СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИКТ в объединении "Авторская песня" (педагог высшей категории)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе анализируются возможности применения ИКТ в дополнительном образовании в объединении художественно-эстетического дополнительного образования "Авторская песня". 

Просмотр содержимого документа
«ИКТ в объединении "Авторская песня" (педагог высшей категории)»

Международный конкурс педагогов «Образовательный потенциал ХХI века»


Номинация: «11. Дополнительное образование детей»


Компьютерные технологии в дополнительном образовании

в объединении «Авторская песня»

Автор: Л. Ф. Клишина, педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Городской» им С. А. Шмакова г. Липецка.


Аннотация: В работе выделяются задачи, способы применения информационно компьютерного комплекса на примере опыта работы в объединении «Авторская песня». Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь нам недостаёт учебников, авторские песни нечасто звучат в эфире телепрограмм, мы видим в телепрограммах лишь верхушку айсберга культуры нашей страны. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.

ИКТ, в процессе реализации дополнительной развивающей программы, повышает эффективность мотивации и личностного подхода, расширяет воспитательные возможности педагога, желающего своим ученикам здоровья, интеллектуального успеха и социальной адаптации. Работа с информационными системами способствует самообразованию педагога, росту его достижений и продвижению на местный и всероссийский уровень через участие в удалённых конкурсах.

Пояснительная записка

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в дополнительном образовании, активно использую новые информационные технологии.

Авторские песни отличаются по способу их «архивации», а данные о них появляются в печатных изданиях редко и в малом количестве экземпляров, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе в Интернете. Внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Ускорение и предметность информирования учащихся облегчает домашнюю работу, повышает качество умений, способствует самореализации в социуме.

В связи с этим определяются задачи образовательные:

  • Обеспечение качества усвоения знаний по жанру авторской песни.

  • Развитие исполнительских умений и навыков.

  • Изучение ресурсов Интернет образовательного и культурного назначения,

задачи коммуникативные:

  • Содействие развитию информационных компетенций участием в конкурсах.

  • Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.

задачи развивающие:

  • Интеллект, концентрацию и внимание, творческие способности.

  • Механизмы восприятия: зрительно-образного, связанного с фотографиями, 
    слухового, связанного с пониманием сказанного.

задачи методические:

  • Обновление банка данных научно-педагогической информации, информационно - методических материалов;

  • распространение педагогического опыта по их использованию в работе;

  • подготовка электронных образовательных ресурсов для презентаций на занятиях;

  • использование возможностей ИКТ для изготовления дидактического, раздаточного, демонстрационного материала.

1.ИКТ в дополнительном образовании

Кто не знает куда направляется, тот очень удивится, попав не туда.

Марк Твен

Информационное общество предполагает информационное обучение. Задача педагога - правильно организовать процесс прохождения информации в нужном направлении. Не секрет, что Интернет домашний не так защищён от «грубого беззакония взрослых», как школьный. В октябре каждого года проходит Всероссийский урок безопасности учащихся в сети Интернет. Педагог может порекомендовать только лично проверенные источники необходимых ресурсов.

«Важнейшее требование — это развитие способностей к обработке информации и генерации знаний в каждом из нас и, в частности, в каждом ребенке. …, то есть приобретение интеллектуальной способности к обучению тому, чтобы учиться на протяжении всей своей жизни; нахождению информации, хранимой в цифровой форме, ее переработке и использованию этой информации для производства знаний, соответствующих какой-либо цели». (Э. Кастельс, «Галактика Интернет»).[6]

Приобретя немалые навыки по информатизации обучения в школе, я продолжила искать место ИКТ в дополнительном образовании. Объединение «Авторская песня», образовательную программу которого я «вынашивала» с 1994 года, отличается от многих суженным потоком информации. Этот некогда устно-народный жанр не записывался нотами, не звучал из репродукторов в «Голубых огоньках» телепрограмм. Не являясь классически вокально-музыкальным, он не изучается в музыкальных школах. Но это – достояние нашей российской культуры, начиная с послевоенных лет ХХ века! Поля Интернета позволили провести всенародный рейтинг песен знаменитых авторов-исполнителей, заложив «фундамент» в проект «Песни нашего века». Этот проект освещён и озвучен на музыкальных сайтах. [4] Чудо интерактивных ресурсов позволяет начинающим гитаристам разучить аккорды, услышать их звучание, получить песенный материал с табулатурой в нужной тональности. [3]

Что уж говорить про информацию о знаменитых бардах![4] Моя задача - построить обучение на самом значимом материале в жанре «авторской песни». Поиск лучшего для исполнения именно детьми, начинающими свой путь, как любители гитары, россияне и активные участники социума,- побуждает думать о лучшем. Надо позаботиться о здоровье, о технике безопасности, о патриотических чувствах и здоровом взгляде детей на проблемы окружающего мира. Такую информацию в концентрированном виде лучше подобрать самой и принести на занятие, а демонстрацию продолжить небольшим разговором и песней.

