СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - познакомить обучающихся  с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа.

Просмотр содержимого документа
«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Тема урока:

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Цель урока: познакомить обучающихся с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа.

Задачи: Запомнить лексические группы слов, имеющих форму только множественного числа; разграничивать омонимичные формы множественного числа;

учиться находить их среди других существительных;

правильно употреблять их в речи

Предметные: какие существительные имеют форму только множественного числа; как их отличить от существительных, которые имеют две формы числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.



1.Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Психологический настрой на работу.

(Урок начинается с фрагмента мультфильма «Каникулы в Простоквашино»)

2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

– Ребята, скажите, как называется мультфильм, который вы сейчас посмотрели?
– Правильно « Каникулы в Простоквашино». Назовите, пожалуйста, нарицательные имена существительные, имеющиеся в данном названии. (Каникулы)

– В каком числе стоит это имя существительное? (Во множественном)
– Поставьте это имя существительное в форму единственного числа (Учащиеся отвечают,  что это невозможно)
Да, существительное «каникулы» имеет только форму множественного числа.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. («Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»)

- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о существительных, имеющих только форму множественного числа.

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорную фразу, записанную на доске.

ЗНАКОМСТВО С…;

Сформулируйте задачи урока:

ЗАПОМНИТЬ…УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ… .

Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;

Задачи: Запомнить лексические группы слов, имеющих форму только множественного числа; разграничивать омонимичные формы множественного числа;

учиться находить их среди других существительных;

правильно употреблять их в речи

3.Первичное закрепление с комментированием.

1)Прочитайте слова, что их объединяет? (Эти сущ. имеют форму только множ. числа)

– Ребята, давайте попробуем с вами определить, что обозначают имена существительные, имеющие форму только множественного числа (у вас на столах таблица-подсказка, приложение 1). Обратите внимание на экран. На нем размещены слова. Попробуйте их сгруппировать. (Учащиеся работают совместно с учителем)

Бутсы (ботинки с шипами на подошвах для игры в футбол)

ножницы

дрожжи (вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение)

жмурки (игра, в которой один из играющих с завязанными глазами ловит других)

сумерки (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также перед восходом солнца) Альпы ( самые высокие горы Западной Европы)

переговоры (обмен мнениями с какой – н. деловой целью)

чернила

Карпаты ( огромная горная система в центральной части Европы)

каникулы

В итоге получается следующая таблица:

Парные и составные предметы

Игры, действия, процессы

Массы, вещества

Отрезки времени

Бутсы

Ножницы

Жмурки

переговоры
 

Дрожжи
чернила
 

Сумерки
каникулы

Географич. Названия.

Альпы Карпаты

Продолжите ряд слов в группе, дополнив 1-2 своими примерами или из упр. 509, 510

Сделайте вывод: в русском языке есть имена сущ., которые употребляются только во мн.ч. К ним относятся сущ., обозначающие составные (парные) предметы(ПЛОСКОГУБЦЫ, КЛЕЩИ, ТИСКИ), вещества (ДУХИ, БЕЛИЛА), отрезки времени, (СУТКИ, БУДНИ)процессы, игры (ПРЯТКИ, НАРДЫ,ИМЕНИНЫ)и геогр. Назв. (СОЧИ, НОВОСЕЛКИ).

2) Скажите, пожалуйста, какие морфологические категории есть у имени существительного? (Род, число, падеж, склонение)
– Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение  у них определить невозможно)
– Давайте сделаем вывод: У существительных,  имеющих форму только множественного числа нельзя определить  род и склонение.

3)Отгадайте слово. Кто и когда их изобрел – неизвестно. В Древней Греции для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венеция – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали носить с XV века. Это... _______ (очки)

Что вы скажете о слове ОЧКИ?

– Как вы определили, какое значение имеет слово очки в 1­м примере? а во 2­м? Почему слово очки («прибор для улучшения зрения») не имеет формы единственного числа? (Называет парные предметы.) и очки – баллы в игре, соревновании.

Первые все мы в игре набираем,
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам все улучшают,
Летом от солнца глаза защищают.

– Как называются такие слова?

Составление предложений со словами­ омонимами очки.

1)Бабушка читала газету в очках, спущенных на нос.

2) Первенство на различных этапах конкурса приносило очки в копилку команды.

3) Бросок с двенадцати метров – мяч в корзине, и команда зарабатывает ещё три очка!

4) Мяч летел над самой землей, вот-вот он шлепнется, принеся очко противнику.

Вывод: слова, имеющие форму только множественного числа, могут иметь ОМОНИМЫ, имеющие формы единственного и множественного чисел.

4.Физкультминутка

Учитель: Теперь давайте немного отдохнем. На слайдах я буду показывать картинки с именами существительными, которые имеют форму единственного и множественного числа. Если будет показано сущ. в этой форме, то вы сидите. Если сущ., которые имеют форму только множественного числа — встаете.

5.Работа в парах:

 Выпишите имена существительные в следующей последовательности:

употребляющиеся только во множественном числе;

употребляющиеся в единственном и множественном числе.

Территория, сутки, роща, потемки, шахматы, заморозки, крестины, имя, учитель, именины.

Только мн.ч.

Ед. и мн.ч.

сутки

территория

потемки

роща

шахматы

имя

 

 

заморозки

учитель

крестины

 

именины

 

Упр.511 

Ворота, заморозки, похороны, тиски,


Хлопоты, чернила

 

 

 

 Учитель: Посмотрите на предложения в рабочих листах. Все ли существительные записаны в них верно? Исправьте найденные ошибки.

Найдите ошибки в данных предложениях, запишите их в исправленном виде (там, где необходимо)

Отец шёл рядом с лошадью и держал её за вожжу. (вожжи)

После летних каникул началась учебная будня. (начались учебные будни)

У девочки были красивые кудри.

Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице. (перила)

Афины – столица Греции.

В магазине я купил консерву. (консервы)

 10.Домашнее заданиеТворческое задание. (дома)

Ребята, а вы любите делать покупки? Я предлагаю пойти в магазин, но покупать вы будете предметы, имеющие форму только множественного числа.

Мальчики идут в отдел «Инструменты» ( вилы, тиски, грабли, клещи, ножницы, плоскогубцы.)

а девочки, наверное, в отдел «Продукты»? (дрожжи, консервы, макароны, пельмени, рожки, сухофрукты, сливки, спагетти, тефтели, фисташки).


 

11. Итог урока. Рефлексия

- Ребята, какова была цель нашего урока?

Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;

- Как вы считаете, мы ее достигли?

- Что нового мы узнали на уроке? /Есть группа слов – существительных, которая имеет форму только множественного числа/

- Какое значение могут иметь эти существительные?

- Что еще интересного узнали?

- Ребята, у вас на столах лежит конверт. В нем вы найдете изображения трех предметов: чемодана, мясорубки и корзины для мусора./Приложение / Вы должны выбрать и оставить его у себя только тот рисунок, который считаете нужным. Рисунки эти обозначают следующее :

чемодан - на уроке чувствовал себя хорошо, и полученные знания пригодятся в дальнейшем; мясорубка – не все понял на уроке, полученную информацию нужно дома переработать; корзина – ничего не понял, знания не пригодятся.

Все хорошо работали. /Объявляю оценки, даю комментарий/. Вы подарили мне тепло и радость. Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!