СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИКТ на уроках русского языка и литературы .

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на региональном совещании. Тема выступления. "Об использовании ИКТ на уроках русского языка и литературы"

Просмотр содержимого документа
«ИКТ на уроках русского языка и литературы .»

«Развитие познавательного интереса обучающихся к предметам русского языка и литературы через применение ИКТ»

преподавателем русского языка и литературы Забродиной Ириной Алексеевной.

Мы живём в удивительное время, когда жизнь требует от человека мобилизации всех его сил: нравственных, физических, духовных, интеллектуальных, чтобы он мог адаптироваться в новых условиях и не просто выжил, а победил – прежде всего, себя, а потом обстоятельства.

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа-технологий на человека, потому что для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное явление пришло и в учебные заведения: в процессе развития информационной коммуникации зрительный образы стали преобладать над текстовыми.

В 1820 году, когда была напечатана поэма «Руслан и Людмила», Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью :"Победителю ученику от побеждённого учителя»

Согласитесь, уважаемые коллеги, что и сегодня мы можем сказать так воим учащимся, потому что они лучше нас ориентируются в современных информационных технологиях. Поэтому нам приходится осваивать компьютер, изучать всё современное, чтобы не отставать от времени, идти с ним в ногу. Хотя это и не просто. Мудрые китайцы говорят: « Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь»

Вот и мы учимся и учим наших детей, а они – нас. Сегодня просто необходимо, чтобы преподаватель умел пользоваться компьютером, обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов( варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроках. Создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;

Использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

Применять учебные программные средства ( обучающие, закрепляющие, контролирующие);

Осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

Помогать учащимся в поиске необходимой информации в Интернете;

Самостоятельно разрабатывать тексты или использовать готовые программы- проводить компьютерное тестирование.

ИКТ даёт нам большие возможности для разнообразия уроков, позволяет вносить в урок элемент наглядности. Если раньше мы использовали на уроках магнитофон, кодоскоп, эпипроектор, проигрыватель, таблицы, репродукции картин, раздаточный материал, и всё это было громоздким, то сейчас все видео- аудио- файлы можно хранить в одном месте - в компьютере, при этом все материалы к урокам систематизированы, находятся в папках, и найти их не составляет труда. Информационные технологии позволяют использовать на уроке литературы яркий визуальный ряд, который так важен для эмоционального настроя. Ветхие репродукции и портреты из старых журналов сменили фото и видео, аудио-объекты цифровых ресурсов, которые создают наглядные представления об эпохе, о вехах жизненного пути того или иного писателя, о специфике его творчества.

Информационные технологии дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала(набор слайдов-иллюстраций, снабжённых необходимым комментариями для работы на уроке.)

Проводимую работу по использованию ИКТ могу условно разделить по следующим направлениям:

  1. использование готовых программных продуктов;

  2. работа с программами MS Office (Word, Power Point, Windows Movie Vaker,);

  3. работа с ресурсами Интернет;

Использование ИКТ в преподавании литературы и русского языка, а также во внеучебное время – моя методическая тема, над которой я работаю с 2005 года. Раньше я использовала информационные технологии в своей педагогической деятельности для планирования учебного материала и учебных занятий, подготовки печатных материалов к урокам (использовалось приложение Microsoft Word); обработки результатов проверочных и контрольных работ(использовалось то же приложение)

А в последние 3—4 года использование мною информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось.

Уроки чаще сопровождаются презентацией (в основном это уроки литературы) Это помогает сделать материал нагляднее, красочнее, доступнее. Помогает облегчить понимание и запоминание материала. Готовя презентации к уроку, продумываю его структуру, цели, задачи урока. Методы и приёмы, ведь презентация должна им соответствовать. В неё можно включить изображения, музыку, видеоролики. В моей методической копилке накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами. Имеется много презентация, аудиозаписей, видеороликов и фильмов. Наличие такого материала позволяет организовать на уроках литературы сопоставление иллюстраций, сравнение работ разных художников к одному и тому же произведению. Учащиеся за урок могут не только познакомиться в портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из документальных, художественных фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Презентации содержат различный материал: информативный, тестовый, обобщающие таблицы, видео- и аудио-фрагменты, вопросы для беседы, задания опережающего характера

Люблю использовать программу Windows Mowi Maker. Делаю видеоклипы, создаю видеоролики. Например, по творчеству С. Есенина, И.Талькова. В. Шукшина, В. Высоцкого, М.Цветаевой и др.

Формы работы с информационными технологиями становятся обыденными и привычными на различных этапах урока:

-освоении нового материала;

-закреплении, обобщении;

-повторении;

-контроля знаний, умений и навыков.

Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

психологически облегчает процесс усвоения;

возбуждает живой интерес к предмету познания;

расширяет общий кругозор учащихся;

повышает производительность труда преподавателя и учащихся на уроке.

При объяснении нового материала на уроке использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, которые проектируются на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – преподаватель

комментирует информацию появляющуюся на экране, по необходимости сопровождает ее дополнительными объяснениями и примерами.

Особенно актуально, на мой взгляд, использование презентаций при подготовке докладов, лекций или конференций, внеклассных мероприятий.

