21 век называют веком информации. И чем дальше - тем больше: современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Компьютер стал неотъемлемым атрибутом современного специалиста, вне зависимости от сферы, в которой он работает. Все чаще прикладной характер использования современных информационных компьютерных технологий отступает перед его образовательными и развивающими возможностями. Введение современных технологий обучения и развития детей, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка. Преимущества использования ИКТ открывают широкие возможности в практической деятельности психолога образования. На современном этапе практическая деятельность психолога уже не мыслится без использования компьютерных технологий. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную и дошкольную психологическую практику позволяет сделать работу психолога более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса. Без возможности получать качественную современную информацию, общаться с коллегами, консультироваться со специалистами в области психологии организовать хорошую психологическую работу сегодня нельзя. При этом ни для кого не секрет, что в современных условиях постоянных стрессов в своевременной психологической помощи нуждается все большее количество людей. Большую часть времени психолога отнимает именно проведение исследований. Даже не столько их проведение, сколько анализ и обработка результатов, так как зачастую необходимо провести исследование не одного конкретного ребенка, а целой группы учащихся, а опросник может включать более ста вопросов. В этой ситуации на помощь психологу приходит компьютер. Именно с его помощью до минимума уменьшаются затраты на проведение исследований. Применение компьютерных технологий в работе психологов и педагогов играет все большую роль в последнее время. Работа психологов на компьютере ведется в основном в сфере коррекции познавательных способностей детей. В работе с детьми-инвалидами имеют развитие различные технологии, позволяющие детям с различными недостатками управлять компьютером. Но к сожалению, совершенно не развито направление работы по коррекции эмоциональных, личностных и поведенческих качеств ребенка, хотя к настоящему времени уже вполне очевидно, что компьютерные программы обладают значительным потенциалом в этой сфере. Приключенческие игры (квесты), ролевые и стратегические игры обладают значительным потенциалом для коррекции и развития интеллекта, а также эмоциональных и поведенческих качеств ребенка. Появившиеся в последнее время студии для создания мультфильмов раскрывают новые возможности для работы психолога в плане работы с эмоциональными и поведенческими чертами личности. Это совершенно новое направление работы психолога на компьютере, и здесь пока еще отсутствуют разработанные методики работы с такими программами. II. Основные направления использования технологий в работе педагога-психолога В первую очередь можно использовать готовые продукты: компьютерные игры и тренажеры, батареи компьютерных тестов, развивающие игры, цифровые книги, учебники, энциклопедии, психологические ресурсы Интернет. В случае, если невозможно найти готовые материалы, то есть возможность разработать их самостоятельно и самое простое, это презентации, на основе которых вы можете сделать игры, использовать их для занятий. Для этих же целей вы можете использовать Веб-страницы не только в Интернете, ни для создания игр. Веб – сайт так же можно сделать легко, используя готовый набор инструментов, например в Народе.ру. Компьютерные тесты, цифровые видеоролики – еще одно направление использования ПК в работе. Основные направления деятельности педагога-психолога и использование ПК и информационных технологий. Одно из основных направлений деятельности психолога – это психодиагностика. Чем в этом направлении работы может помочь ПК и ИТ? - использование компьютерных тестов - печать бланков - обработка тестов - составление диаграмм - презентации по результатам тестирования - электронная база данных - креатор (конструктор) тестов Следующее направление деятельности – просвещение и консультирование. Для этого вида деятельности можно широко использовать различные электронные книги, энциклопедии, справочники на дисках, а так же возможно использование различных психологических ресурсов Интернет. Кроме этого можно создать для этой цели свой сайт, сайт своей школы или детского садика. Коррекционная и развивающая работа. Различные развивающие программы по развитию памяти, внимания, логического мышления… Развивающие игры, игры-презентации. Психологическое сопровождение педагогов В этом направлении вы можете использовать подборки компьютерных тестов для самодиагностики, электронные учебники по возрастной психологии, по различным проблемам. Это удобно, но