Среди множества способов применения ИКТ выделю следующие:

  • Применение в образовательном процессе

  • Организация проектной деятельности

  • Обеспечение познавательного досуга

  • Путь самореализации и социализации учащихся

  • Самообразование и распространение педагогического опыта


  1. Применение в образовательном процессе

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения

И.П. Волков. [6]

Информационно-образовательная среда - это специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию ИКТ в образовательный процесс с целью повышения его эффективности. Использование ИКТ в образовательной развивающей части предполагает:

  • Использование ресурсов интернета.

  • Подготовку мультимедиа.

  • Подготовку презентаций.

  • Поиск фонограмм авторов.

  • Дидактическое обеспечение речевых и вокальных упражнений

  • Дистанционное обучение, домашние консультации. [6]

Собирая нужные файлы по конкретным темам в электронные папки, я использую их для составления компьютерных сценариев занятий, для контроля знаний учащихся, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Так как самостоятельное составление презентаций - дело очень трудоёмкое, использую доступные источники Интернета. Создание презентаций детьми требует долгого сидения за компьютером в ущерб учёбе и здоровью, поэтому я всегда предлагаю такие задания на выбор, по желанию для проектов. Моя же задача как раз, «перерыв» страницы и сайты информации, выбрать наиболее значимое, приукрасить картинками, заложить в презентацию духовный мотив. В настоящее время осуществляю наполнение папок в электронном виде по таким темам:

  • Антология авторской песни. История музыки и гитары.

  • Авторы - детям. С. А. Шмаков – бард, имя которого носит наш Дом творчества.

  • «Грушинский фестиваль». «Проект «Песни нашего века».

  • Морально-нравственный потенциал авторской песни. Экологическая тема.

  • «Отцы» авторской песни.

  • Патриотическая тема в авторской песне. Липецкие авторы.

Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Патриотический акцент на занятиях помогает сделать мультфильм с компактной информацией о разных регионах нашей страны с сайта «Мульти-Россия». За одну минуту зрительно и на слух дети воспринимают значимую информацию об известных людях и событиях. Присоединяя к этому образу соответствующую авторскую песню, мы повышаем эффективность сознательного мотивирования деятельности по изучению этого произведения, не смотря на трудности освоения такого инструмента, как гитара. Не случайно, продюсером этого проекта является известный бард России Георгий Васильев, отточивший остроту пера поэт и автор известнейших песен дуэта «Иваси».



Следует отметить, что использование ИКТ дает педагогу дополнительного образования с авторской программой широкие возможности планировать свои занятия, составлять рабочие программы, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний. Презентация экономит время занятия. Она помогает детям увидеть эмоции на экране, а это психологически облегчает процесс эмпатии, разглядеть рифмы, не принятые на слух. Учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут ответы, анализируют, высказывают свое мнение. Очень удобно тренировать речевой аппарат по текстам скороговорок на экране, освоение мелодии исполнением песни «караоке». В результате – при правильном распределении внимания учащихся, задействуются три механизма восприятия:
- зрительно-образное, связанное с иллюстрациями, фотографиями, видео; 
- слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что я говорю; 
- дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением и созерцанием дополнительного материала. [1]



Таким образом, все перечисленные функции способствуют формированию верных представлений об авторской песне, как жанре российской культуры, её авторах, мелодиях песен, в том числе в исполнении авторов. В наступившем веке авторские песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого продолжают петь, оцифровали, вывели на большие сцены благодаря проекту «Песни нашего века». Я рекомендую учащимся сайты, где можно прослушать onlain и поработать над артистичностью исполнения «песен века», прочитать биографии известных бардов. Сейчас - это сайты www.bards.ru, www.akkordus.ru.


3.Организация проектной деятельности

.

Важная форма работы – это применение ИКТ для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности учащихся по авторской песне вне занятий. Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта или теоретического продукта. В нашем случае продуктами деятельности являются предметные презентации, цитатники известных бардов, биографические карточки, сценарии и исполнительские номера для концертов авторской песни, которые мы проводим для родителей несколько раз в год. Скромность наших исполнительских успехов объясняется краткостью курса обучения, но позволяет действовать коллективно. Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее творцом, совершенствуясь при этом личностно. Краткосрочными у нас были проекты праздничных концертов для родителей и к знаменательным датам. Творческий проект:

  • не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности (индивидуальный учет способностей),

  • четко определен результат и форма представления (концерт),

  • оформление результатов требует четко продуманной структуры (сценария) и исполнения.

