СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ИКТ один из методов в обучении детей с задержкой психического развития»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««ИКТ один из методов в обучении детей с задержкой психического развития»»

ГБОУ СО «Серовская школа – интернат»







Доклад для выступления на школьном методическом объединении учителей начальных классов





«ИКТ один из методов в обучении детей

с задержкой психического развития»






Разработала:

учитель начальных

классов, Серегина Ольга Игоревна




г. Серов

2021 г.



В системе воспитания и обучения в начальных классах используют новые информационные технологии. В сочетании с традиционными средствами коррекционного воздействия они способствуют развитию психических процессов у детей с задержкой психического развития, развитию личности ребенка в целом, повышают качество его обучения. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, одновременно служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии школьников.
Для развития интеллекта ребенка, его моторики, точнее, для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов большую роль могут играть развивающие и обучающие компьютерные игры.
Многие родители младших школьников жалуются на неуклюжесть своих детей, на то, что они с трудом повторяют сложные физические упражнения. Некоторые дети даже к шести годам плохо воспринимают такие понятия, как «право» и «лево», затрудняются в воспроизведении на слух некоторых команд. К сожалению, родители не всегда вовремя обращают внимание на эти недостатки, надеясь, что с возрастом они сами по себе пройдут, хотя это не всегда соответствует действительности. Такие недостатки не свидетельствуют об умственной отсталости или задержки развития и могут встречаться даже у хорошо интеллектуально развитых детей.
Задержка психического развития – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка. Она может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы.

У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также чувство тревоги, агрессии. Специалисты называют детей с ЗПР «детьми с нереализованными возрастными потенциальными возможностями психического развития, с общей психической незрелостью». Этот дефект может мешать их дальнейшему полноценному развитию, стать помехой не только в учебе, но и общению со сверстниками, а потому очень важно, внимательно наблюдая за своим ребенком, вовремя выявить его и преодолеть. Неоценимым помощником в преодолении этих проблем может стать компьютер.

Почему же именно компьютер легко и быстро может помочь в преодолении такого сложного дефекта, для коррекции которого даже опытным психологам иногда нужно несколько месяцев. А разгадка в том, что в любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Эти движения руки вызывают разнообразные перемещения изображений на экране компьютера, за которыми ребенок следит глазами. Правильность решения игровой задачи зависит от того, как быстро ребенок сможет научиться движением нужной клавиши (то есть руки) провести изображение на экране в нужном направлении. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация. В случае затруднений можно помочь детям, вводя дополнительные подсказки для запоминания правила действия той или иной клавиши. Можно также ускорить или замедлить движение изображения на экране, чтобы облегчить (или затруднить) детям восприятие направления движения.
Важнейшую роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений. Какие же упражнения необходимы школьнику для подготовки к письму? Это, прежде всего, все виды изобразительной деятельности.
Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает и раскрашивание. С этой целью могут использоваться специальные развивающие компьютерные программы по раскрашиванию. При правильном подборе игр и заданий большинство детей успешно справляется с достаточно сложными случаями нарушения координации самостоятельно. В этом случае возможно самостоятельное обучение детей работе на компьютере.
В процессе компьютерной деятельности ребенка развиваются положительные эмоциональные реакции. Более того, происходят коррекция и развитие психических процессов. Обучающие компьютерные игры помогают детям лучше усваивать знания, стимулируют приобретение новых знаний.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка.

Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные средства обучения.

Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всею, с целью коррекции нарушений и общего развития «особых» детей, многими авторами отмечается положительное влияние компьютерных программ на мотивацию детей к логопедическим занятиям (Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Лизунова Л.Р., Садыкова Г.Г. и др.)

Компьютерные задания расширяют возможности коррекционных методов и технологий.

Необходимо отметить, что использование компьютерных технологий при проведении работы с проблемными детьми носит полифункциональный характер.

Это значит, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств детей согласно целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Так же развивается произвольная регуляция деятельности дошкольников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков. Использование компьютера даёт возможность ребёнку в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, на мониторе он видит результат своих действий.

Информационные технологии позволяют быстро создавать дидактический материал, необходимый для занятия, позволяющий реализовывать индивидуальный подход к ребёнку, учитывая зону его ближайшего развития.

При использовании информационно-компьютерных технологий дети с ЗПР: в сенсорном развитии – подражают звукам; учатся сопоставлять картинку и звук; в психических процессах – быстрее и лучше запоминают информацию; задействуют различные каналы восприятия; в знаниях – моделируют жизненные ситуации, легко и ненавязчиво знакомятся с общественными явлениями, разнообразием животного и растительного мира, профессиями т.д.

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка   достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования.