СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имена существительные множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект, пезентация и доп.материал к уроку "Имена существительные множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах" 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Имена существительные множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах»

Конспект урока русского языка с презентацией в 4 классе по теме "Имена существительные множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах".



Цели

  1. Познакомить учащихся с особенностями дательного, творительного, предложного падежей имён существительных множественного числа.

  2. Отрабатывать навык правописаний окончаний имён существительных множественного числа, их правильного употребления в речи.

  3. Развивать зрительную память, орфографическую зоркость.

  4. Воспитывать умение работать в коллективе, группе; умение прислушиваться к мнению своих товарищей; умение объективно оценивать других и себя.


Задачи:

1) Учить:

 а) формировать умения правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложных падежах, практические умения проверять и правильно писать безударные окончания имён существительных множественного числа, учить приёмам анализа и синтеза;

 б) приводить примеры слов с заданной орфограммой.

 2) Развивать:

 а) учебную самостоятельность, умение делать выводы по новому материалу на основе опоры на уже изученный,;

 б) мышление: умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения;

 в) умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы

3) Воспитывать аккуратность.

Планируемые предметные результаты: познакомиться с падежными окончаниями имен существительных в дательном, творительном и предложных падежах множественного числа; научиться правильно склонять существительные во множественном числе; способствовать развитию умения выделять окончания имен существительных в дательном, творительном и предложном падежах, синтаксический разбор предложения.




 Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):

 Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

 Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД):

  • самостоятельно делать выводы

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

  • ориентироваться в учебном материале:

  • определять круг своего незнания;

  • осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;

 Работать по заданиям, уметь определять падеж, число имен существительных

Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД):

 Участвовать в работе группы: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 4 класс Канакина В.П, компьютер, проектор, раздаточный материал







Ход урока:

  1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Мотивирование детей к учебной деятельности.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок.



 Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа. (слайд 1)



А начнем мы урок с такой пословицы. (Слайд 2).

Всякое умение трудом дается.

-  Как  понимаете значение этого высказывания? (Чтобы получить результат нужно упорно трудиться и прилагать усилия).

- Что для нас труд?

- Чем измерим наш труд?  (отметками)

- Кто готов сегодня получить отметку «5»?

  1. Словарно-орфографическая работа

- Ребята, запишите себе в тетради число, классная работа. Подчеркните орфограммы.

- Ребята! Сейчас мы вспомним написание некоторых словарных слов. Вы будете разгадывать загадки. Отгадки – наши словарные слова

  1. Его используют для проезда на разных видах городского транспорта. Билет

  2. Сколько месяцев в году?.Двенадцать

  3. Катя в отпуск собралась, На юг, на дикий пляж. Теперь ей нужно не спеша Собрать весь свой....Багаж.

  4. О каком месяце говорят: «Год кончает, зиму начинает?» Декабрь

  5. День, который настанет после сегодня.... . Завтра

  6. Местонахождение, местожительство. Адрес

  7. Они бывают зимние, и летние, 

Весенние и осенние – 

Ребята все с нетерпеньем их ждут

Скажите, как же их зовут? Каникулы.


Проверьте себя (слайд 3)




3. Создание проблемной ситуации.

Теперь поработаем в четверках. Возьмите карточку №1. Выполните задание по плану.

План работы:

1. Прочитайте слова.

2. Определите, по каким признакам слова можно разбить на группы.

3. Запишите слова в тетради, разбив их на группы.

4. Выделите признаки, общие для каждой группы слов.

На карточках даны слова: письмами, о грибах, деревням, мышами, о письмах, деревнями, мышам, грибами, о деревнях, грибам, о мышах, письмам.

-Кто же может назвать тему урока?

Верно. Тема нашего урока -  Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе. (слайд 4)

-Какие окончания имеют имена существительные во мн. числе в Д.п.,Т.п., П.п.?

Д.п.-    -ам, -ям

Т.п.-    - ами, -ями

П.п.-    - ах, -ях

На доске появляется запись: (слайд 5)

- Итак, цели нашего урока: (слайд 6)

- На какие вопросы отвечают имена  существительные в Д.,Т.,П. падежах?



Физминутка для глаз Слайд 7



4. Игра на закрепление полученного знания.