По полугодиям выбирались темы для долгосрочных проектов культурно-просветительского направления, на которые нас вдохновлял сайт Всероссийского заочного конкурс проектов Малой академии наук «Интеллект будущего». Назову некоторые темы, для создания которых учащиеся собирали текстовый, биографический, фотографический и статистический материал в сети, репетировали песни: «Окуджавская струна», «Секрет Высоцкого, «Песни века».

В моих планах – пожелание  проводить уроки с использованием Интернета, т.е. с непосредственным выходом в сеть, но пока это технически невозможно в нашем здании. Используем передачу информации через флэш-накопители. Особая ценность этих работ заключается в следующих «ключевых» словах:

  • междисциплинарность – проекты включают несколько дисциплин и требуют от ребенка поиска и соединения различных знаний;

  • оригинальность – в основе проекта – нестандартная идея, оригинальный способ решения задачи;

  • технологичность – поскольку имеется необходимое компьютерное оборудование и цифровые устройства (сканеры, принтеры, видеокамера, мультимедиа) и с ними интересно работать;

  • завершенность – проект интересен в готовом виде, его интересно презентовать аудитории.[1]

Участники коллективных проектов практикуют применение полученных навыков в социуме. Их вдохновляет создание концерта для мам, изготовление поделок для подарка или конкурса. Все предложения, варианты исполнения можно зафиксировать средствами ИКТ, выставить на обсуждение для поиска «народного» варианта сценария по плану концерта. При проведении репетиции в коллективе устроить прослушивание и скорректировать совместные действия.

Так мы провели концерт для мам в честь Дня Матери.

4.Обеспечение познавательного досуга

В игре главное не результат, а именно процесс,

именно он сам по себе нравится играющим

С. А. Шмаков[2]

Применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.) мотивирует активное участие учащихся в мероприятиях, предоставляет учащимся и их родителям исчерпывающую информацию о предстоящих выступлениях и событиях. И, как результат, – повышается познавательная творческая активность учащихся. Информационные технологии подняли на более высокий уровень организацию воспитательной работы.

С заботой об охране здоровья проводятся важные мероприятия и беседы о правилах дорожного движения, поведения в природных условиях, здоровом образе жизни. Показ небольших видеороликов или презентации мотивируют учеников к предметному разговору, помогают подойти к нужному, практически полезному выводу. Озвученные физкультминутки становятся веселее! Разучивая песни о временах года, дети с интересом рассматривают фотографии, читают стихи, отгадывают загадки, видимые на экране монитора. Оформление концертов и сцен на праздниках, в интеллектуальных играх так же невозможно без ИКТ.

5.Самообразование и распространение педагогического опыта.


Сейчас не требуют отчётов по самообразованию, его результаты видны по успехам участия в итоговых испытаниях наших учащихся. Много индивидуально работая в свободное время, я нахожу участников для Всероссийских заочных конкурсов, курирую их. Для этого нужны багаж внеурочных знаний и сила воли, чтобы довести конкурсную работу до наилучшего результата, знание стандартов оформления, цитирования, в том числе в электронном варианте, использование электронной почты и другие технические премудрости, освоенные до автоматизма. Сайт Национальной образовательной программы «Интеллект будущего» МАН даёт возможности педагогам любого уголка страны для привлечения школьников и педагогов к общей мыслительной деятельности. Это, как в величайшем предвидении нашего великого учёного В. И. Вернадского, представляется «ноосферой»- концентрацией всемирного Разума.

Пользование сайтом организации позволяет отследить новаторские работы коллег по всей России, участвовать в педагогических форумах. Составляются рейтинги участия в конкурсах для учащихся в рамках сообщества «Интеллект будущего». В интернет-журнале «Академиан» МАН бесплатно публикуются лучшие конкурсные работы. Две из них - мои, признанные инновационными, получили Почётные грамоты РАО РФ в 2012 и 2013 годах, две творческие педагогические работы поощрены Грамотой «Учительской газеты» в 2016 году. [5]

Публикации педагогического опыта осуществляются по международному педагогическому сайту «Мультиурок.ру» [7], где предоставляется возможность изучить и применить опыт коллег по профессии без границ! Хочется внести и свой вклад в дополнительном образовании развитием талантливых авторов-исполнителей бардовской песни будущей России.


Информационные ресурсы:

    1. Косцов А., Косцов В. Новейший самоучитель работы на ПК.- М., «Мартин», 2006. – 528 с.

    2. Шопина Л.С. Теория, методика и практика воспитания и организации досуговой деятельности школьников профессора С. А. Шмакова. Справочник. – Липецк, 2008. – 352

    3. www.akkordus.ru

    4. www.bards.ru

    5. www://funure4you.ru

    6. http://nesmelova.ucoz.ru/

    7. httht://multiurok..ru