СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Илья Муромец – любимый народный богатырь (отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с использованием интерактивных форм и методов работы на уроках литературного чтения:

- АРТ-технология: инсценирование отрывка из произведения, чтение по ролям,

- Здоровьесберегающиетехнологии, 

- народные традиции и обряды,

- Рефлексия и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Илья Муромец – любимый народный богатырь (отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»).»

УМК Школа 2100

Тема раздела: «Сказочные богатыри».

Тема урока: Илья Муромец – любимый народный богатырь (отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»).

Автор: учитель начальных классов Синявская Антонина Васильевна, МОУ «Гимназия №2» г. Кимры Тверской области

Цели урока:

- Развитие и совершенствование навыка чтения.

- Изучение родного языка как важнейшего явления национальной культуры.

- Активное речевое развитие школьника.

- Формирование элементов исторического подхода к литературе.

- Расширение знаний и представлений школьников о человеке и окружающем мире.

- Формирование осознанных умений и навыков работы с текстом;
           

   -  Формирование УУД;

- Развитие творческих способностей учеников.

   -  Воспитание любви к Родине, русскому языку и уважения к его истории.

- Оценивание поступков людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивание конкретных поступков как хороших или плохих;





Ход урока

1.Организационный момент

Рефлексия «Ледокол»:

Учитель читает строки: 

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: "Доброе утро".

Доброе утро - солнцу и птицам,

Доброе утро - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!



Передавая этот предмет друг другу, улыбнитесь и подарите свою улыбку соседу и нашим гостям. (воздушный шарик, с нарисованными глазами и носом) -На что похож этот предмет?

2. Актуализация знаний

-А начнем мы наш урок с загадки. Отгадав ее, вы узнаете о чем или о ком мы будем сегодня говорить на уроке:

(подготовленный заранее ученик выразительно читает)


Силен , как вольный ветер, 
Могуч, как ураган
Он защищает землю
От злобных басурман!

Он силой доброю богат, 
Он защищает стольный град.
 Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей! ( Богатырь)


- Кто такой богатырь? Воин, который отличался особой силой, удалью, мужеством и умом, любил свою родину, народ и защищал их).
-Какое слово спряталось в слове « БОГАТЫРЬ»? ( бог - благословляет их на подвиги).
-Как вы узнали о русских богатырях, которые жили в далекой старине? ( Из былин, сказаний, стихотворений, книг, мультфильмов)

- Ребята, какие чувства вы испытали, слушая произведение и просматривая слайды? (Тревогу, восхищение, гордость, страх, умиление, боязнь).
- Илья Муромец – самый любимый, родной и близкий сердцу русского человека богатырь

- Так о чем же мы с Вами будем говорить на уроке? ( О богатырях и об Илье Муромце, как о самом любимом богатыре народном)

-Какие цели мы поставим с вами? (Повторим то, что уже знаем об Илье Муромце, узнаем о нем еще больше, познакомимся с новым произведением. Закрепим умения выразительного чтения…,)

Давным – давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, стояли непроходимые леса, лежали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, храбрые и выносливые люди. Среди них были и наши предки – славяне: светловолосые и голубоглазые, высокого роста, мускулистые. А в те далекие годы воевать – обычное дело, приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях.  И были они храбрые воины.
  Герои богатыри жили тысячи лет назад, а вот слава о их подвигах как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Проверка домашнего задания.

- Домашнее задание было у вас творческим: вы читали выразительно понравившийся отрывок, рисовали любимого богатыря, писали сочинения об Илье Муромце, разучивали пословицы о богатырях, о смелости, разучивали стихи…Вот такая творческая мастерская будет у нас сегодня на уроке.

- Проверка Д/З . Чтение отрывков.

- А чем вам понравился Илья Муромец?

Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид исполнен "благости, великодушия и добродушия".

Основополагающий вопрос:

-Какому русскому богатырю народ посвятил больше всего былин?

