Просмотр содержимого документа
«Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа (на 2 урока) 5 класс (новый ФГОС)»
Имена существительные, имеющие только множественное число
ЦЕЛИ
- познакомить с существительными, имеющими форму только множественного числа
- научить соотносить их с определённой лексической группой, распознавать в тексте и правильно произносить
В русском языке есть существительные, у которых может быть форма только одного числа.
- Знакомство с основными лексическими группами существительных, у которых есть форма только множественного числа, составление таблицы, наполняя её примерами из упр. 549.
1. Парные или состоящие из нескольких частей предметы: Ножницы, очки, ворота, кавычки, сани, вожжи, грабли, плоскогубцы, оглобли
2. Вещества, материалы: Щи, белила, отруби, чернила, дрожжи, духи
3. Действия, игры, обряды: Горелки, жмурки, побои, проводы, выборы
4. Отрезок времени: Сутки, каникулы, будни
5. Географические, астрономические названия: Курилы, Афины, Пиренеи, Великие Луки, Весы, Близнецы, Гончие Псы
6. Множественная совокупность, собирательность: Шахматы, кудри, джунгли, мемуары, консервы, бусы, макароны
2. Укажите число имён существительных. Прочитайте с перечислительной интонацией предложение с однородными членами.
В это утро мы с Вовкой славно пор..ботали. Вык..сили траву под окошками, засыпали с..мена и крупу в мног..численные т..релочки и ч..репушки для птиц, см..нили воду в баночках и, сверх того, ещё проп..лоли грядку 1 клубники.
- Упр. 550, 551.
- Дается определение слов, учащиеся записывают их в составе словосочетаний. Условие: ответы — это слова, имеющие форму только множественного числа:
1) крестьянские сани без кузова для перевозки дров, сена (дровни); 2) обсуждение какого-либо спорного вопроса (дебаты); 3) мелкие частицы, образующиеся при обработке материала (опилки); 4) горы в Западной Европе (Альпы); 5) короткие летние брюки (шорты); 6) грязная вода с пищевыми отходами после мытья посуды (помои); 7) узкие, плотно облегающие хлопчато-бумажные брюки (джинсы); 8) состязания верховых лошадей (скачки); 9) воспитательное учреждение для детей до 3 лет (ясли); 10) на этом сооружении любят кататься дети (качели); 11) музыкальный инструмент Садко (гусли); 12) богатый, большой дом (хоромы).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упр. 552 (списать весь текст и указать число существительных)
Имена существительные, имеющие только единственное число
ЦЕЛИ
- познакомить с существительными, имеющими форму только единственного числа
- научить соотносить их с определённой лексической группой, распознавать в тексте, правильно произносить, разграничивать существительные, имеющие оба числа, и те, которые имеют только форму единственного или множественного числа
- Работа с материалами учебника.
- Упр. 554 – 557.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упр. 558