Открытый урок на тему:
Подготовила:
Учитель начальных классов
Абдулхамидова Н.А.
Цель: дать понятия нарицательных и собственных имен существительных.
Задачи:
повторить ранее изученный материал об имени существительном;
формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);
развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;
воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, воспитание самостоятельности, объективности в оценивании себя.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный
Форма урока: урок-путешествие
Оборудование: карта города (Приложение 1), маршрутный лист (Приложение 2), мультимедийный проектор. Презентация
Целевые установки:
Предметные:
- Формировать представление учащихся об основном назначении имен
собственных как названий единичных предметов;
- познакомиться со значением понятий «имена собственные» и «имена
нарицательные»;
- понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.
Метапредметные:
- развивать речь учащихся при работе с предложениями и текстом
Личностные:
- уметь использовать разные варианты собственного имени лица в
конкретных ситуациях общения
Эпиграф к уроку: Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего. К. Д. Ушинский. Слайд 2
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие.
II. Актуализация знаний
- Сегодня мы совершим путешествие в замечательную страну Морфологию.
- Кто может пояснить, что это за страна? Что изучает этот раздел науки?
Морфология (лингвистика) — раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов.
Слайд 3- Маршрут нашего путешествия указан в ваших маршрутных листах. Переплывем озеро и прибудем в пункт назначения – город Имя Существительное. В этом городе мы бываем часто, но нам нужно его узнавать ближе шаг за шагом. Помощником в нашем путешествии будет карта города, улицы которого мы постараемся расшифровывать каждый урок. Итак, правила путешествия: не шуметь, помогать, красиво и грамотно отвечать и писать. А самое главное – вы должны участвовать в выполнении заданий.
Но прежде чем мы тронемся в путь, нужно выполнить задание – не большое, но очень важное: открыть тетради, записать число, классная работа.
III Минутка чистописания. Слайд 5
- Посмотрите на данную запись, если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
- К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу и начинающиеся на букву м:
Большой – маленький
Сухой - мокрый
Война - мир
Глубокий - мелкий
Старый - молодой
- Значит, сегодня мы будем писать букву м. Запишите маленькую букву м до конца строки. Придумайте свою пару слов к данному заданию (помогать-мешать, твердый – мягкий, гладить – мять и т.д)
- И помните, расшифровать карту можно только при соблюдении правил путешествия: красиво и грамотно писать. Заполните маршрутные листы. Запишите свою фамилию и имя. По ходу работы над заданиями выставляете себе балл за каждое правильно выполненное задание. Количество баллов за ответ указано в маршрутном листе. Готовы?
IV Работа по теме урока
Слайд 5. Вместе сядем в катер, соберем рюкзак
Карта, компас, лупа – как любой моряк –
Знания в багаж, почтовых голубей...
Пусть нам завидует Джек Воробей!
У каждого из нас маршрутный лист,
На остановках нас ждут задания.
Должны мы улицу сию пройти
И разгадать загаданное таяние.
- Чтобы катер тронулся с места, нужно выполнить 1 задание.
1. “Четвертое лишнее” - устно: слайд 6
жёлудь, пчёлы, шёлк, шорох;
цыган, цыплёнок, цифра, цыкнуть;
врача, фальши, товарища, роща.
- Кто ответил, выставляет себе баллы.
- Ну что, ребята, в путь!
- Вот мы и подъехали к городу.
2. “Синтаксический причал”.
Слайд 7. Синтаксический причал
Нас непременно повстречал,
Задание припас для нас-
Должны исполнить в тот же час!
Маршрутный лист, перо в руке –
Работа синтаксическая.
Выполняем, но при этом –
Настроение лирическое.
Задание 2 – запишите предложение:
Слайд 8. В мамином сердце всегда горит любовь к малышу.
Вопрос 1
Внимание ваше обращено
На предложение, в котором
Какой части речи особо полно?
Скажем?! Попробуем?!
(Имя существительное - перечислим)
Вопрос 2
Чем в предложении чаще всего
Может быть существительное?
На этот причала вопрос Слайд 8(2).
Ответьте незамедлительно! (Подлежащее и дополнение – подчеркнем их)
- Выполнили задание, идем дальше по карте. Перед нами замок. От него уходят группы улиц. Подойдем к уже знакомой улице – Одушевленности слайд 9
3. Улица “Одушевленности”.
Синтаксический причал покинув,
Выполнив задачи без ошибок,
Ждет нас увлекательное путешествие
По улице удач, пятерок и улыбок
Маршрутный лист подсказывает нам
О том, что вышли к улице Одушевленности,
На которой притаилось задание.