Мною разрабатывается дидактический материал к разным темам. Есть таблицы и схемы. Кое-что заимствую в интернете. Но больше люблю сама разрабатывать.

Так, создаю ЦОРы и для применения их во внеучебной деятельности. И не люблю повторяться, проводить мероприятия уже по готовым материалам. Стараюсь вновь что-то создавать новое. От этого получаю удовольствие. Конечно, это очень сложный труд, кропотливый. Нужно написать сценарий, разработать конкурсы, продумав все задания. Подобрать музыку, иллюстрации. Долгий путь, пока созреет плод. Но потом получаешь от продукта удовольствие. Внеучебная работа по предмету является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Это дополнительное средство формирования у учащихся интереса к предмету, расширения и углубления знаний, приобретаемых ими на уроках. Так, созданные мною ЦОРы применялись на Литературном КВНе, В Лингвистическом ШОУ, конкурсах чтецов и т.д. В этом учебном году с помощью их проводились Конкурс чтецов, посвящённый Дню матери, литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам» к 9 Мая, Лингвистический турнир.

Дети также могут подготовить свои собственные презентации и делают их с особым интересом.

Информационные технологии позволяют обучающимся реализовать свои идеи, возможности, причём выполнить и оформить свои творческие работы на высоком уровне. Они создают свои проетты и представляют их в виде презентаций, роликов. Для демонстрации используется мультимедийный проектор, находящийся в кабинете. Активно в этом участвовали Сахипов Раиль, Рыженкова А.(гр.25-тт), Банников Н.(гр.17)

Уважаемые коллеги! Согласитесь, приятно, когда ребята приносят различные презентации к уроку по изученной теме. Пусть они пока копируют с Интернета, главное, что они заинтересованы что-то сделать по предмету. Стараюсь помочь отредактировать учащемуся его работу и показать её на уроке. Результат потрясающий. Мне приносят презентации по разным темам и очень интересные. Учащиеся сами представляют свои работы, сопровождая рассказом, музыкой. Поэтому такие уроки становятся зрелищными. Затем работы их кладу в методическую копилку. Некоторые учащиеся хотят учиться, и помочь им – моя задача. А когда вижу радость уч-ся от достигнутой ими цели, то это и мой успех.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

Усвоить базовые знания по предмету;

Систематизировать усвоенные знания;

Сформировать навыки самоконтроля;

Сформировать мотивацию учащегося к учению;

Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом;

Повысить интерес учащихся к предмету;

Повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

Сэкономить время на опрос;

Возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.

Таким образом, использование информационных технологий способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развивает познавательный интерес. Творческие способности, позволяет использовать на уроках различные виды контроля, способствует повышению учебной мотивации и качества знаний. Одна из самых серьёзных и трудных задач –это научить ребят думать, умение мыслить творчески, самостоятельно. Вот эту задачу я и пытаюсь решать.

Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

создание преподавателем и уч.медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;

увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НОУ по литературе;

повышение качества обучения;

увеличение интереса к изучению предмета;

рациональное распределение времени урока;

доходчивое объяснение материала.

В этом году 2 уч-сяприняли участие в региональнои конкурсе «Земляки», Декова С и Ефименко М. Декова прошла во 2 тур.

Также в перспективе я хочу овладеть работой в программе Adob Flach, чтобы создавать анимации и мультфильмы для объяснения материала и для игровых моментов на уроках.







Литература

1.Беляков Е.В. Понятие информационно-коммуникационных технологий и их роль в образовательном процессе //Литература в школе. – 2008.-№ 3.- С. 28-31.

2. Мочалова Н.А. Использование компьютера на уроках русского языка и литературы // Русский язык в школе. – 2007.- № 4.-С. 15-17.

3. Поташник М.М. Требования к современному уроку. –М.: Центр педагогического образования, 2008 г.



















Была собрана фильмотека из 56 фильмов. Они используются на видео-уроках. Изучена и внедрена методика работы с фильмами и видеофрагментами.

Было создано мультимедийное сопровождение к урокам литературы представляющее собой презентации и видеофрагменты. Презентации содержат различный материал: информативный, тестовый, обобщающие таблицы, видео- и аудио-фрагменты, вопросы для беседы, задания опережающего характера.

Интересно может пройти и изучение биографии писателей. Можно представить её в виде презентации, заранее озвученной и настроенной по времени, а можно сделать документальный фильм. При этом можно использовать как голос учителя, записанный с помощью микрофона, так и видеосюжеты, взятые из документальных фильмов.

Такую работу можно предложить учащимся в качестве исследования или проекта. Посмотрите документальные фильмы по биографии Пушкина, Карамзина, Есенина.

http://peressa2009.narod2.ru/IKT_na_urokah/dokumentalnie_filmi/


Просмотр такой биографии может сопровождаться заданием: записать основные факты биографии писателя, или написать потом проверочную работу "Личность писателя", или провести игру по фактам биографии.



Создана большая копилка авторских фильмов по литературным местам России. Это виртуальные экскурсии в Тарханы, Мелехово, в музей станционного смотрителя, по пушкинским местам Москвы. Многие из них представляют собой не только слайд-шоу, но и видеофрагменты. Для того чтобы создать эти фильмы, я сама посетила эти места и сняла их на видеокамеру.



































10