СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имена существительные общего рода

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

Просмотр содержимого документа
«Имена существительные общего рода»


Тема: «Имена существительные общего рода»

Цели:

  • дать понятие о существительных общего рода;

  •  развивать умения в определении рода и употреблении их в  устной и письменной речи; развивать умения анализировать, выделять главное;

  • создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), воспитать любовь к русскому языку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-практикум.

Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

                                                 Ход урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке. Прежде чем мы с вами приступим к изучению новой темы, давайте проверим домашнее задание.              

II. Этап проверка домашнего задания и актуализации знаний (разборы у доски).

А) Синтаксический разбор (основан на сравнительном анализе двух предложений, расставить знаки препинания, составить схемы).

Б) Разбор по составу (осложнённый): пр…ехал, раз…грать, разг…релись.

В)Словообразовательный разбор: сгореть, старость,.

III Орфографическая разминка (объясняем выбор приставки): 
Приклеить, пригореть, пришкольный, пристанционный, пребольшой, приходящая няня, преходящий успех, приземлиться, прилуниться, прибывать в город, пребывать в городе, прискакать, пренеприятный, преогромный, прекрасный. 
IV Актуализация знаний. IV. Открытие новых знаний.

1. Определите по лексическому значению слово общего рода и запишите его:

а) Человек, которому не сидится на месте. (Непоседа.)

б) Недоучившийся, мало знающий человек. (Недоучка.)

в) Неуклюжий, неловкий человек. (Недотёпа.)

г)Неаккуратный человек. (Неряха.)

На доске записаны предложения. Отгадайте, о ком идет речь – о мальчике или девочке.

1. «Егоза!» - сказала бабушка внуку.

2. Забияка не торопился домой.

- Что обозначают данные слова? (качества людей, лица мужского и женского пола)

V Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала

              Фронтальный опрос.

- Давайте вспомним, что такое род? (грамматическое значение)

- Какие части речи (самостоятельные или служебные) имеют значение рода?     (знаменательные)

- Все ли знаменательные части речи имеют значение рода? (не имеют числительные и наречия)

- Сколько родов в русском языке? (называют)


VI Этап изучения нового материала

Работа с учебником.

- Прочитайте слова, объясните значение слов по толковому словарю. Подумайте, лица мужского или женского пола можно характеризовать этими словами. Он или она? Мой или моя? Неясно.  Учащиеся отвечают на вопросы.

Вывод: Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.  


Синтаксический разбор предложения. 
Мой брат – маленький хвастунишка. 
3) Выписать словосочетание со словом «хвастунишка» и разобрать. О чём сказало окончание прилагательного? 
4) Пунктуационный разбор предложения. 
«Оля, ты настоящая хвастунишка!» - пожурила бабушка внучку. 
5) Выписать словосочетание со словом «хвастунишка» и разобрать его. О чём сказало окончание прилагательного? 

VI.Физкультминутка. 
-Умницы подняли руки вверх, потянулись. Работяги опустили руки, наклонились. Сладкоежки выпрямились, втянули живот. Забияки сели. Красотули тоже сели. Работаем!

Работа с текстом. 
Прочитайте текст, определите стиль, тип речи, основную мысль. Найдите в тексте существительное, которое может называть лиц мужского и женского пола. 

- Итак, имена существительные общего рода являются эмоционально окрашенными словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным образом, в разговорной речи, поэтому не являются характерными для научного и официально-делового стилей речи.

   Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола. Например, врач, доктор, биолог, профессор, архитектор и мн.др.

Вывод: Существительные бывают мужского, женского, среднего и общего рода, а также есть такие существительные мужского рода, которые могут обозначать как мужчину, так и женщину. 

Умница, забияка, белоручка – слова общего рода. Это имена существительные с окончанием –а, -я, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду. Такие существительные называются существительными  ОБЩЕГО рода.

  - Можно ли определить их род? (добавляются опорные слова)

       умница – внук (мужской  род)

       забияка– торопился (а не торопилась), (мужской род)

       белоручка – Маша (женский род)

Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского рода и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского рода. существительными врач, инженертокарь, слесарь и т.п. согласуются в ед.числе только в мужском роде. Поэтому правильно будет: «Нина Петровна окончила педагогический институт в Москве. Сейчас она работает сельским врачом». Слова врач, профессор, архитектор, депутат, экскурсовод, автор, называющие лицо по профессии, роду деятельности, не относятся к существительным общего рода, а являются существительными мужского рода.

К существительным общего рода могут быть отнесены неизменяемые фамилии (Макаренко, Малых, Дефье, Мишон, Гюго и т.п.) и разговорные формы некоторых имен собственных (Саша, Валя, Женя).         

Попробуйте сейчас найти ошибки в предложениях

1) Профессор Миронова рассказал ребятам о том, что его особенно волнует.

2) Нужно проявлять большую заботу о стариках.

3) Она прекрасная врач.

4) Мы радовались успехам одноклассников.

 (Она прекрасный врач.)

Карточка: 
1) Выпишите существительные общего рода: тихоня, пустомеля, разиня, добряк, соня, молодец, человек, врач, профессор, зазнайка, умница. 
2) Составьте с существительными общего рода два предложения, из которых ясно, к какому роду относятся эти существительные в данном контексте. Выделите окончания у тех слов, которые помогают нам это понять. 

VШ.Этап закрепления и применения изученного.

- Составьте 3 предложения с любыми из предложенных слов. Определите род этих существительных.

Сластена, тихоня, растяпа, недотёпа, зевака, недоучка, умница, зубрила, выскачка, плакса,грязнуха,злюка,задира, сорвиголова, неряха.

IX.Этап информации о домашнем задании

1 вариант - Составьте предложения с любыми 4 словами общего рода вначале с положительной оценкой, затем - с отрицательной: ябеда, трудяга, зазнайка, плакса, тихоня, умница.

X.Этап подведения итога урока.

- Ребята, почему в русском языке появились слова общего рода?»

Вывод: качественные характеристики человека относятся к лицам и женского и мужского полов, поэтому и появились такие слова – общего рода.

XI.Оценки с комментариями

-  Молодцы, ребята! Спасибо за урок. До свидания! IV. Открытие новых знаний.