СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имена существительные общего рода

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имена существительные общего рода. Конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Имена существительные общего рода»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Класс:

Тема: «Имена существительные общего рода»

Цель: научить определять род имён существительных, выделять имена существительные общего рода.

Задачи: 1. Сформировать умение определять род существительного.

2. Развить грамотную речь.

3. Воспитать стремление к новым знаниям.

Оборудование: учебник Русского языка Т.Г. Рамзаевой

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Организационный момент

1 мин

Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку

Дети приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Проверка домашнего задания

3 мин

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Как определить род имён существительных?

-А теперь расскажите это правило друг другу.

-Поднимите руку, кто правильно рассказал правило.

-Приведите примеры имён сущ-х женского рода (среднего рода, мужского рода)

Фронтальный опрос обучающихся

Работа в парах



Ответы обучающихся.

Актуализация знаний


5 мин
















I-Запишите число.

-Минутка чистописания.

(запись букв У, у, соединений их с гласными)

-Запишем словарные слова с этой буквой и выделим орфограммы:

Ученик, учитель, суббота, дежурный, русский.

-Какие пословицы об ученье вы знаете?

-Я приготовила вам новую пословицу:

Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

-Объясните её смысл. Запишите пословицу.

II.-Перед вами слова (на доске). Разделите их на группы и запишите в таблицу, объяснив свой выбор.

Ветер, облако, ворона, снегирь, синица, молоко.

-Сколько вы выделили групп? Какие? (3 группы по родам, но могут и предложить 2 группы-одушевлённые и неодушевлённые, сначала проверяем варианты ответов на вопрос о количестве групп, затем уточняем, что выписывают слова по родам)

-Проверим (самопроверка)

Работа в тетрадях.



Запись словарных слов у доски и в тетрадях с выделение орфограмм



Обучающиеся объясняют смысл пословицы и записывают её в тетрадь.

Обучающиеся распределяют слова в 3 группы по родам и самостоятельно их записывают



Самопроверка

Объяснение нового материала (определение темы и цели урока)

5 мин



















-Какие человеческие качества вам нравятся в людях? Почему?

-Хочу вам прочитать одно стихотворение – загадку Я.Акима:

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем ни за что не поделится-

Имя тому подходящее дадено,

Даже не имя, а прозвище: ……. (жадина)

-В каком значении употреблено слово безделица? (маленькая, не очень важная вещь)

-Разберём это слово по составу.

-Какой частью речи является слово жадина? (сущ-е)

-Определите род этого сущ-го. (затрудняются, т.к. не хватает знаний, в споре должны сделать вывод, что это слово можно применить и к ж.роду и к м.роду)

-Такие слова называются имена сущ-е общего рода.

-Но у них мы тоже можем определить род. А как? (если речь идёт о лицах женского рода: маленькая жадина, то ж.р; а если речь идёт о лицах мужского рода: маленький жадина, то м.р.)

-Прочитаем правило.

-Правильно ли мы сделали вывод?

- Попробуйте сами назвать имена сущ-е общего рода.

Ответы обучающихся


Обучающиеся слушают стихотворение-загадку, отгадывают и объясняют значение слова безделица, разбирают его по составу







Пытаются определить род слова жадина



Читают правило


Ответы обучающихся

Закрепление изученного материала.

10 мин


I.Составьте (устно)из слов предложение (Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит).

-Что мы записали? (пословицу) Объясните её смысл.

-Найдите имена сущ-е и определите их род.

-Как определили род у слов знайка и незнайка? (никак, не понятно по тексту)

-Переделайте это предложение (можно добавить слова), чтобы эти слова стали мужского рода (мальчики делают) и женского рода (девочки делают).

-Прочитайте. Объясните свой вариант решения этой проблемы.

II.-Для закрепления наших знаний выполним задание из учебника.

-Прочитайте задание.

-Какое задание надо выполнить?

-Будем писать эти предложения на доске и в тетрадях, у выделенных сущ-х определять род.

Обучающиеся устно составляют из слов предложение, объясняют пословицу, находят слова общего рода и пытаются определить у них род


Письменные ответы обучающихся, запись переделанных предложений в тетрадь.


Фронтальный опрос (проверка)

Ответы обучающихся у доски, запись предложений в тетрадях

Физминутка

1 мин

- Проделайте зарядку для глаз.

Физминутка

Закрепление материала

10 мин

III.- А теперь поработаем в парах и закрепим наши знания.

-Я предлагаю вам слова, а вы выписываете их, посовещавшись в парах: 1 ряд-слова только ж.р.; 2 ряд- слова только м.р., 3 ряд- слова только ср. рода.

(ложь, оконце, яма, автобус, гараж, правда, замок, гнездо, метро)

-Проверим (самопроверка)

IV.Самостоятельная работа (на листочках записано задание)

1. Определите род имён сущ-х.

1 вариант. Кольцо, птица, самолёт, белочка, хлеб, хлебушко.

2 вариант. Крыльцо, сорока, вертолёт, зайчиха, зайчонок, яблоко

2. Определите род у выделенных имён сущ-х.

1 вариант:

Ваня сегодня такой умница! Выскочка Елена мешала нам на уроке работать!

2 вариант:

Грязнуля Серёжа не моет утром лицо и руки. А чистюля Марина всегда опрятно одета.

-Проверим (взаимопроверка)

Работа в парах




Самопроверка



Самостоятельная работа






Взаимопроверка

Итог урока. Самоанализ и самооценка. Рефлексия.

3 мин

Самоанализ:

-Закончите предложения:

-Мне важно уметь правильно определять род имён существительных для того, чтобы ….

-Достигли ли мы цели урока?

-Каким образом мы можем еще дополнить свои знания после урока?

Оцените свою работу на уроке:

-поставьте знак V, если справился с заданием самостоятельно на «отлично»,

-знак +, если справился с заданием «хорошо», но мне помогали;

-знак!, если не смог справиться с заданием, как хотелось. Мне ещё надо поучиться.

-Чтобы узнать, как изменились наши знания в конце урока, поставьте соответствующий символ на полях в тетради

-Каким образом мы можем еще дополнить свои знания после урока?

Обучающиеся ставят соответствующий символ







Ответы обучающихся.

Домашнее задание

2 мин

Упр. 453

Запись задания в дневниках