Доклад на тему « ИКТ-технологии в преподавании химии»
Сегодня учащимся недостаточно успешно освоить базовый курс школьной программы, им необходимо научиться быть самостоятельными, работать с информацией и приобретать знания.
Химия – это тот предмет, изучение которого требует мотивации, наглядности и понимания, без этого глубокого интереса у школьников не будет. Ученик сможет писать химические формулы и уравнения реакций, но цель - понять химическую картину мира и логически мыслить – у него будет отсутствовать. Отсюда следует, что необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности , деятельности с предметом химии - веществом.
Но в условиях, когда в химической лаборатории нет в полном объеме необходимых веществ, я решаю данную проблему использованием ИКТ – технологий, а именно использованием цифровых образовательных ресурсов, кроме того, компьютерные технологии мне дают возможность:
• найти дополнительные источники информации ;
• шире использовать аудиовизуальные средства для улучшения наглядности материала, понимания его учениками;
• сопровождать учебный материал динамическими рисунками;
• моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;
• воспроизводить химические эксперименты с опасными, токсичными, взрывчатыми реактивами;
• проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся;
• организовать самостоятельную работу учащихся с информацией, осуществлять самоподготовку к урокам контроля;
• проводить дистанционное обучение учащихся в случае их болезни или других причин;
• размещать методические работы и творческие работы учащихся на различных сайтах.
Направления использования компьютерных технологий
Использую компьютерные технологии по следующим направлениям:
1) тематическое планирование уроков;
2) накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету;
3) освоение и использование новых технических средств обучения;
4) уроки, занятия факультатива;
5) опыты, эксперименты;
6) внеклассные мероприятия;
7) подготовка к участию учащихся в конкурсах, олимпиадах;
8) обобщение педагогического опыта на различных уровнях.
Урок
Урок был и остается основной формой взаимовоздействия учителя и ученика. Поэтому, когда на уроке использую ЦОРы, они :
• насыщены интерактивными компонентами, демонстрируют наглядность, возможность показать то, чего нельзя увидеть непосредственно;
• обеспечивают организацию самостоятельной деятельности учащихся.
На уроке введения в тему применяю компьютерную презентацию, выполненную в программе PowerPoint, которая дает возможность представить большой объем информации в короткое время. Это помогает структурировать материал, показать его в обобщенном виде. Встроенные в презентацию анимации, озвученные фрагменты видеоопытов делают материал более доступным для восприятия. (слайд фото презентации)
Изучая новый материал сочетаю компьютерную презентацию с применением электронных дисков, выбрав заранее необходимые фрагменты. Например, использую диск “Открытая химия” (разработчик – ООО “Физикон”). Продемонстрировать процессы и явления, строение помогают флеш-анимации, http://lotoskay.ucoz.ru/load/flesh_animacii/36, При использовании анимации, легко показать, например, строение бутадиена -1,3(слайд, видео с анимацией
)
На уроках обобщения знаний мне на помощь приходят ЦОРы (слайд)
Эти программы можно использовать и для фронтальной работы с классом, и для индивидуальной проверки умений учащихся. . Экспресс-тестирование с использованием программных продуктов “1С: Репетитор. Химия” позволяет быстро проверить знания, уточнить неясные вопросы и устранить пробелы в знаниях.
Виртуальная химия
Одним из важных направлений использования компьютерной технологии – это виртуальная химия, то есть «химия на экране».
Для проведения виртуального эксперимента необходимо использование компьютерной техники. (слайд) Я использую два вида виртуального эксперимента: виртуальные демонстрации и виртуальные лаборатории.
Виртуальные демонстрации – это компьютерные программы, которые воспроизводят на экране динамическое изображение, создающее визуальные эффекты, имитирующие признаки и условия протекания химических процессов (например ЦОРы). Такая программа не допускает вмешательство учащихся в алгоритм, реализующий её работу.

Виртуальная лаборатория – это программа, позволяющая моделировать на компьютере химические процессы, изменять условия и параметры её проведения. Виртуальные лаборатории можно классифицировать по степени интерактивности, которая характеризует глубину обучающего взаимодействия учащихся с компьютерной программой. (слайд с видео) я использую программу Chemistry Lab,в которой ученик самостоятельно должен собрать установку и провести соответствующий опыт, но она не такая красочная и наглядная, а некоторые реакции и пробуждают интерес к предмету через яркую визуализацию и в таком случае мне на помощь приходят виртуальные лабораторные из интернет-ресурсов (слайд).

Дидактический материал, создание банка информации по предмету
На моих уроках дидактическим и наочным материалом служат электронные тетради, учебники, различные диски, презентации, видеофрагменты, учебные фильмы, коллекция картинок, флеш-анимации. Все они помогают объяснить учебный материал, сделать урок понятным и визуально наглядным. За информацией я обращаюсь на следующие сайты:
. http://www.shkola.edu.ru,
http://school-collection.edu.ru,
http://www.uroki.ru,
http://experiment.edu.ru,
http://him.1september.ru
(слайд с фото)