Конспект урока русского языка с презентацией в 4 классе по теме "Имена существительные множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах".
Цели:
Познакомить учащихся с особенностями дательного, творительного, предложного падежей имён существительных множественного числа.
Отрабатывать навык правописаний окончаний имён существительных множественного числа, их правильного употребления в речи.
Развивать зрительную память, орфографическую зоркость.
Воспитывать умение работать в коллективе, группе; умение прислушиваться к мнению своих товарищей; умение объективно оценивать других и себя.
Задачи:
1) Учить:
а) формировать умения правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложных падежах, практические умения проверять и правильно писать безударные окончания имён существительных множественного числа, учить приёмам анализа и синтеза;
б) приводить примеры слов с заданной орфограммой.
2) Развивать:
а) учебную самостоятельность, умение делать выводы по новому материалу на основе опоры на уже изученный,;
б) мышление: умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения;
в) умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы
3) Воспитывать аккуратность.
Планируемые предметные результаты: познакомиться с падежными окончаниями имен существительных в дательном, творительном и предложных падежах множественного числа; научиться правильно склонять существительные во множественном числе; способствовать развитию умения выделять окончания имен существительных в дательном, творительном и предложном падежах, синтаксический разбор предложения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД):
самостоятельно делать выводы
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
ориентироваться в учебном материале:
определять круг своего незнания;
осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;
Работать по заданиям, уметь определять падеж, число имен существительных
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД):
Участвовать в работе группы: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.
Оборудование: Учебник «Русский язык» 4 класс Канакина В.П, компьютер, проектор, раздаточный материал
Ход урока:
Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Мотивирование детей к учебной деятельности.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок.
Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа. (слайд 1)
А начнем мы урок с такой пословицы. (Слайд 2).
Всякое умение трудом дается.
- Как понимаете значение этого высказывания? (Чтобы получить результат нужно упорно трудиться и прилагать усилия).
- Что для нас труд?
- Чем измерим наш труд? (отметками)
- Кто готов сегодня получить отметку «5»?
Словарно-орфографическая работа
- Ребята, запишите себе в тетради число, классная работа. Подчеркните орфограммы.
- Ребята! Сейчас мы вспомним написание некоторых словарных слов. Вы будете разгадывать загадки. Отгадки – наши словарные слова
Его используют для проезда на разных видах городского транспорта. Билет
Сколько месяцев в году?.Двенадцать
Катя в отпуск собралась, На юг, на дикий пляж. Теперь ей нужно не спеша Собрать весь свой....Багаж.
О каком месяце говорят: «Год кончает, зиму начинает?» Декабрь
День, который настанет после сегодня.... . Завтра
Местонахождение, местожительство. Адрес
Они бывают зимние, и летние,
Весенние и осенние –
Ребята все с нетерпеньем их ждут
Скажите, как же их зовут? Каникулы.
Проверьте себя (слайд 3)
3. Создание проблемной ситуации.
Теперь поработаем в четверках. Возьмите карточку №1. Выполните задание по плану.
План работы:
1. Прочитайте слова.
2. Определите, по каким признакам слова можно разбить на группы.
3. Запишите слова в тетради, разбив их на группы.
4. Выделите признаки, общие для каждой группы слов.
На карточках даны слова: письмами, о грибах, деревням, мышами, о письмах, деревнями, мышам, грибами, о деревнях, грибам, о мышах, письмам.
-Кто же может назвать тему урока?
Верно. Тема нашего урока - Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе. (слайд 4)
-Какие окончания имеют имена существительные во мн. числе в Д.п.,Т.п., П.п.?
Д.п.- -ам, -ям
Т.п.- - ами, -ями
П.п.- - ах, -ях
На доске появляется запись: (слайд 5)
- Итак, цели нашего урока: (слайд 6)
- На какие вопросы отвечают имена существительные в Д.,Т.,П. падежах?
Физминутка для глаз Слайд 7
4. Игра на закрепление полученного знания.
А сейчас мы немного поиграем. Работаем парами. У вас на столах лежат Атласы-определители. Откройте их на стр. 204-205. Это странички зверьков живого уголка. Прочитайте их названия. Соня прочитает нам интересные факты о Морских свинках, а Артем расскажет интересные факты о хомяках.
