СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИКТ на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации, на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения. Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Просмотр содержимого документа
«ИКТ на уроках технологии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коррекционная школа-интернат города Катав-Ивановска» Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области











УТВЕРЖДЕНО:

Руководитель ШМО

Учителей технологии

Грачева Н. Л.













Доклад

На тему: «ИКТ на уроках технологии»















Выполнила:

Похлебаеа Л.Р.

учитель технологии и

производственного

обучения.







Катав-Ивановск

2020г.

ИКТ на уроках технологии

Сегодня в процесс обучения приходят новые информационные компьютерные технологии. Они основаны на сочетании информационных и вычислительных возможностей компьютеров, средств звукового и визуального представления информации. Учитель все яснее начинает осознавать, какие возможности дает компьютер для повышения эффективности учебного процесса, освобождая и учителя, и ученика от многих рутинных операций, и расширяет возможности для реализации творческих замыслов. Сейчас можно участвовать на различных районных, областных и межрегиональных конкурсах учащимся и преподавателям дистанционно. Например мы с моим классом приняли участие в областном конкурсе медиаресурсов «ВСети74» «Экологические рисунки» от регионального центра «Экостанция» ГБУДО «Областной Центр дополнительного образования детей».
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного наглядного материала: видеофильмов, слайдов, слайд – фильмов, так как их нехватка остро ощущается в учебном процессе.
В настоящее время очень популярны такие уроки, где весь или частично, учебный материал представлен в программе Power Point (слайд – презентации). Это наиболее удачная форма наглядных пособий, она дает возможность продемонстрировать поэтапно в движении некоторые процессы, в зависимости от темы, так как схемы, рисунки, таблицы и т. п. на бумажных носителях быстро выходят из строя и плохо видны с последних парт.
Презентация может оформляться всевозможными картинками, схемами, графиками, таблицами и т. п., может содержать в себе кроссворды, тесты и сопровождаться звуками, музыкой и речью, что позволяет эмоционально воздействовать на учащихся. Она позволяет лучше запечатлеть в сознании учащихся образы, дает возможность ближе и лучше рассмотреть какие - то события, факты, схемы, явления; применить игровой момент. Все слайд – презентации представляют собой структуру, работая с которой учитель может в любом месте приостановить показ, вернуться назад или вперед, делая при этом комментарии по теме. Необходимо отметить, что использовать презентацию возможно как фронтально на большом экране, так и индивидуально для каждого, в зависимости от уровня подготовленности учащихся и оснащения компьютерного класса.
Применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации, на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения. Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения.
Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Поэтому элементы ИКТ очень важно и нужно вводить в традиционный урок.
Разработка презентации для урока является длительным процессом, который требует значительных затрат времени. Но, в то же время необходимо отметить, что компьютер в значительной мере снижает трудоемкость оформления создаваемых схем, образцов, текстов, таблиц, графиков и рисунков. Отснятые цифровыми фото - и видеокамерами материалы легче обрабатывать на компьютере. Возможности сканера позволили вводить в компьютер изображения: иллюстраций из печатных изданий, фотографий, а графические редакторы - устранять в них дефекты, выбирать нужный формат, изменять цвет, удалять лишние детали, вырезать отдельные фрагменты и составлять из них отдельные изображения. Вот например на уроках технологии 7 «Б» класс девочки по темам: «Выпечка», «Сладкий стол» фотографировали свои кулинарные изделия выполненные дома, по технологии приготовления и передавали мне, отправляя на мобильные мессенджеры. В 6 «Б» классе на тему урока: «Растения в жилом доме» учащиеся так же фотографировали свои комнатные растения и отправляли мне свои фотографии. Тем самым повышали навыки мобильной фотографии со своих смартфонов.
Слайд - фильм, или презентация, как метод - современен и перспективен, он позволяет учителю вносить изменения, уточнения, позволяет корректировать его в любое время, обеспечить лучшее осмысление и осознание той информации, которую учитель хочет донести до школьников.
Все слайд - презентации являются, прежде всего, носителями информации по предмету, облегчают выполнение самостоятельных работ, создают условия для реализации активности и сознательности, учащихся в процессе учебной работы. Разработка и демонстрация слайд - презентаций обучения, а так же применение технических средств обучения - не самоцель, а средство повышения эффективности познавательной деятельности обучающихся.
Использование компьютера предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью.

Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных  мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников  к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология». Целью моей работы является повышение эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий. Применение современных информационных технологий на уроках технологии и производственного обучения даёт возможность учителю: Автоматизировать процессы информационно-методического обеспечения обучения.

Организовать активное информационное взаимодействие между участниками учебного процесса.

Обеспечить широкую вариативность обучения.

Оптимизировать  текущий и итоговый контроль через подбор разноуровневых заданий и автоматизацию обработки результатов.

Визуализировать учебный материал.

Возможность создать большое количество раздаточных материалов.

Возможность дистанционного, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения.

Занятия с применением ИКТ имеют отличие от классической системы обучения. Это новая роль учителя – он уже не основной источник знаний, а его функция сводится к консультативно-координирующей. Задача учителя – подобрать средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с их умениями использовать  ПК в учебных целях.

Урок введения в тему.  Необходимо показать значимость учебного материала, рассказать о практической работе, изделиях, которые будут выполнять девочки. Всё это требуется для создания атмосферы заинтересованности, повышения мотивации.  Для этого используется слайд-фильм. Он состоит из слайдов различного типа, содержащих информацию – текстовую, графическую, пояснительный текст. Структурно каждый раздел включает определенное количество слайдов: необходимо вспомнить общие правила работы в кабинете «Технология» (в форме викторины), изучить новые правила Т/Б (запись  в тетрадь), создать  игровую ситуацию при проверке знаний Т/Б (тест).

Урок изучения нового материала.  Опыт показывает, что компьютерный слайд-фильм по сравнению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:

содержит емкий материал в компактной форме, что позволяет учащимся быстро воспринять и усвоить полученную информацию;

представляет открытую образовательную систему, что дает возможность расширять, дополнять и обновлять содержащуюся в нем информацию, как текстовую, так и графическую;

позволяет сделать занятие более динамичным, сэкономить время для другого вида работы;

дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом при помощи компьютера.

Например, презентация по кулинарии 5 класс по теме «Бутерброды. Сервировка чайного стола» содержит слайды с видами бутербродов, краткими познавательными сведениями, правила Т/Б и санитарии, схемы приготовления бутербродов, схемы  складывания салфеток, иллюстрации, новые термины, задания для закрепления темы. Учащиеся 5 -6 классов находили в Интернете рецепты бутербродов и салатов, фотографировали и высылали мне на телефон. Я распечатала на цветном принтере для того чтобы создать книгу рецептов. Получились очень интересные книги, осталась память о проделанной работе и можно ими пользоваться на уроках.
Урок-практикум.   На уроке ставится цель освоения учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование трудовых умений и навыков.  Можно использовать небольшие по объёму презентации для наглядного представления данного вида работ на каждом этапе урока. Например, слайд с инструкционной картой по изготовлению изделия, видеоролик с демонстрацией трудового процесса по вязанию крючком, презентация с текущим инструктажем и элементами контроля качества швов.

Для раздела  «Творческий проект» – использовать ПК  как средство для сбора информации и оформления пояснительной записки. С девочками 7 «Б» класса мы выполнили творческий проект панно «Зайчик». Урок – проект.   Учащихся необходимо научить оформлять проект. Презентация «Творческий проект» познакомит с видами проектов, последовательностью их выполнения, правилами оформления и т.д. Сделав такую презентацию один раз, можно её  использовать  с 5 по 8 класс. Этот прием экономит время и силы учителя по подготовке к уроку.
Учащиеся работают над исследовательскими проектами. С этими работами  они выступают на открытых уроках, защищают проекты, развивая тем самым личностные и информационно-коммуникационные компетенции.

