СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»

Урок русского языка Будьте активными! Успехов и удачи на уроке!

Урок русского языка

Будьте активными!

Успехов и удачи на уроке!

 книга карандаш грабли диван пальто   ножницы школа цветок машина молоко

книга

карандаш

грабли

диван

пальто

ножницы

школа

цветок

машина

молоко

Имя существительное Что такое имя существительное? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Какие морфологические признаки? Каким членом предложения является?

Имя существительное

  • Что такое имя существительное?
  • Что обозначает?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Какие морфологические признаки?
  • Каким членом предложения является?
 книга карандаш грабли диван пальто   ножницы школа цветок машина молоко

книга

карандаш

грабли

диван

пальто

ножницы

школа

цветок

машина

молоко

 Наше открытие 1 группа: книга, карандаш, диван, школа, цветок, машина;  2 группа: грабли, ножницы;  3 группа: пальто, молоко.

Наше открытие

1 группа: книга, карандаш, диван, школа, цветок, машина;

2 группа: грабли, ножницы;

3 группа: пальто, молоко.

Тема урока Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Тема урока

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Цель урока: Познакомиться с … ; Учиться находить … и Правильно использовать в … .

Цель урока:

  • Познакомиться с … ;
  • Учиться находить … и
  • Правильно использовать в … .

Задание: распределите слова на группы. Вещество – … ; Название признака, действия или состояния – … ; Группа людей – … ; Собственные наименования – … . Слова для справок: Сахар, сметана, Россия, счастье, дружба, брюки, зависть, студенчество, молодежь, Волга, книги, бензин, беготня, детвора.

Задание: распределите слова на группы.

  • Вещество – … ;
  • Название признака, действия или состояния – … ;
  • Группа людей – … ;
  • Собственные наименования – … .

Слова для справок:

Сахар, сметана, Россия, счастье, дружба, брюки, зависть, студенчество, молодежь, Волга, книги, бензин, беготня, детвора.

Проверим Вещество – сахар, сметана, бензин; Название признака, действия или состояния – счастье, дружба, зависть, беготня; Группа людей – студенчество, молодежь, детвора; Собственные наименования – Россия, Волга. Какие имена существительные не выписали? Почему? Проверим: Брюки – имя существительное, которое имеет форму только мн.ч. Книги – имя существительное мн.ч. Форма ед. ч. – книга.

Проверим

  • Вещество – сахар, сметана, бензин;
  • Название признака, действия или состояния – счастье, дружба, зависть, беготня;
  • Группа людей – студенчество, молодежь, детвора;
  • Собственные наименования – Россия, Волга.

Какие имена существительные не выписали? Почему?

Проверим:

Брюки – имя существительное, которое имеет форму только мн.ч.

Книги – имя существительное мн.ч. Форма ед. ч. – книга.

Наше открытие: Запомните!  К существительным, которые имеют форму только единственного числа, относятся слова со значением: вещества (масло, молоко); качеств, действий (белизна, страх); групп людей (молодёжь, студенчество); собственные наименования (Россия, Кострома).

Наше открытие:

Запомните! К существительным, которые имеют форму только единственного числа, относятся слова со значением:

  • вещества (масло, молоко);
  • качеств, действий (белизна, страх);
  • групп людей (молодёжь, студенчество);
  • собственные наименования (Россия, Кострома).
Физкультминутка

Физкультминутка

Повторяй за нами!!!

Повторяй за нами!!!

Танцуют все!

Танцуют все!

Молодцы!

Молодцы!

Ребята, помогите, пожалуйста, исправить ошибки! Я не хочу получить двойку! В марте обещают хорошие погоды. У моих друзей крепкие здоровья. Сегодня все пришли в польтах. Любови и доброты близких помогают в трудные минуты. Сколько счастьев в в маминых глазах, когда я получаю пятёрку.

Ребята, помогите, пожалуйста, исправить ошибки! Я не хочу получить двойку!

  • В марте обещают хорошие погоды.
  • У моих друзей крепкие здоровья.
  • Сегодня все пришли в польтах.
  • Любови и доброты близких помогают в трудные минуты.
  • Сколько счастьев в в маминых глазах, когда я получаю пятёрку.
Спасибо большое, ребята! Я получил «5»! Ура! Проверим 1. В марте обещают хорошую погоду . 2. У моих друзей крепкое здоровье . 3. Сегодня все пришли в пальто . 4. Доброта и любовь близких помогают в трудные минуты. 5.Сколько счастья в маминых глазах, когда я получаю пятёрку.

Спасибо большое, ребята! Я получил «5»! Ура!

Проверим

1. В марте обещают хорошую погоду .

2. У моих друзей крепкое здоровье .

3. Сегодня все пришли в пальто .

4. Доброта и любовь близких помогают в трудные минуты.

5.Сколько счастья в маминых глазах, когда я получаю пятёрку.

Работа с текстом  Погода начинала портиться. Ч…рная туча ползла вверх а над в…дой прон…сились лё..кие облач…ка тумана. Они все чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью. В. В. Бианки

Работа с текстом

Погода начинала портиться. Ч…рная туча ползла вверх а над в…дой прон…сились лё..кие облач…ка тумана. Они все чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью.

