придаёт таким иконам Таинство Освящения – через чтение особых молитв и окропления святой водой.
В момент освящения иконе сообщается благодать Святого Духа, которая и делает икону Святыней.
Через освящение иконы устанавливается особое благодатное присутствие изображенного на ней. Так, освященная икона Господа нашего Иисуса Христа – это место явления Спасителя, место нашей с Ним молитвенной встречи.
Наиболее почитаемые Крымские иконы: Бахчисарайская икона Божией Матери, 15 августа освящена в храме в честь Успения Богородицы, икона Божией Матери Скорбящая.
Бахчисарайскую икону Божией Матери называют Крымской и Мариупольской. Первоначальное обретение её совершилось в Успенском скиту, расположенном в горном ущелье близ Бахчисарая. Основали скит православные греки. Существует несколько преданий явления этой иконы. Ещё одно название этой иконы Панагия (Всесвятая).
Икона Божий Матери Скорбящая (Крымская). В 1998 году Феодосия Денисенко – прихожанка Иоанно-Предтеченской церкви села Первомайского Кировского района пожертвовала в храм икону Божией Матери. В 1999 году чудесно обновившаяся икона обошла крестным походом весь полуостров, став поистине крымской Святыней. Сейчас она находится в городе Симферополе в Свято-Троицком женском монастыре.
(Использование Интернет-ресурсов по ходу урока)
V. Подведение итога занятия
-- Что значит слово икона?
-- Как называются люди, пишущие иконы?
-- Кто первый иконописец? (Евангелист Лука)
-- Что вы знаете об иконе «Нерукотворный Спас»?
-- Какие иконы особо почитаемые в Крыму?
-- Какие иконы есть у вас дома?
VI. Рефлексия учебной деятельности
-- Всё ли было понятно на занятии?
-- Было ли вам интересно?
-- Хочется ли вам узнавать новые истории об иконах?
VII. Домашнее задание
Узнать, как называются иконы, которые есть у вас дома. Подготовить рассказ о них.
Спасибо за работу!