Тема: «Имена существительные общего рода»
Цели:
дать понятие о существительных общего рода;
развивать умения в определении рода и употреблении их в устной и письменной речи; развивать умения анализировать, выделять главное;
создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), воспитать любовь к русскому языку.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-практикум.
Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке. Прежде чем мы с вами приступим к изучению новой темы, давайте проверим домашнее задание.
II. Этап проверка домашнего задания и актуализации знаний (разборы у доски).
А) Синтаксический разбор (основан на сравнительном анализе двух предложений, расставить знаки препинания, составить схемы).
Б) Разбор по составу (осложнённый): пр…ехал, раз…грать, разг…релись.
В)Словообразовательный разбор: сгореть, старость,.
III Орфографическая разминка (объясняем выбор приставки):
Приклеить, пригореть, пришкольный, пристанционный, пребольшой, приходящая няня, преходящий успех, приземлиться, прилуниться, прибывать в город, пребывать в городе, прискакать, пренеприятный, преогромный, прекрасный.
IV Актуализация знаний. IV. Открытие новых знаний.
1. Определите по лексическому значению слово общего рода и запишите его:
а) Человек, которому не сидится на месте. (Непоседа.)
б) Недоучившийся, мало знающий человек. (Недоучка.)
в) Неуклюжий, неловкий человек. (Недотёпа.)
г)Неаккуратный человек. (Неряха.)
На доске записаны предложения. Отгадайте, о ком идет речь – о мальчике или девочке.
1. «Егоза!» - сказала бабушка внуку.
2. Забияка не торопился домой.
- Что обозначают данные слова? (качества людей, лица мужского и женского пола)
V Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала
Фронтальный опрос.
- Давайте вспомним, что такое род? (грамматическое значение)
- Какие части речи (самостоятельные или служебные) имеют значение рода? (знаменательные)
- Все ли знаменательные части речи имеют значение рода? (не имеют числительные и наречия)
- Сколько родов в русском языке? (называют)
VI Этап изучения нового материала
Работа с учебником.
- Прочитайте слова, объясните значение слов по толковому словарю. Подумайте, лица мужского или женского пола можно характеризовать этими словами. Он или она? Мой или моя? Неясно. Учащиеся отвечают на вопросы.
Вывод: Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.
Синтаксический разбор предложения.
Мой брат – маленький хвастунишка.
3) Выписать словосочетание со словом «хвастунишка» и разобрать. О чём сказало окончание прилагательного?
4) Пунктуационный разбор предложения.
«Оля, ты настоящая хвастунишка!» - пожурила бабушка внучку.
5) Выписать словосочетание со словом «хвастунишка» и разобрать его. О чём сказало окончание прилагательного?
VI.Физкультминутка.
-Умницы подняли руки вверх, потянулись. Работяги опустили руки, наклонились. Сладкоежки выпрямились, втянули живот. Забияки сели. Красотули тоже сели. Работаем!
Работа с текстом.
Прочитайте текст, определите стиль, тип речи, основную мысль. Найдите в тексте существительное, которое может называть лиц мужского и женского пола.
- Итак, имена существительные общего рода являются эмоционально окрашенными словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным образом, в разговорной речи, поэтому не являются характерными для научного и официально-делового стилей речи.
Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола. Например, врач, доктор, биолог, профессор, архитектор и мн.др.
Вывод: Существительные бывают мужского, женского, среднего и общего рода, а также есть такие существительные мужского рода, которые могут обозначать как мужчину, так и женщину.
Умница, забияка, белоручка – слова общего рода. Это имена существительные с окончанием –а, -я, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду. Такие существительные называются существительными ОБЩЕГО рода.
- Можно ли определить их род? (добавляются опорные слова)
умница – внук (мужской род)
забияка– торопился (а не торопилась), (мужской род)
белоручка – Маша (женский род)
Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского рода и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского рода. существительными врач, инженер, токарь, слесарь и т.п. согласуются в ед.числе только в мужском роде. Поэтому правильно будет: «Нина Петровна окончила педагогический институт в Москве. Сейчас она работает сельским врачом». Слова врач, профессор, архитектор, депутат, экскурсовод, автор, называющие лицо по профессии, роду деятельности, не относятся к существительным общего рода, а являются существительными мужского рода.
К существительным общего рода могут быть отнесены неизменяемые фамилии (Макаренко, Малых, Дефье, Мишон, Гюго и т.п.) и разговорные формы некоторых имен собственных (Саша, Валя, Женя).
Попробуйте сейчас найти ошибки в предложениях
1) Профессор Миронова рассказал ребятам о том, что его особенно волнует.
2) Нужно проявлять большую заботу о стариках.
3) Она прекрасная врач.
4) Мы радовались успехам одноклассников.
(Она прекрасный врач.)
Карточка:
1) Выпишите существительные общего рода: тихоня, пустомеля, разиня, добряк, соня, молодец, человек, врач, профессор, зазнайка, умница.
2) Составьте с существительными общего рода два предложения, из которых ясно, к какому роду относятся эти существительные в данном контексте. Выделите окончания у тех слов, которые помогают нам это понять.
VШ.Этап закрепления и применения изученного.
- Составьте 3 предложения с любыми из предложенных слов. Определите род этих существительных.
Сластена, тихоня, растяпа, недотёпа, зевака, недоучка, умница, зубрила, выскачка, плакса,грязнуха,злюка,задира, сорвиголова, неряха.
IX.Этап информации о домашнем задании
1 вариант - Составьте предложения с любыми 4 словами общего рода вначале с положительной оценкой, затем - с отрицательной: ябеда, трудяга, зазнайка, плакса, тихоня, умница.
X.Этап подведения итога урока.
- Ребята, почему в русском языке появились слова общего рода?»
Вывод: качественные характеристики человека относятся к лицам и женского и мужского полов, поэтому и появились такие слова – общего рода.
XI.Оценки с комментариями
- Молодцы, ребята! Спасибо за урок. До свидания! IV. Открытие новых знаний.