А сейчас мы немного поиграем. Работаем парами. У вас на столах лежат Атласы-определители. Откройте их на стр. 204-205. Это странички зверьков живого уголка. Прочитайте их названия. Соня прочитает нам интересные факты о Морских свинках, а Артем расскажет интересные факты о хомяках.

Итак, мы будем записывать только имена существительные и только по одному разу. Повторять существительные не надо.

Добавьте себе еще одно слово. Это тоже домашний питомец. Отгадайте.

Клетка в комнате висит,
Чудо птица в ней сидит,
То пронзительно кричит,
То возьмёт, заговорит.
Ну, подумай, угадай,
Что за птица?...(Попугай)

Теперь первый ряд запишет названия зверьков в Д.п. мн.ч., ребята из второго ряда запишут эти же слова в Т.п., а ребята третьего ряда- в П.п. мн.ч.

Записываем, выделяем окончания.

Та группа, которая быстрее выполнит задание, поднимает руку.

Проверка.

  • Д.п. Хомячкам, свинкам, мышам, крысам, попугаям

  • Т.п. Хомячками, свинками, мышами, крысами, попугаями

  • П.п. О хомячках, о свинках, о мышах, о крысах, о попугаях

- Сделаем выводы: Какие окончания нужно писать у имен существительных в Д., Т., П.падежах мн.ч.?

5. Физкультминутка.

-Я буду называть имена существительные и в ед. ч и во мн.ч. в разных падежах. Если услышите существительное 1-го склонения – хлопаем в ладоши, 2-го склонения – подпрыгиваем, 3-го – приседаем.

Слова: школы, метель ручка, апельсин, яблоко, огурцы, линейка, верблюды, слон, печь, тигры, зима, морковь, верблюд, ночи.

6. Работа по учебнику (упр. 272 первые три предложения). Самостоятельно

Работаем с первыми тремя предложениями.

Составьте предложения, поставьте выделенные существительные в нужную падежную форму, оставляя существительные в форме множественного числа. У выделенных существительных выделите окончания и определите падеж.

Кто быстро справится с заданием, сделайте полный синтаксический разбор третьего предложения (подчеркнуть все члены предложения, надписать части речи и выписать словосочетания) и сдайте мне тетрадь на проверку.

Взаимопроверка тетрадей.

Проверка с доской. Слайд.

7. Запишите домашнее задание.

Стр. 142, упр. 274



8. Рефлексия.  Подведение итога урока

-Чему на уроке учились?

-Какие окончания имеют имена существительные в Д., Т., П. падежах во мн.числе?

-Сегодня хорошо, активно поработали и получили «5» следующие ученики:

-Оцените свою работу на уроке.

Поставьте на полях смайлик:

Зеленый – все понравилось, все понял

Желтый – не очень понравилось, что-то не понял

Красный – ничего не понравилось, ничего не понял.

Карточка№1

 Письмами, о грибах, деревням, мышами, о письмах, деревнями, мышам, грибами, о деревнях, грибам, о мышах, письмам.

 План работы:

1. Прочитайте слова.

2. Определите, по каким признакам слова можно разбить на группы.

3. Запишите слова в тетради, разбив их на группы.

4. Выделите признаки, общие для каждой группы слов.

 

  Карточка№1

 Письмами, о грибах, деревням, мышами, о письмах, деревнями, мышам, грибами, о деревнях, грибам, о мышах, письмам.

 План работы:

1. Прочитайте слова.

2. Определите, по каким признакам слова можно разбить на группы.

3. Запишите слова в тетради, разбив их на группы.

4. Выделите признаки, общие для каждой группы слов.



  Карточка№1

 Письмами, о грибах, деревням, мышами, о письмах, деревнями, мышам, грибами, о деревнях, грибам, о мышах, письмам.

 План работы:

1. Прочитайте слова.

2. Определите, по каким признакам слова можно разбить на группы.

3. Запишите слова в тетради, разбив их на группы.

4. Выделите признаки, общие для каждой группы слов.



 Карточка№1

 Письмами, о грибах, деревням, мышами, о письмах, деревнями, мышам, грибами, о деревнях, грибам, о мышах, письмам.

 План работы:

1. Прочитайте слова.

2. Определите, по каким признакам слова можно разбить на группы.

3. Запишите слова в тетради, разбив их на группы.

4. Выделите признаки, общие для каждой группы слов.



© 2023, 326 16