3. Лингвистическая разминка. | -Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенные буквы, определите: слов какой части речи больше всего в этом стихотворении. Ш..пот, ро..кое дыханье, Трели сол..вья, Серебро и колыханье Сонного руч..я. Свет ноч(?)ной. Ноч(?)ные тени, Ряд волшебных изм..нений Милого лица… -Итак, сегодня мы повторим то, что уже знаем об имени существительном, и продолжим изучать новое об этой части речи. |
5. Работа по теме урока. | 1.Отгадайте, о ком идёт речь – о девочке или мальчике. Вот подходит к детворе, Затевает драку. Все боятся во дворе Так… забияку. -Как вы думаете, какое окончание должно быть у местоимения – ого- или –ую? -К какому же роду относятся имена существительные типа: забияка, задира, плакса, непоседа, соня? Проверьте себя по учебнику. 2.Чтение § 41. -Что ещё вы узнали, прочитав § 41? 3.Наблюдение (устно упражнение 229). -Прочитайте вслух. Запишите 1-е и последнее предложения. -Все ли существительные общего рода в этих предложениях характеризуют человека с отрицательной стороны? |
6. Тренировочные упражнения. | 1.Игра «Хлопки». Задача: учитель называет имена существительные, а учащиеся хлопают в ладоши, если это существительное общего рода. Счастье, неженка, жестокость, берёза, задира, разоренье, лодырь, недотрога, копуша, племя, умница, молодчина. 2. Рабочая тетрадь – упражнение 16, страница 22. -Подчеркните существительные общего рода. 3.Творческая работа. Цель: расширить знания учащихся о существительных общего рода. Обращаюсь к ученикам: -Женя, подойди, пожалуйста, ко мне. -Саша, напиши на доске своё полное имя. -Догадались? Женями и Сашами называют не только мальчиков, но и девочек. Это неофициальные имена. Они тоже относятся к существительным общего рода. -Какие ещё подобные имена вы знаете? (Паша, Шура, Валера, Валя, Сима…) Задание: вам предстоит сочинить шутливое четверостишие в адрес одноклассников, употребив существительные общего рода (например, соня, плакса, рёва, жадина, молодчина, умница, тихоня и др.) 4.Упражнение 231. Цель: совершенствовать умение согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными. 5.Самостоятельная работа. -Какой род у существительных, отмеченных цифрами? 1 – мужской; 3 – общий (в тексте – мужской); 2 – женский; 4 – общий (в тексте – женский). 1 1) Ай да Мурочка, 2 Ай да умница. 3 4 2)Бедный Федотка – сиротка, Плачет несчастный Федотка. 3)Ты один не умывался, 5 И грязнулею остался, И сбежали от грязнули 6 7 И чулки, и башмаки. (Ключ: 1-2 2-4 3-1 4-3 5-3 6-1 7-1) |