конечно при условии, что у самих педагогов есть возможность пользоваться компьютером. Самообразование психолога Чтение различной литературы, самодиагностика с помощью батареи компьютерных тестов, общение с психологами на психологических форумах А теперь давайте более подробно рассмотрим возможность использования 1. Диагностика. Возможен поиск и использование готовых тестовых методик как компьютеризированных так и бланковых, компьютерная психодиагностика. Тесты можно как находить в Интернете, так и на дисках. Компьютерные версии тестов могут быть полезны в работе, как начинающих, так и опытных психологов, врачей, педагогов и других специалистов. Для начинающих может иметь существенное значение сокращение времени обучения работе с психологическим тестом. Психологам, имеющим большой опыт психодиагностической работы, использование компьютеров позволяет избавиться от рутинной части работы с тестом, такой как подсчет сырых оценок, перевод их в шкальные, подсчет индексов, построение графиков («профилей») и проч. Кроме того, такой психолог может рассматривать результаты компьютерного тестирования как предварительные и может осуществлять дополнительный анализ и интеграцию по своему усмотрению, руководствуясь логикой и задачами исследования. Важно отметить, что компьютер существенно облегчает возможность качественного, а не только количественного анализа получаемых данных. Так, компьютер делает легко доступным просмотр ответов на интересующие психолога вопросы. Компьютер сам может отбирать и группировать вопросы и ответы по тематическим критериям.. Кроме того, компьютер позволяет легко получать временные характеристики реакций испытуемого на предъявляемые ему стимулы и легко анализировать эти характеристики. Например, могут быть выделены те вопросы, ответы на которые потребовали наибольшего времени по сравнению с другими вопросами, что потенциально может свидетельствовать об их большем личностном значении для испытуемого. Преимуществом компьютерной психодиагностики является возможность, с одной стороны, после проведения тестирования напечатать протокол исследования и психодиагностическое заключение для истории болезни или другой документации, а с другой стороны, поместить эти данные в компьютерный банк данных для последующего их использования, в частности как справочного материала для статистического анализа и т.д. При компьютерной психодиагностике значительно понижается вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором: психоэмоциональным состоянием экспериментатора, большей или меньшей его заинтересованностью в результатах исследования и т.п. Гарантируемая при компьютерной психодиагностике абсолютная беспристрастность имеет особое значение в ситуациях экспертизы. Кроме этого возможно создание собственных тестов для проверки знаний с помощью «Конструктора тестов». Данную программу можно использовать для проведения тестирования в любых учебных заведениях. Программа позволяет использовать неограниченное количество тем, вопросов и ответов. Программа поддерживает пять типов вопросов, что позволяет проводить любые тесты. В тестах имеется возможность использовать музыку, звуки, изображения и видеоролики. Любые данные можно распечатать на принтере, экспортировать в файлы различных форматов (Word, Excel, Access, HTML, XML, Текстовый файл др.). На одном компьютере тестирование независимо могут проходить несколько человек, входя в программу под своими именами. Программа проста в использовании, имеет удобный и понятный русский интерфейс. Для своей работы я нашла очень много разных тестов. В первую очередь это готовые диски, которые я покупала. Но когда у меня появился Интернет, то я стала находить их там. Сегодня мне трудно сказать, чего у меня нет. В целом это более тысячи файлов и сегодня у меня огромная проблема навести порядок в этом богатстве. Основная масса – бланковые методики. Но есть и компьютерные тесты. К сожалению, сегодня качество компьютеризированный тестов, взятых из Интернет не слишком высокое, многие просто не открываются. Самыйе распространенные – это тесты на интеллект, тесты по соционике – определение типа личности, тесты Люшера разной интерпретации, например хорошо работает тест Ласточкина, но это сокращенный вариант, диагностика темперамента (Айзенк). 