(Илье Муромцу)

Почему?

Итак, почему Илья Муромец стал любимым народным богатырём?

Гипотеза:

Илья Муромец стал любимым народным богатырём, т.к. был выходцем из простой крестьянской семьи, оставил глубокий след в русской истории и равных ему не было.


Ну что ж, давайте попробуем с вами найти ответ на этот вопрос в течение урока.

 

1. Работа с текстом до чтения.

– Откройте книгу на с. 185. Что сегодня мы будем читать?

– Вспомните, что такое былина. СЛАЙД 2-3

Кто будут герои этой былины?

Где мы уже встречались с именем Святогора? Перечитайте соответствующий фрагмент сказки об Илье Муромце на с. 179.

- Что сказали старцы Илье?

Имя какого другого богатыря здесь ещё упоминается?

(Микула Селянинович – от слов селосельский .СЛАЙД 4

- А чьим сыном был  Илья Муромец?  (Он был крестьянским сыном, обороняющим родную землю.

- Какой  первый подвиг совершил Илья Муромец после своего исцеления?

( Корчёвка пней и расчистка поля для пашни.)

Интересно, почему же странники не советовали Илье бороться со Святогором-богатырём? СЛАЙД 5

 

Рассмотрите рисунок и подумайте, кто на рисунке Святогор-богатырь, а кто – Илья Муромец?

- Что может значить: его земля через силу носит? СЛАЙД 6

Проверим наши предположения. Всю ли былину мы будем читать?



Сегодня у нас необычный урок и не совсем обычно мы будем знакомиться с новым произведением. Ребята подготовили инсценирование новой былины. Посмотрите, пожалуйста, инсценировку и затем ответите мне на вопрос Почему Святогор не захотел меряться силой с Ильей Муромцем?

(Инсценирование былины учащимися)



-Так почему же Святогор не стал меряться силой с Ильей Муромцем?

Вам понравилась былина? На нашем уроке присутствует выставка книг о богатырях. Такие книги есть в нашей школьной библиотеке, их вы можете брать для чтения.

Физкультминутка:

Дружно встали раз, два, три -
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,


Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,

Наклонились влево, вправо
Получается на славу!.



4. Чтение былины учащимися с комментированием.

1-я часть – от начала до слов «Рассердился тут старый казак да Илья Муромец...»

 

Словарная работа по ходу чтения: СЛАЙД 8 

зычным голосом – звонким громким голосом.

Что подумал Илья, увидев Святогора? СЛАЙД 9

- Почему Святогор спал непробудным сном?



2-я часть – до слов «И поехал он да по святым горам...»

СЛАЙД 10

Как Илья решил разбудить Святогора?

Прочитайте, как Илья будил Святогора.

Что из этого вышло?



Словарная работа (по ходу чтения).

а) – Прочитать сноску.

б) – Сколько это – 40 пуд? (640 кг.)

Каким же был Святогор, если смог положить Илью в карман?



3-я часть – до слов «Тут Святогор-богатырь да опомнился...»

СЛАЙД 11

Почему на третий день конь Святогора начал спотыкаться?



4-я часть – до конца.

СЛАЙД 12

Словарная работа:

орда – вражеское войско (или лагерь);

попробуем мы силу богатырскую – поборемся, будем сражаться.

СЛАЙД 13

Что предложил Святогор Илье?

Почему Илья не стал сражаться со Святогором?

Что значит побрататься? (Стать побратимами, быть как братья, заключить братский союз.)

 

5. Работа с текстом после чтения. Обобщающая беседа.

СЛАЙД 14.

Эта былина знакомит нас с самым древним и загадочным героем – Святогором. Как вы думаете, о чём говорит его имя Святогор?

Почему Илья назвал спящего Святогора чудом?

Святогор наделён неслыханной, непомерной силой. Зачем же Илья его будит? (Вероятно, он хочет помериться со встречным своей силою.)

