Роль компьютерных технологий в процессе обучения
Изречение «Мы живем в век информации и коммуникаций» не совсем корректно, так как и информация, и коммуникации всегда существовали, но в современном обществе очень быстро развиваются информационные и коммуникационные технологии, а их возможности становятся неограниченными и очень важным для развития человечества, с их помощью эффективно решаются многие профессиональные, экономические, социальные и бытовые проблемы. С этими возможностями сможет справиться человек, который разбирается в новом информационном пространстве. Используя преимущества глобализации, люди, живущие в разных частях земного шара, с помощью оперативных коммуникаций могут выполнять один целостный проект, исследовать какую-нибудь отрасль и сравнивать между собой результаты. Изменяется содержание образования, а именно информационная культура - одна из составляющих общей культуры, которая понимается как высшее проявление образованности. Понятие «культура» трактуют по-разному. Самые существенные ее атрибуты - это «глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию и преобразованию действительности в той или иной жизненной сфере» [1, c. 65].
Информационные процессы (сбор, обработка и передача информации) всегда играли важную роль в науке, технике и жизни общества. В ходе эволюции человечества просматривается устойчивая тенденция к автоматизации этих процессов, хотя их внутреннее содержание по существу осталось неизменным.
Информатизация общества – повсеместное внедрение комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых
видах человеческой деятельности [8, с. 48].
Информационные технологии (англ. information technology) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники [11, с. 184].
В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и
получения информации.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов [8, с. 50].
Программа информатизации – это комплекс мер, направленных на обеспечение использования оперативных знаний во всех видах обучения[4, c.78].
Современная система образования предусматривает использование самых различных инновационных технологий. Это дает два основных преимущества – качественное и количественное.
Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные
описания с непосредственно аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что среда мультимедиа много выше по информационной плотности [5, с. 123].
Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в процессе обучения специальным дисциплинам способствует:
- активизации познавательной деятельности, повышению качественной
успеваемости студентов;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;
- совершенствованию навыков самообразования и самоконтроля у студентов- повышению уровня комфортности обучения;
- снижению дидактических затруднений у обучающихся;
- повышению активности и инициативности студентов на уроке;
- развитию информационного мышления студентов, формирование информационно-коммуникационной компетенции [7, с. 10].
Информационные технологии имеют особое значение во всех сферах жизнедеятельности человека, особенно в обучении. Благодаря информационным технологиям и интернету, студенты получают возможность совместной работы над проектами (локализация партнера при этом не имеет значения), доступа к информационным банкам не только своего колледжа, но и к другим источникам в стране и за рубежом. Они могут участвовать в телеконференциях, вебинарах, профессиональных сообществах, посещать виртуальные экскурсии.
Специфика компетентносного обучения средствами компьютерных технологий состоит в том, что студентами усваиваются не готовые знания, предложенные преподавателем, а прослеживаются условия происхождения данного знания. Создаются благоприятные условия для формирования и развития в процессе учебной деятельности личностных качеств студентов.