2. Просвещение и консультирование При организации психологического просвещения и группового консультирования старшеклассников по вопросам профессионального и личностного самоопределения можно использовать широкий спектр возможностей, предлагаемых ИКТ: компьютерные программы, электронные книги, ресурсы Рунета и разработанные самим психологом игрушками-презентациями (например: игра «Ориентир в мире профессий» позволяет в игровой форме систематизировать полученную на занятиях информацию о мире профессий). Возможно создание со старшеклассниками программы-презентации «Цветонастроение», в которой можно совместно подобрать фотографии цветов, водопадов, пейзажей, соблюдая переход цветовой гаммы, сопровождаемые определенным музыкальным сопровождением что потребует от учеников предварительного ознакомления с информацией о влиянии цвета и музыки на настроение и физическое состояние человека. Появилось много фильмов и программ, которые так же можно использовать с этой целью. Для работы по просвещению педагогов, родителей удобно пользоваться ресурсами Интернет, которых сегодня уже очень много. Есть огромные залежи полезной информации, которая практически готова к использованию. Так же возможно создание собственных Интернет-ресурсов, к примеру сайта своей школы, где кроме информации о школе можно создать и страничку психологической помощи. Часто приходят родители на консультацию, которые интересуются, что можно сделать для развития ребенка. Сегодня существует много сайтов, посвященных этой теме и вы можете посоветовать им воспользоваться тем, что там есть. Первый в Рунете и один из самых больших – это портал «Раннее развитие детей» Лены Даниловой. Там можно найти много информации не только для родителей, но и для специалистов. На форуме сотрудничают такие специалисты, как Гиппенрейтер Ю.Б., Ася Штейн, Елена Макарова, Евгений Лакшанов и многие другие. На этом сайте можно найти много готовых презентаций и копилка все пополняется. Коррекционная и развивающая работа. В чем же преимущество использования информационных компьютерных технологий в работе с детьми? Первое и немаловажное - это огромный интерес детей и подростков заниматься всем, что связано с компьютерами; Второе и тоже важное – это широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, динамика - лучше моделируют живую реальность, обусловливая более полное восприятие информации); Третье – возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка ( например: индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную систему, интересы и т.д.); Четвертое – интерактивность компьютерных программ ; Пятое – экономия временных ресурсов (например: при проведении психологических исследований и др.) Использование компьютерных программ способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению эффективности обучения учащихся, повышению их учебной мотивации, развитию их интеллектуальных и творческих возможностей и др. Можно выделить два направления использования ИКТ в коррекционно- развивающей работе: 1) использование ИКТ для развития познавательных способностей ребенка (по этому направлению сейчас предлагается большое разнообразие компьютерных тренажеров и комплексов игр, направленных на развитие сенсомоторики, внимания, памяти и мышления. но при желании можно и самому создать простенькую игрушку-презентацию); 2) использование ИКТ при организации коррекционно - развивающей работы с личностными, поведенческими и эмоциональными качествами учащихся. Применяя компьютерные игры при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.), они используются в качестве такого же инструмента, как куклы и картинки, в качестве некоего посредника, замещающего живых участников общения. Компьютерные игры в данном случае имеют опосредованное значение, т.к. в коррекционной работе применяются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущество в лучшей графике, интерактивности и подвижности персонажей компьютерных игр. Различные эпизоды квестов, ролевых игр и стратегий содержат в себе и позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия. Еще эффективнее данные задачи можно решать с помощью программ-студий, позволяющих создавать свои собственные мультфильмы. Созданные детьми мультфильмы будут иметь не только коррекционное значение, но и предоставляют психологу богатый диагностический материал. Например, при работе с тревожным школьником использование мульт-студии может способствовать: а) повышению самооценки ребенка ( с этой целью ребенку предлагается создать мультфильм-путешествие «про героя», наделенного лучшими качествами ребенка (качества выясняются в ходе беседы с психологом: Чему бы ты смог его научить? Какими качествами ты бы смог с ним поделиться?)); б) обучению ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. В данном случае психолог совместно с ребенком развивает сюжетную линию мультфильма, имитирующую конкретную реальную ситуацию (например: ответ у доски). Герой истории обязательно должен добиться успеха, несмотря на все преграды. Даже просто «проигрывание» фрустрирующей ситуации благодаря созданию и озвучиванию мультфильма позволяет снизить уровень тревожности ребенка-мультипликатора. Главное в этом методе работы сопровождающая роль психолога - он вводит ребенка в игровую ситуацию, обязательно обсуждает совершаемые ребенком в игре