ИКТ – как условие достижения стандартов в образовательном процессе
Сегодня переход российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения неразрывно связан с повышением уровня информатизации всей системы образования.
В ФГОС второго поколения учитывается реальность современного образования: ИКТ- технологии пронизывают буквально все сферы и структуры школы.
Поэтому неслучайно в новых стандартах впервые в ряду основных метапредметных результатов отмечается формирование и развитие ИКТ - компетенции, как одной из важнейших, а в «Требованиях к условиям реализации образовательных программ» содержится характеристика информационно-образовательной среды.
Следует, что для реализации ФГОС современный учитель обязан быть информационно грамотным, умело применять ИКТ в своей профессиональной деятельности.
Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов. Практический опыт свидетельствует, что педагог может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием информационных технологий на своих уроках и во внеклассной деятельности.
Мультимидийные средства нового поколения объединяют в себе все преимущества компьютерных технологий, так как соответствуют тому уровню восприятия информации, которым обладает современное поколение учеников, выросших на телевидении, компьютерах, мобильных телефонах.
Современные ИКТ позволяют сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейших целей образования.
Основными информационно-коммуникационными технологиями, которые используются в нашей школе являются:
- офисные технологии — позволяют подготовить большинство учебных материалов в MS word, MS excel, MS powerpoint, MS access;
- сетевые технологии — позволяют использовать учебные материалы в рамках локальной сети учебного заведения, а также глобальной сети Интернет;
- специализированное программное обеспечение — обеспечивает электронный документооборот учебного заведения, различные контролирующие мероприятия, управление учебным заведением;
- ИКТ-оборудование: компьютеры, ноутбуки, мультимедийные проекторы, интерактивные доски.
Одной из наиболее удачных форм применения информационных технологий на уроках является создание и использование мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Их можно рассматривать как дидактическое средство обучения и можно отнести к электронным учебным пособиям.
Основным отличием презентаций является их особая насыщенность содержанием и интерактивность. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Использование интерактивных электронных досок на уроках не только облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали.
В состав программного обеспечения электронной интерактивной доски входят различные спецэффекты (например, Фонарик, Шторка), которые позволяют акцентировать внимание учеников на наиболее существенных фрагментах урока. Если нужно, чтобы ученики видели не весь материал, а некоторую его часть (например, самостоятельная работа по решению уравнений), то Шторкой можно закрыть с нужной степенью прозрачности часть интерактивной доски. Шторку учитель открывает в конце, чтобы ученики могли проверить правильность своих решений.
При демонстрациях на интерактивной доске можно делать пометки цветными маркерами, выделяя наиболее важные фрагменты. Материал каждого урока со всеми сделанными пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам.
Следует отметить, что на компьютерной доске в памяти остаются все, что вы делали на уроке. Для учителя это тоже очень важно, потому что он может обратиться к этому материалу и проанализировать успешность учеников, а также при необходимости может показать родителям.
Подготовка урока с использованием интерактивной доски занимает много времени. Однако этот трудоемкий процесс приносит весьма богатые плоды. Доска способна наглядно и мобильно представить то, что трудно или скучно объяснять словами.
Решить множество проблем нам также помогает система дистанционного обучения. Это новая организация учебного процесса, которая базируется на принципе самостоятельного обучения учащегося.
Появление дистанционных технологий обучения открыло новые возможности получения образования. Обучающиеся могут усваивать необходимые знания в удобное для них время, в удобном темпе. Дистанционное обучение дает возможность получения консультаций преподавателя и контроля знаний не посещая учебное заведение.
Важно отметить и то, что любой преподаватель будет разрабатывать свои курсы дистанционного обучения, опираясь именно на свой контингент обучающихся, учитывая их знания и способности.
Ценность таких курсов состоит в том, что материал в них даётся компактно, в нужной последовательности; нет ничего лишнего, всё “работает” на достижение конкретных целей и задач, в отличие от предлагаемых курсов.
Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов.
Наличие в кабинете большого количества цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) дает возможность учителю использовать их на различных этапах обучения.
Использование новых информационных технологий в школе позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.