Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме: иллюстрирование произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Подготовила: Овчинникова Е.В.
Цели:
познакомить учащихся с видом книжной графики – иллюстрацией; с творчеством художника-иллюстратора Бориса Дехтерёва;
содействовать формированию интереса к сказочному творчеству, развитию графических навыков в передаче пропорций, навыков цветового решения рисунка;
воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к сказкам, художественный вкус и фантазию у детей.
Оборудование: книжки с иллюстрациями, мультимедийное оборудование; презентация; методическая таблица «Передача пропорций»; музыкальное сопровождение: «Сказки гуляют по свету», «Шум моря». (Приложение https://yadi.sk/d/sQyCAjWwwsNPV ).
Задание: создание выразительного образа главного героя сказки на основе эмоционального «проживания» произведения.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Я рада вас всех видеть.
II. Проверка готовности к уроку
- Ученики всегда должны быть готовы к уроку, как вы сейчас. Я не ошиблась, все приготовились к уроку изобразительного искусства? Пора начинать.
III. Введение в тему.
- у вас на партах лежат книжки со сказками известных вам авторов, давайте посмотрим их. (звучит песня «Сказки гуляют по свету»)
- что вы там посмотрели и увидели? (картинки, рисунки)
- рисунок в книге, поясняющий содержание произведения, называется иллюстрацией.
На иллюстрациях можно увидеть героев книг, место, где происходят события.
Иллюстрации к литературному произведению вместе с текстом представляют собой единое целое.
- Художника, который создаёт рисунки для книг, называют художником-иллюстратором. Он оформляет книгу, раскрывает средствами художественной графики содержание литературного произведения.
- как узнать, кто придумал картинки для тех книг, что перед вами? (рядом с автором указывают фамилию художника)
- посмотрите, кто является художником-иллюстратором для ваших книг (назовите их).
IV. Изучение нового материала
Особенности сказочного жанра.
- Какой должна быть книга для детей по вашему мнению?
- Что обязательно должно присутствовать в книге?
- Рядом с текстом мы часто видим рисунки художников.
2) Ознакомление с творчеством художника Б.А.Дехтерёва
Сегодня я вас познакомлю с одним очень известным художником-иллюстратором, рисунки которого вам не раз встречались в книгах.
Это Борис Александрович Дехтерёв (1908 - 1993) – график, художник, иллюстратор.
Борис Дехтерёв родился в Калуге. С раннего детства, слушая сказки, очень живо представлял себе образы персонажей и события, которые с ними происходили. Ещё в школе любил рисовать иллюстрации. Окончив школу поступил в художественную студию, затем в университет, закончил живописный факультет, был ассистентом в Государственном Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Преподавал в Московском институте имени Сурикова, был там заведующим кафедрой графики.
Больше 30 лет работал главным художником в издательстве «Детская литература».
Борисом Дехтерёвым проиллюстрировано великое множество детских книг; он создал рисунки к произведениям Пушкина, сказкам Шарля Перро, Горького, Тургенева, Лермонтова, Шекспира, и многим другим. «Школа Дехтерёва» определила развитие книжной графики страны. Ему было присвоено звание «Народный художник», награждён медалью «За доблестный труд», «Орденом Трудового Красного Знамени», присвоена «Сталинская премия».
Он волшебник, под кистью которого сказка оживает. Дехтерёв создал свой стиль. В этом ему помогло изучение народного искусства, декоративных росписей. В иллюстрациях любовно передается дух седой старины, который художник воскрешает в каждой детали. В его иллюстрациях очень точно передаётся характер героев. Отражаются события.
Мы остановимся на одной из сказок А.С.Пушкина (отгадайте загадку)
Сегодня пойдёт речь о сказке такой
Тут синее море,
Тут берег крутой…
Старик вышел к морю.
Он невод забросил.
Кого он поймал?
И что он попросит? (ответы детей)
Давайте посмотрим как художник Борис Александрович Дехтерёв проиллюстрировал эту сказку. (видео ролик)
Мы ещё пока не художники, а только учимся, по этому и задание у нас будет по проще. В своих иллюстрациях вы нарисуете самого волшебного персонажа этой сказки.
- а кто самый волшебный персонаж? (рыбка)
- какой вы её себе представляете? (золотой, красивой и т.д.)
- а может она маленькая, серенькая, обычная рыбка? (нет)
- почему нет?
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Потому, что сказочная, волшебная.
- давайте представим… Судя по тому, как разговаривала со стариком («Чего тебе надобно, старче?», «Не печалься, ступай себе с богом».)
добрая, излучающая свет и тепло.
- хоть и разговаривала рыбка всегда ласково, а всё - таки настроение с каждым приходом старика менялось, в чём это выражается? (менялось море).
Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Второй раз пошёл к морю (Помутилось синее море.)
В третий (Не спокойно синее море.) (Почернело синее море.)
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
3. Особенности в выполнении рисунка.
Как же возможно передать разное настроение, если у вас в наборах красок синий цвет только один. (добавить другие цвета)
- какие? (ответы детей)

Хорошо, с морем определились, рыбку представили, теперь нужно всё это изобразить на альбомном листе.
(таблица определения пропорций на предотвращение ошибок)






Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
4. Этапы выполнения рисунка
Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо, как всегда, тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся на альбомном листе.
Выбрать расположение листа.
Определить расположение и пропорции главного персонажа.
Тонкими линиями прорисовываем детали предметов, соразмеряя их пропорции.
V. Проверка первичного усвоения
Повторение этапов работы над рисунком учащимися.
VI. Применение знаний на практике
Практическая работа. (звучит тихая музыка с шумом моря)
Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию главного персонажа к «Сказке о рыбаке и рыбке».
Перед началом работы повторяются правила работы карандашом и гуашью.
Во время практической работы делаю целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места, осанка;
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполненной работы.
VII. Анализ работ учащихся
Требования, предъявляемые к работам:
Удачная компановка в листе, соразмерность. Соответствие теме урока.
Проработка, завершенность, общая выразительность.
Выставление оценок
VIII. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как называется рисунок в книге?
- Кто создаёт эти рисунки?
- С творчеством какого художника вы познакомились?
- Будете ли смотреть в книжках автора рисунков?
IX. Рефлексия
Выставка рисунков. (Музыка)
4