действия. Сама психологическая коррекция осуществляется в общении с психологом. Психолог может предлагать ученикам, как созданные им самим незаконченные мультфильмы для продолжения детьми, так и просто темы для создания мульт-историй. Еще одно возможное направление – это использование компьютерного лечебно-оздоровительного игрового тренажера, основанного на принципе биообратной связи (БОС) Компьютерный игровой тренажер состоит из детектора пульса, который подключается к порту компьютера, и программного обеспечения "Вира", "Гребной канал", "Магические кубики", "Ралли". Его стоимость сегодня около 200 долларов. Использование компьютерных игр Применение компьютеров в работе с детьми может быть весьма многогранным и обширным. Прежде всего, это развивающие и обучающие игры, ставшие уже одним из методов коррекции и развития интеллектуальной, двигательной и речевой сферы. Основной целью применения развивающих компьютерных игр является стимуляция интеллектуальной деятельности ребенка, формирования и совершенствования его высших психических функций: внимания, памяти, пространственных и конструктивных представлений, речи, логического мышления. Кроме того, компьютерные игры необходимы для развития быстроты реакции ребенка, а также его манипулятивной деятельности (включая мелкую моторику). Но существуют и проблемы, возникающие при использовании компьютеров. 1. факторы, возникающие при работе самих ПК – электромагнитное, тепловое, радиационное излучение. 2. факторы, связанные с изменением качества окружающей среды в помещении с ПК – ионизация воздуха, повышение температуры и снижение относительной влажности, заряжение статическим электричеством окружающих предметов. 3. факторы, связанные с качеством монитора – яркость, контрастность, четкость, пульсация, бликование экрана, минимальный размер пикселя. 4. факторы, обусловленные особенностями характера работы на ПК – статическая поза сидя, зрительное напряжение, рассматривание предметов и деталей на фоне светящегося экрана с пульсирующей яркостью. Как же снизить эти вредные воздействия? Современные ПК имеют хорошую защиту от излучения, самое большое выявляется со стороны верхнезадней поверхности монитора на расстоянии до 15 см. Это необходимо учитывать при расположении ПК. Если в помещении несколько ПК, то температура воздуха может повышаться, а влажность снижаться. Помещение должно проветриваться и необходимо применять меры по повышению влажности. Огромное значение имеет качество мониторов. Но в любом случае ребенку приходится напрягать зрение, поэтому необходимо ограничить время работы за ПК до 15 – 20 минут. Работа за ПК сопряжена с вынужденной сидячей позой. Это весьма неблагоприятно воздействует на организм ребенка и способствует его быстрому утомлению. Поэтому особенно важно следить за тем, чтобы ребенок сидел в удобной для него позе, стопы должны полностью находиться на опоре, для этого можно использовать подставки для ног. При работе дети постоянно переводят взгляд с монитора на клавиатуру, по проведенным исследованиям в течении 10 минут работы ребенок делает это не менее 80 – 100 раз. Поэтому быстро наступает зрительное утомление. Работа на компьютере оказывает на детей возбуждающее действие. При использовании компьютерных игр по рекомендации Лильина целесообразно придерживаться следующей последовательности: 1. Первая задача – привлечение внимания ребенка к игре, обучение его концентрировать внимание как на отдельных деталях, так и на сюжете в целом. 2. Необходимо убедиться в адекватности восприятия ребенка, насколько он понимает задание 3. Переход к целостному восприятию. Сначала это делается на статичных играх, где у ребенка есть время подумать, только потом можно переходить к играм, требующим быстроты реакции. 4. Обучение работе с клавиатурой, требующее пространственных представлений, в первую очередь назначение клавиш управления вправо, влево, вверх, вниз. 5. Развитие памяти, для каждого ее вида подбирать надо специальные игры и программы. 6. Развитие конструктивных способностей, например в играх собери картинку, логического мышления и затем абстрактно-логического мышления. 7. Применение обучающих программ по различным предметам. 8. Применение ПК для контроля знаний. Функции компьютерных игр. Одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. И это закономерно, так как соответствует законам психического развития детей. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным. Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация. Почти все знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. Поэтому игры на компьютере и не воспринимаются детьми в качестве занятий. Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей, так как именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школе. Отрицательная роль компьютера. И так компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но есть одно "но". Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах. Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Существуют определенные ограничения по времени. Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса. Хотя есть и другие рекомендации. Ребенок до 6 лет не должен проводить за компьютером более 10-15 минут. Для детей в возрасте 7-8 лет ограничение составляет 30-40 минут в день. В 9-11 лет можно позволять сидеть за компьютером не более часа-двух в день. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. При всем преимуществе компьютерных игр они все же создают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их в ситуацию дистресса, и тогда на смену ему приходит псевдообщение. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера. И все же компьютер - это наше будущее. Работа на нем обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. А умение получить необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. С другой стороны - нельзя уповать только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль Как обезопасить глаза ребенка? Самая большая нагрузка приходится на глаза сидящего за компьютером. Поэтому очень важно обезопасить глаза ребенка от переутомления. Кроме выполнения специальной гимнастики позаботьтесь и о том, чтобы, глядя в монитор, детские глаза не страдали от слишком ярких цветов экранной картинки. Не поленитесь "поиграть" с настройками монитора: отрегулируйте яркость и контрастность так, чтобы лично вам было максимально комфортно. Если у вас не жидкокристаллический монитор, то ОБЯЗАТЕЛЬНО проследите за тем, чтобы частота обновления экрана была максимальной (не менее 85, а в идеале -100 и более герц). Разработаны различные комплексы упражнений специально для профилактики утомляемости во время работы с компьютером. Если у ребенка есть возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир, он защищен от компьютерных и других зависимостей. Это: - Яркая, насыщенная, интересная жизнь. - Возможность испытывать азарт, риск. - Возможность испытывать и проявлять агрессию приемлемым способом. - Возможность реализовывать любопытство. - Возможность общаться со сверстниками. ВАЖНО! 1. Как можно раньше выработать правильное отношение к компьютеру как к машине, инструменту для получения знаний, навыков, а не средству получения эмоций. 2. Выработать с ребенком правила работы на компьютере (например: 20 мин. играет, 25 мин. занимается другими делами): - не есть, не пить чай перед компьютером; - готовить уроки при выключенном компьютере; - договориться, что эти правила соблюдаются. 3. Не использовать компьютер как средство поощрения ребенка. Во время болезни и вынужденного пребывания дома компьютер не должен стать компенсацией. 4. Помогайте справляться ребенку с тяжелыми чувствами, которые неизбежно присутствуют в жизни любого человека (скука, разочарование, обида) и которые могут подтолкнуть ребенка получить облегчение от «компьютера». 5. Если есть признаки зависимого поведения – не применяйте воспитательных мер, прежде проконсультируйтесь со специалистами. Психологическое сопровождение педагогов Психологическое сопровождение специалистов предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий реализацию адекватных форм, методов, приемов взаимодействия с педагогами и включает в себя различные формы работы: психологическое консультирование индивидуальное и групповое, просвещение, семинары-практикумы, психолого-педагогические консилиумы, тренинговые занятия, психологическое тестирование и т.д. Огромное количество материала я нашла в Интернет для работы в области просвещения. При постоянной нехватке времени возможность находить готовые материалы – это неоценимая польза Интернет. Самое большое количество таких материалов я нашла на сайте Адалин. Адрес этого ресурса есть в списке. Для проведения тренингов так же можно найти как теоретическую литературу, так и готовые тренинги по самым разным направлениям. Сначала я хотела перечислить те книги и готовые тренинги, которые у меня есть, но посмотрев, решила их просто скопировать и предоставить тем, кому они нужны. У себя я в январе проводила тренинг по Развитию навыков межличностного взаимодействия и коммуникативной компетентности у дошкольников, разработанный Сухининой Е.