С чем сравнивает Святогор удары Ильи Муромца? Почему он говорит: «Ох, как больно русски мухи кусаются!» Разве он сам – не русский?

Как вы думаете, кто слабее, Святогор или Илья?

-  Но нет ли у него каких-либо преимуществ перед Святогором?

Илья Муромец - защитник. Сила Илье нужна для защиты городов русских от неприятеля. И для этих подвигов силы у Ильи достаточно.

Время же Святогора прошло. Он не знает, куда применить свою силу. Он очень древний, поэтому и спит на ходу. Да и земле его тяжело носить!



_ Назовите, какими качествами должен обладать богатырь? (Храбрый, добрый, отважный, мужественный, сильный, смелый, справедливый, могучий, находчивый, не жалеть сил, не жалеть жизни).

Подведение к выводу

-Так почему же из всех богатырей народ так полюбил Илью Муромца?

Богатыри были защитниками русской земли.

Один богатырь заменял целое войско. Когда приходила беда, богатыри поднимались на защиту своего народа


Гипотеза оказалась верной?

Илья Муромец стал любимым народным богатырём, т.к. был выходцем из простой крестьянской семьи, оставил глубокий след в русской истории и равных ему не было

СЛАЙД 15

Как одно-то на небе красно солнышко.

А один-то на Руси Илья Муромец…


Какую роль в русской истории сыграли богатыри?

Богатыри были защитниками русской земли. Один богатырь заменял целое войско. Когда приходила беда, богатыри поднимались на защиту своего народа

- Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке богатыри совершали подвиги. Русский народ слагал про героев пословицы, стихи, песни.


Аукцион пословиц о богатырях, о смелости, храбрости:

Пословицы:

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Своя земля и в горсти мила.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Всякому мила своя сторона.

Родина-мать, чужая сторона-мачеха.

Человек без родины – соловей без песни.



6. Чтение стихотворений о богатырях

7.Чтение сочинений об Илье Муромце

8. Работа в группах: Составить Синквейн на слова Богатырь, Родина, Русский язык по рядам:

(Пример)

Богатырь Родина

Сильный, могучий. Малая, великая.

Защищает, охраняет, бережет. Родиться, жить, помнить.

Не перевелись богатыри на Руси Место, где родился человек.

Воин Отчизна



Русский язык

Великий, могучий

Обучает, преподается, развивает.

Один из предметов в школе.

Россия.

Звучит песня Н. Емелина « Илья Муромец».

О ком эта песня?

Какие чувства вы испытывали, когда слушали эту песню?

9..Давайте расшифруем завет, который оставили богатыри нам , своим потомкам.

1. свою беречь Защищать Родину, ее.

2. бедных Защищать, , стариков слабых и детей.

3. храбрым, Быть сильным, мужественным, отважным.

4. землю Любить свою, свой народ, свою родную страну и Родину.

Завет богатырей своим потомкам:

1.Защищать и беречь свою Родину.

2.Защищать бедных, слабых стариков и детей.

3.Быть сильным, храбрым, мужественным и отважным.

4.Любить свою землю, свой народ, свою страну и Родину

(Завет напечатан на листочках в форме дубового листа. После работы листочки вручаются гостям урока)

10. Обряд – поклонение «Дубок»

Какой богатырский обряд мы с вами уже знаем?
В древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной земли. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор, с тех далеких времен от наших предков.

11. Итог урока и Д/З Выставление оценок

Мальчики рисуют оружие богатырей

Девочки рисуют образцы одежды того времени

Подготовить 2 вопроса к былине

12 .Рефлексия: Вам понравился наш урок?

Что вы можете сказать о нем? Прикрепите к нашему дереву зеленые дубовые листочки, если урок вам понравился. Если нет, то прикрепите желтые.



Использованные источники:

  1. Интернет –сайт:   http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/

  2. Учебник  Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение «Маленькая дверь в большой мир». —  - М.: Баласс, 2012. (в 2-х частях).