Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, развитие умения учиться, создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития. Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Каждый из них имеет свою специфику.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Курс «Окружающий мир» по своему содержанию метапредметен, что позволяет усваивать не только предметные знания и умения, но и комплекс личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий для дальнейшего успешного продолжения образования.
Используя только традиционные методы обучения, решить эти задачи невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии, одной из которых является ИКТ.
Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. Работа за компьютером – основное средство постепенного перехода от привычной для младших школьников игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности.
Уроки «Окружающего мира» с использованием ИКТ, кроме учебных целей по предметам, имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:
-
получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ею для различныхпрактических целей
-
овладение современными информационными и коммуникационными технологиями как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.
Компьютер можно использовать на всех этапах урока. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны: работа всем классом и группами, индивидуальная работа.
Большинство сведений, подлежащих изучению на уроках по курсу «Окружающий мир», необходимо вводить через наблюдения, сопоставление иллюстраций, выполнение заданий, которые требуют от детей размышлений и доказательств, а также решение на уроках проблемных ситуаций. Здесь на помощь приходит интерактивная доска.
- < > в начале урока я очень часто использую приём «Настроение». Музыка, показ слайдов с изображением растений, животных по теме или видеофрагмент создают положительный настрой на урок и дальнейший поиск информации.
При изучении во 2 классе (УМК «Школа России»)темы «Что такое погода» на этапе закрепления знаний предлагаюдетям рассказать о погодетекущего дня и выбратьусловные обозначения из ряда предложенных.
-
При изучении темы «Живая и неживая природа зимой» подобрать необходимые условные знаки длярассказа о том, как зимуют разные животные.
-
При проверке домашних заданий я часто пользуюсь методом «Паутинка», когда необходимо соединить линиями карточки из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде картинок, схем, терминов и их значений.
- < >
отрабатывает умение сотрудничать (выявлять общее, уметь договариваться, например, о едином шрифте, фоне, стиле презентации);
-
отрабатывает умение отбиратьматериал, структурировать иразмещатьего на единственном слайде;
-
обеспечивает развитиекомпьютернойграмотности;
-
развивает чувства ответственности (выполняя свое задание, ученик знает, что от его работы зависитуспех всей группы).
На наш взгляд, курс «Окружающий мир» является наиболее подходящей дисциплиной для формирования личностных УУД, поскольку он способствует формированию личностного восприятия, эмоционально положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, гражданина, любящего своё Отечество, личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Например, программа курса включает ознакомление младших школьников с наиболее яркими, значимыми событиями из истории нашей Родины. Среди них значительное место занимают рассказы об освободительных войнах славян и россиян. Ребятам было предложено выполнить проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Работая над данным проектом, мы обратились к интернет-сайту «Подвиг народа». Ребята, изучив алгоритм работы с сайтом, попробовали найти имена своих родственников – участников войны, наградные документы. На основе этих материалов были созданы электронные презентации, которые представлены на классном часе. В этой работе активное участие приняли родители.
Таким образом, для успешного формирования и развития универсальных учебных действий учителю начальных классов необходимо реализовать на практике деятельностный подход в обучении; активно осваивать и применять в образовательном процессе современные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные. Применение ИКТ на уроках «Окружающего мира» усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, что способствует повышению качества образования.