М. Так же в январе я проводила исследование по оценке нервно-психической устойчивости педагога. Материал я так же брала в Интернет. Самообразование психолога Чтение различной литературы, самодиагностика с помощью батареи компьютерных тестов, общение с психологами на психологических форумах Общение и работа с коллегами с использованием Интернет-конференций, форумов и электронной почты. В чем преимущество такого общения – анонимность, доступность, скорость, возможность общения с психологами из самых разных уголков мира. Как часто даже профессиональный психолог не может задать вопрос, испытывая негативные эмоции, боясь «потерять лицо». В этом же случае человек скрыт за ником, поэтому он свободен. Еще одно преимущество – возможность общаться с очень широким кругом специалистов, находящихся в разных странах мира, разделенных огромными расстояниями. Скорость общения, возможность общения не выходя со своего рабочего места или из дома, если есть такая возможность. Это фантастические возможности. Я уже смогла оценить ценность такого общения на форуме My word. Там я смогла получить развернутую консультацию по поводу обработки некоторых тестов, адреса ресурсов, где смогла найти необходимые в работе тесты. Так же на этом форуме можно прочитать новинки из психологических журналов разных стран мира. Поиск информации Как вы уже увидели, во многих направлениях деятельности необходимо уметь находить нужную информацию. Сегодня это одно из актуальнейших направлений использования сети Интернет и Рунет. Всем понятно, что приобрести нужную литературу педагогу-психологу в полном объеме практически невозможно. Я, как и многие столкнулась с этой проблемой, когда пришла на работу. Не хватало не только книг, но информации вообще, в целом. Где взять необходимые документы, такие как «Положения о психологической службе в системе народного образования.», «О ВВЕДЕНИИ ДОЛЖНОСТИ ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» и другие? Как лучше оформлять документы, много других вопросов, на которые я не могла найти ответы на своем рабочем месте. В этих вопросах мне во многом помог Интернет. Что именно может найти педагог-психолог в сети Интернет? Это море книг, статей, тестов, готовых презентаций, просмотр психологических словарей и энциклопедий. Огромную помощь в работе по просвещению я получила на сайте Адалин. Психологический центр "Адалин" - это команда профессиональных детских психологов, психотерапевтов и педагогов по работе с детьми-дошкольниками. Центр создан и работает при поддержке Московской Психотерапевтической Академии. Главная задача этого центра – практическая психолого-педагогическая и психотерапевтическая помощь специалистам, родителям и детям. Руководитель центра Анна Пономаренко, медицинский психолог, редактор Московского психологического журнала. Основное направление работы – дети дошкольного возраста. Мне очень нравится, как организован это ресурс, достаточно легко найти нужную информацию, она практически готова к применению, всегда есть ссылки на источники. Что именно вы можете здесь найти: Развивающие методики: Восприятие, Мышление, Память, Внимание, Речь, Творчество, Самоконтроль, Чтение, Математика, Письмо, Знания о мире, Моторика, Одаренность. Коррекционные методики: Детские страхи, Тревожность, Застенчивость, Навыки общения, Самостоятельность, Импульсивность, Гиперактивность, Медлительность, Агрессивность, Аутизм, Нервный и трудный ребенок. Дошкольник: Развитие, воспитание, копилка методик, досуг, основы безопасности и др. Начальная школа: Подготовка, адаптация, проблемы обучения и общения. Детская патопсихология: Неврозы, психопатии и др. проблемы. Еще один замечательный ресурс, про который хотелось бы сказать особо - My word. Но необходимо знать, если вы хотите воспользоваться библиотекой, вам необходимо зарегистрироваться на форуме, иначе у вас не будет доступа в библиотеку. Это богатейшая библиотека, больше книг я вообще нигде не встречала, и поверьте, не только я. Эта библиотека с удовольствием принимает помощь от всех желающих, в виде сканирования, вычитывания книг, перевод их в другие форматы. Сегодня существует параллельно две библиотеки: старая и новая. Новая библиотека значительно обширнее, даже если сравнивать только количество журналов. В старой три страницы, в новой же 33. Кроме этого в новой библиотеке книги все вычитаны, предлагается различный формат для скачивания, поисковая система так же предлагает больше вариантов, так в старой поиск сегодня возможен только по автору и по названию, в новой же он больше. Но в новую не всегда можно попасть. Я открыла один способ, который позволяет всегда войти в новую библиотеку. Если вы попали в старую, то выберете раздел, войдите в него, можете посмотреть книгу, после этого нажимаете опять на кнопку «Библиотека» и вы попадаете в новую библиотеку. КУБ - библиотека, в которой вы можете легко найти нужную литературу. Книги в ней в свободном доступе, это библиотека Куб. Куб, это не только книги, но еще и огромное количество самой разнообразной информации, изображений. В Галереи вы можете найти невозможные изображения, зрительные искажения, двойственные образы, иллюзии движения, перевертыши, стерео-иллюзии. Я нашла сайты таких известных психологов, как Козлов Николай