Урок контроля знаний.   Компьютерное тестирование позволяет  регулировать число вариантов и степень сложности, тем самым учитывать уровень обученности каждого ученика и подходить к контролю знаний дифференцированно.  Сохраняя результаты,  учитель может провести анализ и выявить пробелы в знаниях. Например, разработан тестовый контроль по всем блокам-модулям программы для 5-7 классов на основе оболочки Марковой М. А. «Разработчик тестов».  При изучении темы можно использовать мини-тест для закрепления материала в конце урока.  Он может быть представлен и в игровой форме (шуточный).  А также  для проверки знаний в форме викторины.
Урок – экскурсия. Сегодня с помощью Интернет-технологий мы виртуально посещаем с девочками 10-12 классов по предмету производственное обучение промышленные швейные производства, швейные и ткацкие фабрики, выставки декоративно прикладного творчества.

Урок по решению технологических задач. Эти занятия посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий; составлению чертежей и эскизов; планированию технологических процессов и разработка инструкционных карт. Например, при изучении темы «Конструирование фартука» целесообразно использовать презентацию «Построение чертежа» с анимационными эффектами. Учащиеся наглядно представляют последовательность выполнения чертежа; повышается эстетическое качество рисунка;  можно вернуться к началу построения чертежа для акцентирования внимания на трудных  для усвоения моментах.  При изучении темы «Моделирование юбки» учащиеся приобретают навыки технического моделирования с помощью презентации, что позволяет более наглядно продемонстрировать процесс моделирования; показать изделия, сшитые по этим моделям и сэкономить время урока для практической работы учащихся.
Урок с элементами историзма. Используя межпредметные связи с историей, можно познакомить учащихся с бытом наших предков.  Презентация «Сарафан» наглядно показывает виды одежды русских женщин, влияние географических особенностей на вид отделки одежды, украшений. А также знакомит с рязанским костюмом 17-19 в.
Используя видео-ролики, учащиеся знакомятся с таким видом декоративно прикладного творчества, как вышивка «Мережка», что усиливает воспитательные задачи обучения -  патриотизм и любовь к своей малой Родине.
Урок –игра . На занятиях по технологии используются игры двух видов. Это может быть игровая форма подачи учебного материала (викторина, кроссворд) или соревнование двух групп учащихся в практической или учебной работе. Например, презентация в форме викторины «Веселая кулинария» позволяет  повторить сведения по этой теме.

Второй формой является собственно игра, моделирующая реальный технологический процесс, организационную или социально-экономическую ситуацию. Например, дидактический материал, разработанный с помощью Word (бланки платежей за коммунальные услуги, карточки–задания), помогает мне провести такой урок.
В своей работе учитель может использовать разные формы ИКТ:

Дидактический материал.

При подготовке различного материала к урокам технологии я использую  возможности сети Интернет, а также технические возможности такого дополнительного компьютерного оборудования, как принтер, сканер. С их помощью можно сохранять и редактировать нужное графическое изображение. Например, фотовыставка работ учащихся, видеофильм «Вязание крючком». Для уроков ПО, также я скачиваю готовые выкройки с помощью сайта «Шкатулка», «PORIVAN» и распечатываю на принтере (пижамы для девочек, детские платья, рубашки, сумки и др.)

Для уроков технологии в 5 и 6 классе по теме «Интерьер жилища» скачала макеты «Спальня» и «Кухня». На уроках склеивали детали, получились целых два домика с кухней и спальней. Для детей это очень увлекательно и можно использовать на уроках, как наглядное пособие.

Банк ссылок на ресурсы сети Интернет. Это тематический банк полезных ссылок, содержащих важную информацию для проведения уроков и внеурочной деятельности по технологии.

Методический материал. В своей работе мы можем использовать советы, рекомендации и разработки преподавателей технологии из разных городов нашей страны, что является хорошим способом самообразования.

Использование готовых ЦОР (цифровые образовательные ресурсы). Можно изучать целые темы или выбирать нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу занятия. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным,  содействует становлению объемных и ярких представлений о технологиях  обработки различных материалов. Например, электронное издание «Выкройки одежды» Леко, «Современная энциклопедия моды», «Виртуальный стилист», «Текстильное творчество», «Уроки лоскутного шитья»  и др.
Итак, использование  ИКТ на уроках технологии дало возможность:

визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.

осуществлять подготовку выпускника школы к жизни в условия информационного общества;

индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения  с индивидуальной скоростью усвоения материала

осуществлять  управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала

развивать межпредметную  связь с информатикой.