Тема урока:
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
Цель урока: познакомить обучающихся с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа.
Задачи: Запомнить лексические группы слов, имеющих форму только множественного числа; разграничивать омонимичные формы множественного числа;
учиться находить их среди других существительных;
правильно употреблять их в речи
Предметные: какие существительные имеют форму только множественного числа; как их отличить от существительных, которые имеют две формы числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.
1.Оргмомент
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Психологический настрой на работу.
(Урок начинается с фрагмента мультфильма «Каникулы в Простоквашино»)
2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
– Ребята, скажите, как называется мультфильм, который вы сейчас посмотрели?
– Правильно « Каникулы в Простоквашино». Назовите, пожалуйста, нарицательные имена существительные, имеющиеся в данном названии. (Каникулы)
– В каком числе стоит это имя существительное? (Во множественном)
– Поставьте это имя существительное в форму единственного числа (Учащиеся отвечают, что это невозможно)
– Да, существительное «каникулы» имеет только форму множественного числа.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. («Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»)
- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о существительных, имеющих только форму множественного числа.
Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорную фразу, записанную на доске.
ЗНАКОМСТВО С…;
Сформулируйте задачи урока:
ЗАПОМНИТЬ…УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ… .
Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;
Задачи: Запомнить лексические группы слов, имеющих форму только множественного числа; разграничивать омонимичные формы множественного числа;
учиться находить их среди других существительных;
правильно употреблять их в речи
3.Первичное закрепление с комментированием.
1)Прочитайте слова, что их объединяет? (Эти сущ. имеют форму только множ. числа)
– Ребята, давайте попробуем с вами определить, что обозначают имена существительные, имеющие форму только множественного числа (у вас на столах таблица-подсказка, приложение 1). Обратите внимание на экран. На нем размещены слова. Попробуйте их сгруппировать. (Учащиеся работают совместно с учителем)
Бутсы (ботинки с шипами на подошвах для игры в футбол)
ножницы
дрожжи (вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение)
жмурки (игра, в которой один из играющих с завязанными глазами ловит других)
сумерки (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также перед восходом солнца) Альпы ( самые высокие горы Западной Европы)
переговоры (обмен мнениями с какой – н. деловой целью)
чернила
Карпаты ( огромная горная система в центральной части Европы)
каникулы
В итоге получается следующая таблица:
Парные и составные предметы | Игры, действия, процессы | Массы, вещества | Отрезки времени |
Бутсы Ножницы | Жмурки переговоры | Дрожжи чернила | Сумерки каникулы |
Географич. Названия.
Альпы Карпаты
Продолжите ряд слов в группе, дополнив 1-2 своими примерами или из упр. 509, 510
Сделайте вывод: в русском языке есть имена сущ., которые употребляются только во мн.ч. К ним относятся сущ., обозначающие составные (парные) предметы(ПЛОСКОГУБЦЫ, КЛЕЩИ, ТИСКИ), вещества (ДУХИ, БЕЛИЛА), отрезки времени, (СУТКИ, БУДНИ)процессы, игры (ПРЯТКИ, НАРДЫ,ИМЕНИНЫ)и геогр. Назв. (СОЧИ, НОВОСЕЛКИ).
2) Скажите, пожалуйста, какие морфологические категории есть у имени существительного? (Род, число, падеж, склонение)
– Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение у них определить невозможно)
– Давайте сделаем вывод: У существительных, имеющих форму только множественного числа нельзя определить род и склонение.
3)Отгадайте слово. Кто и когда их изобрел – неизвестно. В Древней Греции для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венеция – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали носить с XV века. Это... _______ (очки)
Что вы скажете о слове ОЧКИ?
– Как вы определили, какое значение имеет слово очки в 1м примере? а во 2м? Почему слово очки («прибор для улучшения зрения») не имеет формы единственного числа? (Называет парные предметы.) и очки – баллы в игре, соревновании.
Первые все мы в игре набираем,
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам все улучшают,
Летом от солнца глаза защищают.
– Как называются такие слова?
Составление предложений со словами омонимами очки.
1)Бабушка читала газету в очках, спущенных на нос.
2) Первенство на различных этапах конкурса приносило очки в копилку команды.
3) Бросок с двенадцати метров – мяч в корзине, и команда зарабатывает ещё три очка!
4) Мяч летел над самой землей, вот-вот он шлепнется, принеся очко противнику.
Вывод: слова, имеющие форму только множественного числа, могут иметь ОМОНИМЫ, имеющие формы единственного и множественного чисел.
4.Физкультминутка
Учитель: Теперь давайте немного отдохнем. На слайдах я буду показывать картинки с именами существительными, которые имеют форму единственного и множественного числа. Если будет показано сущ. в этой форме, то вы сидите. Если сущ., которые имеют форму только множественного числа — встаете.
5.Работа в парах:
Выпишите имена существительные в следующей последовательности:
употребляющиеся только во множественном числе;
употребляющиеся в единственном и множественном числе.
Территория, сутки, роща, потемки, шахматы, заморозки, крестины, имя, учитель, именины.
Только мн.ч. | Ед. и мн.ч. |
сутки | территория |
потемки | роща |
шахматы | имя |
| |
заморозки | учитель |
крестины | |
именины | |
Упр.511 Ворота, заморозки, похороны, тиски, Хлопоты, чернила | |
| |
Учитель: Посмотрите на предложения в рабочих листах. Все ли существительные записаны в них верно? Исправьте найденные ошибки. Найдите ошибки в данных предложениях, запишите их в исправленном виде (там, где необходимо) Отец шёл рядом с лошадью и держал её за вожжу. (вожжи) После летних каникул началась учебная будня. (начались учебные будни) У девочки были красивые кудри. Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице. (перила) Афины – столица Греции. В магазине я купил консерву. (консервы) 10.Домашнее задание: Творческое задание. (дома) Ребята, а вы любите делать покупки? Я предлагаю пойти в магазин, но покупать вы будете предметы, имеющие форму только множественного числа. Мальчики идут в отдел «Инструменты» ( вилы, тиски, грабли, клещи, ножницы, плоскогубцы.) а девочки, наверное, в отдел «Продукты»? (дрожжи, консервы, макароны, пельмени, рожки, сухофрукты, сливки, спагетти, тефтели, фисташки). 11. Итог урока. Рефлексия - Ребята, какова была цель нашего урока? Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; - Как вы считаете, мы ее достигли? - Что нового мы узнали на уроке? /Есть группа слов – существительных, которая имеет форму только множественного числа/ - Какое значение могут иметь эти существительные? - Что еще интересного узнали? - Ребята, у вас на столах лежит конверт. В нем вы найдете изображения трех предметов: чемодана, мясорубки и корзины для мусора./Приложение / Вы должны выбрать и оставить его у себя только тот рисунок, который считаете нужным. Рисунки эти обозначают следующее : чемодан - на уроке чувствовал себя хорошо, и полученные знания пригодятся в дальнейшем; мясорубка – не все понял на уроке, полученную информацию нужно дома переработать; корзина – ничего не понял, знания не пригодятся. Все хорошо работали. /Объявляю оценки, даю комментарий/. Вы подарили мне тепло и радость. Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания! | |