Иванович, Леви. II. Работа в Интернете Что такое Интернет? Формально Интернет – это совокупность компьютеров, объединенных между собой линиями связи и способных обмениваться информацией. Для работы в Интернет кроме компьютера вам нужно подключение. Есть разные виды подключения: через модем, подключение через телефонные линии, в этом варианте возможна выделенная линия. Именно этот способ чаще всего встречается в школах и детских садах. Возможно подключение к локальной сети. При этом способе скорость соединения намного выше, чем при предыдущем. Возможно работа через спутниковую антенну, но это достаточно дорогой способ. Российская часть Интернета называется Рунет. Для работы необходим браузер. Это программа, предназначенная для работы в Интернет, без нее выход в Интернет невозможен. Один из самых распространенных браузеров является Microsoft Internet Explorer он встроен в Windows. Но это не самый удачный браузер. В нем постоянно всплывают окна, которые вам не нужны, он может переключаться на другую страницу без вашего ведома, в нем не удобно работать. Для безопасности рекомендуется использовать версии не ниже 6. Кроме него существуют и другие браузеры, например Opera, Netscape Navigator, Mozilla Firefox. Последний, на мой взгляд, наиболее удобный. В нем легко нажатием одной кнопки внизу справа можно отключать картинки, не пропускаются всплывающие окна. Удобно страницы просто захватывать и создавать свой Scrapbook, в котором можно создавать папки и менять их по вашему усмотрению. Для чего все это надо? Главное – скорость загрузки и экономия денег. Если вы работаете через модем, то для вас актуально время загрузки. Оно же зависит от объема страницы, которую вы загружаете. Чем больше изображений, анимированной рекламы, тем весомее страница, тем медленнее она загружается. Если же вы оставите только текст, то скорость увеличится и часто значительно. Ну а если вы платите за трафик, то тем более для вас это становится важным, ведь чем меньше весит страница, тем меньше вы платите. Надо помнить еще об одном. Вы загрузили страницу, но не забывайте, что она постоянно обновляется, поэтому гораздо экономнее будет не читать страницу находясь в Интернете, а захватить ее, сохранить и потом, уже выйдя из него, спокойно прочитать все страницы, которые вы захватили. Таким образом, каждый день находясь в Интернет до 2 часов вы можете тратить на него не более 300 рублей в месяц. Если же вы будете скачивать картинки, игры, фильмы, музыку, то в этом случае, если у вас не подходящий тариф, вы будете тратить большие деньги. Для этого случая лучше подходит абонентская плата, но с ограничением скорости. У вас есть браузер, есть подсоединение. Что делать дальше? Вы входите в Интернет, а куда вы входите? Это на ваше усмотрение. Вы можете выйти в любой сервер мира. Наиболее известны такие: Yandex, Rambler, Turtle, Google, Mail, Yahoo! Сервер – это поисковая система, а так же почтовая. Рейтинг поисковых систем: Яндекс – 44,4 %; Google – 32 %; Rambler – 10,6 %; Mail – 7,3 %; Nigma – 0,5 %; Yahoo! – 0,4 %; Вы можете создать себе почтовый ящик. Для этого вы должны зарегистрироваться, это сделать просто, нужно выполнять все шаги, которые будут появляться перед вами. Это необходимо сделать, так как сейчас на многих сайтах требуется регистрация, но вы там не сможете зарегистрироваться, если у вас нет своего почтового ящика. Так же сегодня предоставляется возможность создания себе Интернет кошелька. Кроме того, заведя ящик, на многих серверах вы можете бесплатно создавать себе свой сайт. А используя готовые формы, это может сделать даже ребенок. Я свой первый сайт сделала за полчаса в Narod.ru Итак, вы зарегистрировались, у вас есть свой ящик. Теперь вы полноправный член Интернет. Конечно, вы можете не делать всего этого, а просто искать то, что вам нужно, но в любом случае, у вас может быстро возникнуть ситуация, когда вам будет он необходим. Как же теперь искать. Вводим в адресную строку адрес, который вы нашли в журнале, увидели во телевизору или кто-то поделился с вами, как я сегодня. Набрав адрес, нажимаете кнопку «Перейти» и ждете, когда страница загрузится. Все, вы вошли. Теперь вы можете изучать данный сайт. В нем обычно много страниц, по которым вы можете ходить по ссылкам – это такие места, слова или картинки, символы, которые при наведении на них курсора меняются, курсор может превратиться в руку с пальцем, нажимаете на левую клавишу мыши и переходите на эту страницу. Обратно же лучше переходить по стрелке в самом браузере, а не на сайте, ведь предыдущая страница еще хранится в памяти вашего компьютера и ее не надо загружать, тратить лишнее время и деньги. Но если вам нужна информация, а адреса у вас нет. Для этого в любом поисковом сервере есть поисковая строка, куда можно вводить текст. Важно помнить, что