СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имею право, но обязан

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

классный час в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Имею право, но обязан»

КЛАССНЫЙ ЧАС «ИМЕЮ ПРАВО, НО ОБЯЗАН» Подготовила и провела Бебякина Э.А., классный руководитель 9 класса

Цель: - воспитание правовой грамотности учащихся

 - учить обучающихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя»;

 - формировать коммуникативные умения школьников.

 

Актуализация: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

 

I задание:     

На доске вывешены таблички с определениями:

Права

Обязанности

Долг

Ответственность

Свобода

Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

 

2 задание.

 Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –

 Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.

 

3 задание. Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете?

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

 

4 задание:

Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).

Права школьника.

  • право на бесплатное образование

  • право на получение дополнительного образования

  • право на охрану жизни и здоровья

  • право свободы выражения своих убеждений

  • право посещать мероприятия

  • право на защиту

  • право на отдых

  • право пользоваться библиотекой

  • право избирать и быть избранным

  • право на обучение по индивидуальным программам

  • право на выбор образовательного учреждения

  • право вступать в общественные организации

  • право на уважение собственного достоинства.

Обязанности школьника:

  • добросовестно учиться

  • беречь школьное имущество

  • уважать учащихся и работников школы

  • выполнять устав школы

  • выполнять правила внутреннего распорядка.

Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение  прав и обязанностей)

 

5 задание:Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).

 

6 задание:      Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей     (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).

 

7 задание:   Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода?

Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными:                           СВОБОДА – это:

  • возможность делать все, что хочешь

  • независимость от кого-то

  • отсутствие стеснения, ограничений

  • возможность выбора

  • право делать все, что не вредит другим

итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

 

8 задание: Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

  1. запрет курить в общественных местах

  2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.

  3. запрет кататься по перилам.

  4. запрет играть на проезжей части дороги.

 

9 задание:

Нарисуйте схематично какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса.

 

10 задание: “Придумай-ка!”

Пословицы к статьям (ребятам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает.).

Пословицы:

  1. Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)

  2. Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)

  3. Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)

  4. Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)

  5. Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)

  6. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)

  7. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье)

  8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)

  9. Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)

  10. Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)

  11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)

  12. По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья             23: право на труд)

  13. Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)

  14. Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)

  15. Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

 

Рефлексия. Учащиеся работают в бланках ответов на предложенную анкету.

АНКЕТА

  1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________

  2. Что обязан делать ученик?____________________________

  3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?__________________________________________

  4. Что такое права?_____________________________________

  5. Что такое обязанности?_______________________________

  6. Зачем придумали права людей и обязанности?

Подведение итогов классного часа

После всего того, о чем мы говорили, я прошу, чтобы вы ответили мне на вопрос: как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?

 

Таким образом, обобщив все, что вы сказали, можно сделать вывод:

  • чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;

  • заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;

  • уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.