- Слушаем вопрос: расскажите, какие существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными. Кто ответил – ставьте себе балл. (Дополнительный вопрос)
Задание 3.
Вот суть задания –
Имена существительные
Одушевленные и неодушевленные
В тексте найти и выписать,
Распределив на два столбика
слайд 10. Я помню руки матери моей,
и я хочу, чтоб повторяли дети:
“Натруженные руки матерей,
Cвятее вас нет ничего на свете!”.
Н. Рыленков
Проверь себя. Слайд 11.
Постановка темы и целей.
- Какова тема нашего сегодняшнего урока? «Собственные и нарицательные имена существительные»
- Цели? Чему мы научимся на уроке? Будем учиться отличать собственные имена существительные от нарицательных.
III. Изучение нового материала
- Прошли улицу Одушевленности. Перед нами новая улица, неизведанная, которую хочется узнать, расшифровать. Ну что, идем? Посмотрите, кто к нам идет навстречу? Это же Иван-царевич – герой русских народных сказок. Что-то грустно ему, может помощь нужна? Спросим его?
Слайд 12
- Шел я по лесу домой и повстречался мне медведь. Задал мне медведь такой вопрос. Существительное медведь собственное или нарицательное? Я задумался, ответа я не знаю, вот и блуждаю, из леса в город пришел, а дорогу найти не могу. Помогите!
- Поможем? Поможем. Все вместе расшифруем, что же это за улица.
1.“Собственные и нарицательные существительные”.
Работа на доске
Итак, запишем слово – медведь. Как назовем?
Какие животные живут у вас дома?
А какую кличку вы им дали?
У вас в классе есть девочки и мальчики, записываю.
Какое имя девочки вам нравится, а мальчика?
Вы живете в городе или деревне? В каком?
Я записала слова в 2 столбика. А можете объяснить почему?
медведь | Миша |
собака | Гром |
кошка | Федор |
мальчик | Саша |
Девочка Город | Катя Болотное |
В 1 столбике слова называют однородные предметы – это нарицательные существительные, 2 столбик – единичные – это собственные.
Еще раз посмотрим на записанные слова, скажите, к каким существительным отнесем слова из 1 столбика? Почему? (Нарицательные, так как называют однородные предметы). Слова 2 столбика? Почему? (Собственные, так как называют единичные предметы).
Сможем ли мы теперь помочь Ивану-царевичу? Слово медведь – какое существительное?
Физ.минутка
Давайте немного поработаем в парах.
IV. Закрепление. (Карточка 1)
Задание 4: посмотрите на слова и исправьте ошибки? (Приложение 4)
скаска | “Колобок” |
журнал | “мурзилка” |
горот | Куйбышев |
река | Валга |
озеро | Бойкал |
Проверь себя. Слайд | 13 |
Медленными шагами мы продвигаемся по улице, уже и дорога видна, нельзя уйти, не выполнив задание.
Задание 5 – найдите соответствие и запишите в столбик – самостоятельно. (Карточка 2)
Улица Мира.
Кинофильм “Дневной Дозор”.
Сказка “Теремок”.
Шоколад “Белочка”.
Яхта “Беда”.
Газета “Свежий ветер”.
Город Кемерово.
Проверь себя. Слайд 14
Дополнительный вопрос – Какие из этих существительных являются нарицательными, а какие собственными?
2. Дорога “Любопытных”.
Задание 6. Даны слова: слайд 15
Сережка, костер –
Составим словосочетание.
Одно с нарицательным,
А другое с собственным.
(Золотая сережка, приветливый Сережка, яркий костер, интересный “Костёр”)
Выполним задание 7 – запишем упражнение19, стр 19, самостоятельно, а затем проверим.
Дополнительный вопрос - А кто-нибудь знает или может догадывается, почему эти две улицы соединены между собой? Я приглашаю вас в замок, где есть необычный музей. Послушаем рассказ, который называется “А вы об этом знали?”. Слайд 16
Спасибо за интересный рассказ. Из него мы узнали, что некоторые имена собственные стали нарицательными существительными.
V. Подведение итогов.
Задание 8.
Какие существительные называются собственными? Пример
Какие нарицательными? Пример.
Подсчитаем свои баллы за ответы и поставим оценки. Слайд 17
Наша дорога подошла к концу,
На остановке самой последней,
на карте отмечена точка пути.
Путь пройден. Тайна разгадана
Путешествие удалось.
Все собрано. Вещи уложены,
Чтоб завтра нам все же пришлось...
Пришлось и хотелось увидеться
В Великой стране Языка!
VI. Домашнее задание
Подберите слова, которые получили свои названия от собственных имен существительных. Слайд 18