когда вы просто вводите текст, например: красная роза, то поиск ведет машина, она найдет вам все страницы, где встречается слово красный и где есть слово роза. Для этого сочетания будет в Yandex Результат поиска: страниц — 1 121 647, сайтов — не менее 24 956, Не правда ли, ооочень много. Вы должны вводить запрос более конкретно. Если по одному запросу не найдено, попробуйте переформулировать, найти синонимы. Для поисковой системы все равно, какой регистр вы выбрали, все равно, в какой форме слова, так же не обращает внимания на предлоги и союзы. Поэтому можно вводить просто набор слов, которые для вас нужны. Если вы хотите, чтобы слова были в тексте вместе, то необходимо использовать специальный поисковый язык. В разных системах он разный. Вот наиболее полезные символы в Яндексе - &- и - слова должны быть вместе в пределах предложения, && - слова должны быть вместе в пределах страницы, документа. Не – исключить слово, +не отделенный от слова, перед словом это слово должно быть обязательно, - этого слова быть не должно, ! – если стоит перед словом без пробела, обязательно должно встречаться. Если вам сложно освоить язык поиска, то вы можете воспользоваться расширенной поисковой системой. Обратите внимание на слова под поисковой строкой, нажимая на них, вы переключаетесь в разные режимы поиска. Если вам нужны картинки, то нажмите на слово Картинки, если нужны словари, то можете переключиться на словари. На главной странице поисковой системы вы можете найти сведения о погоде, телепрограмму, новости, адреса и телефоны того региона, в котором вы находитесь, одним словом, перед вами огромное море информации, главное не бояться и начать этимвсем пользоваться. Помните, что информацию в Интернет закладывают люди. Чтобы книга попала в Интернет, ее надо набрать на компьютере или отсканировать и обработать. Входя в Интернет вы должны точно представлять себе, что именно вы хотите найти, насколько достоверной и актуальной она может быть, сколько времени вы можете затратить и сколько за это заплатить. Как я в своей работе смогла использовать компьютер и Интернет. Мне даже трудно найти, что я сделала без них. Когда я пришла на работу, то я примерно представляла, что и как я должна делать, но это было очень приблизительно. И в первую очередь мне было трудно оформить нужные журналы, бумаги. Подумав немного, я зашла в Интернет и нашла там большое количество информации о том, что и как надо оформлять. Там же я первым делом скачала различные документы. которые необходимы педагогу-психологу в его работе: Закон Российской Федерации "Об образовании", «Конвенция о правах ребенка», «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Приказ Минобразования России от 22.10.99 г. № 636 и другие документы. Там же я нашла необходимую литературу, а это даже трудно перечислить. Как писать план и отчет. Информация по работе с персоналом и родителями. IV. Заключение В настоящий момент компьютер и информационные технологии являются не только инструментом и средством в деятельности школьного психолога, но и выступают в качестве общей основы для организации совместной с педагогами деятельности по решению задачи информатизации образовательного процесса. Многие учителя только начинают осваивать «чудо-технику», иногда побаиваются компьютера, часто отстают в своих знания компьютера от учеников, а большинство не имеют доступа в Интернет и не всегда умеют им пользоваться. В связи с вышесказанным, применение в работе школьного психолога с педагогами современных информационных технологий, помимо решения специфически-психологических задач, способствует повышению информационной культуры педагогов и мотивации использования компьютера в своей педагогической практике. Нельзя переоценить ресурсы предоставляемые ИКТ для профессионального саморазвития психолога: это и возможность почитать в Интернете электронные учебники, статьи, познакомиться с новостями психологических исследований, почитать «Психологический консультарий», обменяться с коллегами информацией с помощью электронной почты, поучаствовать в профессиональных чатах и т.д. Безусловно, очень важна предоставляемая возможность проявить творчество в разработке пусть и простого, но необходимого в работе профессионального компьютерного инструментария. Надеюсь, что компьютерные технологии и в дальнейшем будут надежными помощниками практической психологии. Горизонты открывают и широкие возможности дальнейшего развития ИКТ в практической психологии, так и определенные риски. От нашей активности и жизненной позиции зависит, какую информацию будут воспринимать наши дети. Тандем психологов-теоретиков, психологов-практиков и программистов могут помочь сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной, а также снизить ее порой негативное влияние на детей и подростков. |