В. В. Бианки

Виталий Валентинович Бианки  (1894 – 1959)  Один из самых любимых, добрых детских писателей о жизни неподражаемого мира животных. Талант исследователя и интерес ко всему, что «дышит, цветёт и растет» достался ему от отца. Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета», куда попадало всё самое любопытное, самое необычное, что происходило в природе каждый месяц и каждый день.

Виталий Валентинович Бианки (1894 – 1959)

Один из самых любимых, добрых детских писателей о жизни неподражаемого мира животных. Талант исследователя и интерес ко всему, что «дышит, цветёт и растет» достался ему от отца. Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета», куда попадало всё самое любопытное, самое необычное, что происходило в природе каждый месяц и каждый день.

Работа с текстом  Погода начинала портиться. Ч…рная туча ползла вверх а над в…дой прон…сились лё..кие облач…ка тумана. Они все чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью. Казарка – водоплавающая птица семейства утиных. 

Работа с текстом

Погода начинала портиться. Ч…рная туча ползла вверх а над в…дой прон…сились лё..кие облач…ка тумана. Они все чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью.

Казарка – водоплавающая птица семейства утиных. 

Работа с текстом  Погода начинала портиться. Ч…рная туча ползла вверх а над в…дой прон…сились лё..кие облач…ка тумана. Они все чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью. В. В. Бианки Задание: 1)Определите стиль текста. 2) Найдите имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. 3) Найдите сложное предложение. Спишите его, объясняя пропущенные орфограммы, расставляя пропущенные знаки препинания.

Работа с текстом

Погода начинала портиться. Ч…рная туча ползла вверх а над в…дой прон…сились лё..кие облач…ка тумана. Они все чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью.

В. В. Бианки

Задание:

1)Определите стиль текста.

2) Найдите имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

3) Найдите сложное предложение. Спишите его, объясняя пропущенные орфограммы, расставляя пропущенные знаки препинания.

Тест 1.Что обозначает имя существительное как часть речи в широком смысле слова? А)действие предмета; Б) признак предмета; В) сам предмет. 2.Какое слово лишнее? А)желтеть; Б)желтизна; В)желток. 3.Определите число имени существительного САНКИ: А)ед.ч. Б)мн.ч.

Тест

1.Что обозначает имя существительное как часть речи в широком смысле слова?

А)действие предмета;

Б) признак предмета;

В) сам предмет.

2.Какое слово лишнее?

А)желтеть;

Б)желтизна;

В)желток.

3.Определите число имени существительного САНКИ:

А)ед.ч.

Б)мн.ч.

4.Определите число имени существительного ДЕТВОРА: А) ед.ч.; Б) мн.ч. 5.В каком ряду все имена существительные имеют форму только единственного числа? А)физика, круг, молодость; Б)борьба, посуда, звезда; В)мебель, бельё, листва. 6.В каком ряду все имена существительные имеют обе формы числа? А)молодёжь, туча, тетрадь; Б)музей, роща, обруч; В)переговоры, шалаш, сахар.

4.Определите число имени существительного ДЕТВОРА:

А) ед.ч.;

Б) мн.ч.

5.В каком ряду все имена существительные имеют форму только единственного числа?

А)физика, круг, молодость;

Б)борьба, посуда, звезда;

В)мебель, бельё, листва.

6.В каком ряду все имена существительные имеют обе формы числа?

А)молодёжь, туча, тетрадь;

Б)музей, роща, обруч;

В)переговоры, шалаш, сахар.

Взаимопроверка 1. В 2. А 3. Б 4. А 5. В 6. Б Критерии оценивания: 5 – без ошибок; 4 – 1-2 ошибки; 3 – 3-4 ошибки; 2 – более 4.

Взаимопроверка

1. В

2. А

3. Б

4. А

5. В

6. Б

Критерии оценивания:

5 – без ошибок;

4 – 1-2 ошибки;

3 – 3-4 ошибки;

2 – более 4.

Рефлексия Оцените свою работу на уроке: Сегодня я узнал… ; Я научился…; Своей работой на уроке я (доволен/не доволен); Материал урока мне был (понятен/не понятен); За урок я (устал/ не устал).

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке:

  • Сегодня я узнал… ;
  • Я научился…;
  • Своей работой на уроке я (доволен/не доволен);
  • Материал урока мне был (понятен/не понятен);
  • За урок я (устал/ не устал).
Домашнее задание Уровень А. §96 упр. 514(выполнить по образцу), упр.516 (составить предложения). Уровень Б . Творческое задание .  Составить рассказ на тему «Мой режим дня» с использованием существительных, которые имеют форму только единственного числа.

Домашнее задание

Уровень А.

§96 упр. 514(выполнить по образцу), упр.516 (составить предложения).

Уровень Б .

Творческое задание . Составить рассказ на тему «Мой режим дня» с использованием существительных, которые имеют форму только единственного числа.