ИКТ на уроках математики
Происходящее в настоящее время стремительное развитие информационных и мультимедийных технологий в образовании говорит о необходимости изменения форм, методов и содержания образования в целом и математического в частности.
Важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников, независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем.
В настоящее время в арсенале каждого учителя немало приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся, и использующихся на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала, темы, особенностей класса. Использование информационно – коммуникативных технологий в содружестве с разнообразными приемами и методами позволяет создать условия для повышения процесса обучения.
Переход к информационно-коммуникационным технологиям обучения, создание условий для их разработки, апробации и внедрения, поиск разумного сочетания нового с традиционным сложны и требуют решения целого комплекса психолого-педагогических, учебно-методических и других проблем.
ИКТ могут осуществляться в следующих трех вариантах:
I – как “проникающая” технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).
II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Цели ИКТ:
Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
Подготовка личности «информационного общества».
Дать ребенку так много учебного материала, какое только он может усвоить.
Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
Рассмотрим возможности информационно-коммуникационных технологий.
Мультимедийное сопровождение уроков.
На сегодня в школе преобладают лекционные (речевые) занятия и очень мало яркой, наглядной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний учащимися.
Термин «мультимедиа» – калька с английского слова multimedia, что можно перевести как «многие среды» (от multi – много и media – среда). Мультимедийная технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации в виде числа, текста, графики, анимации, видео и звука.
Разновидности мультимедийных продуктов:
1. Компьютерная презентация, которая создаётся с помощью программы PowerPoint, – представляет собой последовательность слайдов. Использую презентации, как сказку, путешествие, т.к. детей этого возраста можно заинтересовать еще такими формами урока.
С помощью данной программы я создаю:
1) Презентация для изучения нового материала
Преимущество представления информации в виде презентации над информацией в виде речи:
1. Высвобождается большое количество времени, но презентация должна соответствовать темпу усвоения, записи учащихся.
2. Компьютер позволяет показать сложный опыт безопасно, объяснить его сущность, но это должно дополнять, а не заменять.
3. Презентация значительно облегчает управление уроком, организацию работы учащихся, но требует от учителя уверенного владения техникой, знания программ, готовности к работе в обычном режиме.
При необходимости в процессе обучения учащийся может самостоятельно вернуться к той части информации, которую не усвоил, не отвлекая при этом учителя, например: с доски формула стерта, и если ученик её не успел записать, то учителю придётся прервать рассказ и вернуться опять к формуле. И напротив, комментируя материал, который находится на слайдах, учитель может более подробнее остановиться на определённых моментах. При изучении темы «Признаки делимости» я познакомила учащихся с редко используемыми признаками делимости на 7, 11 и 13, 24, применяя презентацию. Это заинтересовало учащихся, и они сами попробовали подобрать ряды чисел, удовлетворяющих этим условиям у себя в тетрадях.
2) Презентации-опросы: создаю вопросы, задачи, что активизирует учащихся на дальнейшую работу на уроке, создает благоприятный климат. Так при повторении темы «Обыкновенная дробь» в начале урока повторили теоретический материал, используя презентацию, и тут же проверили правильность выполнения.
3) Презентации для организации как фронтальной, так и групповой работы. С помощью презентаций также можно создавать маршруты для учащихся, т.е. виден конечный результат их деятельности.
4) Система интерактивного голосования для самостоятельной проверки ЗУН учащихся. На любом этапе, используя систему интерактивного голосования, я могу провести самостоятельную работу, и тут же ученики могут её проверить при помощи этой системы, буквально не выпуская пульты из рук.
2. Электронные средства обучения
Преимущества:
1. Возможность неоднократно повторять, останавливать, что позволяет учителю акцентировать внимание учеников;
2. Обращаться к теоретическому материалу, делать исторические ссылки, работать с определениями и законами;
3. Наглядность процессов, четкие изображения установок и моделей;
4. Моделирование процессов и явлений;
5. Получение и анализ графической зависимости.
Недостатки:
1. Материал готовый, может быть устаревший;
2. Плотный поток информации, закодированный в различных формах, который учащиеся не всегда успевают обрабатывать, усваивать, запоминать.
3. «Привыкание» к такому или иному продукту, теряется острота интереса, дети скучают по реальному эксперименту;
4. Вытесняется живое общение с учителем;
Исходя из вышеуказанного, можно сказать, что информационно – коммуникационные технологии – одно из лучших средств, которое помогает человеку качественно приобретать знания и их использовать. А так же позволяет создавать условия для повышения процесса обучения. А если учащийся сам участвовал в процессе создания презентации, проектов, то это только удваивает эффект приобретения новых знаний. Поэтому необходимо более масштабное внедрение информационных технологий в образовательный процесс как средство повышения качества образования.
Поэтому можно выделить основные направления повышения качества образования:
1. Повышение профессиональной компетенции учителя.
2. Использовать в образовательном процессе интеграцию содержания и познавательной деятельности учащихся, т.е. деятельный подход:
а) формировать умения;
б) использовать информационно-коммуникационные технологии, современные педагогические технологии, проблемный метод обучения, исследовательские и проектные технологии.
3. Контроль осуществлять дифференцированно на базовом уровне (репродуктивном), повышенном и высоким (продуктивном и творческом).
4. Повысить мотивацию учеников на получение хорошего образования при помощи ИКТ.