Итак, мы будем записывать только имена существительные и только по одному разу. Повторять существительные не надо.
Добавьте себе еще одно слово. Это тоже домашний питомец. Отгадайте.
Клетка в комнате висит,
Чудо птица в ней сидит,
То пронзительно кричит,
То возьмёт, заговорит.
Ну, подумай, угадай,
Что за птица?...(Попугай)
Теперь первый ряд запишет названия зверьков в Д.п. мн.ч., ребята из второго ряда запишут эти же слова в Т.п., а ребята третьего ряда- в П.п. мн.ч.
Записываем, выделяем окончания.
Та группа, которая быстрее выполнит задание, поднимает руку.
Проверка.
Д.п. Хомячкам, свинкам, мышам, крысам, попугаям
Т.п. Хомячками, свинками, мышами, крысами, попугаями
П.п. О хомячках, о свинках, о мышах, о крысах, о попугаях
- Сделаем выводы: Какие окончания нужно писать у имен существительных в Д., Т., П.падежах мн.ч.?
5. Физкультминутка.
-Я буду называть имена существительные и в ед. ч и во мн.ч. в разных падежах. Если услышите существительное 1-го склонения – хлопаем в ладоши, 2-го склонения – подпрыгиваем, 3-го – приседаем.
Слова: школы, метель ручка, апельсин, яблоко, огурцы, линейка, верблюды, слон, печь, тигры, зима, морковь, верблюд, ночи.
6. Работа по учебнику (упр. 272 первые три предложения). Самостоятельно
Работаем с первыми тремя предложениями.
Составьте предложения, поставьте выделенные существительные в нужную падежную форму, оставляя существительные в форме множественного числа. У выделенных существительных выделите окончания и определите падеж.
Кто быстро справится с заданием, сделайте полный синтаксический разбор третьего предложения (подчеркнуть все члены предложения, надписать части речи и выписать словосочетания) и сдайте мне тетрадь на проверку.
Взаимопроверка тетрадей.
Проверка с доской. Слайд.
7. Запишите домашнее задание.
Стр. 142, упр. 274
8. Рефлексия. Подведение итога урока
-Чему на уроке учились?
-Какие окончания имеют имена существительные в Д., Т., П. падежах во мн.числе?
-Сегодня хорошо, активно поработали и получили «5» следующие ученики:
-Оцените свою работу на уроке.
Поставьте на полях смайлик:
Зеленый – все понравилось, все понял
Желтый – не очень понравилось, что-то не понял
Красный – ничего не понравилось, ничего не понял.
Карточка№1
Письмами, о грибах, деревням, мышами, о письмах, деревнями, мышам, грибами, о деревнях, грибам, о мышах, письмам.
План работы:
1. Прочитайте слова.
2. Определите, по каким признакам слова можно разбить на группы.
3. Запишите слова в тетради, разбив их на группы.
4. Выделите признаки, общие для каждой группы слов.
Карточка№1
Письмами, о грибах, деревням, мышами, о письмах, деревнями, мышам, грибами, о деревнях, грибам, о мышах, письмам.
План работы:
1. Прочитайте слова.
2. Определите, по каким признакам слова можно разбить на группы.
3. Запишите слова в тетради, разбив их на группы.
4. Выделите признаки, общие для каждой группы слов.
Карточка№1
Письмами, о грибах, деревням, мышами, о письмах, деревнями, мышам, грибами, о деревнях, грибам, о мышах, письмам.
План работы:
1. Прочитайте слова.
2. Определите, по каким признакам слова можно разбить на группы.
3. Запишите слова в тетради, разбив их на группы.
4. Выделите признаки, общие для каждой группы слов.
Карточка№1
Письмами, о грибах, деревням, мышами, о письмах, деревнями, мышам, грибами, о деревнях, грибам, о мышах, письмам.
План работы:
1. Прочитайте слова.
2. Определите, по каким признакам слова можно разбить на группы.
3. Запишите слова в тетради, разбив их на группы.
4. Выделите признаки, общие для каждой группы слов.