СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя числительное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хорошо. Молодец 

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное»

Урок русского языка в 6 классе



Тема урока: Имя числительное как часть речи

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель урока: дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы; на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре; способствовать развитию культуры речи учащихся.

 Целеполагающие задачи:

  • предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям «числительное», его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции, дать определение понятиям «порядковое числительное», «количественное числительное»,» и выявлять отличия между ними.

  • Метапредметные: обучающиеся смогут анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества, распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные: приводить примеры.

  • Личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; стремление к речевому совершенствованию.

Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс», М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др М., «Просвещение», 2014г



Ход урока

1.Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению новой темы, какой, вы скажете мне позже сами

- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активным на уроке? Итак, начнём.

СТАДИЯ ВЫЗОВА.

2.Разминка. Выход на тему урока.

На доске записаны пословицы. Прочитайте их и вставьте пропущенные слова.

…раз отмерь – … раз отрежь.

Не имей … рублей, а имей … друзей.

…ум хорошо, а … ума лучше.

– Подумайте, на какие вопросы отвечают эти слова? Какой частью речи являются? Что будет предметом нашего исследования?

Ответы учеников.



- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы.

1). Познакомиться с именем числительным как…;

2). Учиться отличать имя числительное … .



  • Имена числительные часто употребляются в речи. И это подтверждается большим количеством пословиц и фразеологизмов, в которых они используются. Например: Один ум хорошо, а два ума лучшеКак две капли воды, наговорить с три короба, в два счёта.

3.Приём «верные и неверные утверждения»

- Прежде, чем мы познакомимся с числительными, попробуйте угадать, какие они, слова этой части речи. У вас на столах лежат таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что …». Если «да», то ставите «+», если «нет», то «-».

Утверждения:

1 … имена числительные отвечают только на вопрос «сколько?»

2 … имён числительных в русском языке очень немного?

3 … имена числительные изменяются по падежам?

4 … все числительные можно записать цифрами?

5 … эта часть речи в предложении может быть только определением?

6 … числительные имеют общие признаки с существительными?

7 … они имеют общие признаки с прилагательными?

8 … можно прожить день, не встретив ни одного числительного?

9 … числительное может состоять из трёх слов?

- Мы вернёмся к нашим предположениям в конце урока и проверим, в чём мы были правы, а где наше мнение изменилось.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.

Запишите пословицы, ответьте на вопросы



1) Здоровье за сто рублей не купишь.

2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.

3) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

4) У семи нянек дитя без глазу.



- Какие слова обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? (сто, семь)

  • Обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой? (первой)

Вывод: числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов или число – количественные, а числительные, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают порядок предметов при счёте –порядковые

- Сейчас нашим помощником станет учебник М.М.Разумовской

Учащиеся читают п. 49

Чтение текста с пометками:

+ я это знал;

- я это не знал;

! это меня удивило;

? хотел бы узнать подробнее.

Прочитав текст, вы многое узнали о числительном. Теперь составим таблицу, выписывая основные положения из текста.

Учащиеся вслух зачитывают то, что у них получилось. Учитель отвечает на возникшие вопросы.

- Подведём итоги нашего знакомства с числительным. Обобщите в одном предложении всё, что теперь вы знаете об этой части речи.

Ученики обобщают изученное, например: Числительное – это часть речи, обозначающая количество предметов при счёте или их порядок, изменяется по падежам, может быть любым членом предложения.

РЕФЛЕКСИЯ.

4.Обращение к таблице «Верные и неверные утверждения».

- Чтобы выяснить, не ошиблись ли мы в своих предположениях, вновь обратимся к таблице, которую вы заполнили в начале урока. Я снова прочту утверждения, а вы в третьей колонке поставите «+» или «-».

Заполнение третьей колонки.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.



- Какие числительные вам запомнились?

  • Определите их разряд.

5.Обсуждение.

1) – Ребята, посмотрите на ряд записанных слов:

Одинокий, одиночество, одноклассник, одноэтажный, однолетний, один, одиннадцать.

- Все ли эти слова являются именами числительными?

- А какие из этих слов имена числительные?

- Ребята, имена числительные можно записать словами и цифрами (один – 1, одиннадцать – 11), а другие части речи – только словами.

- Запишите слова и определите части речи в этом ряду.

( сущ.,прилаг., числ.)

- А можно ли эти слова назвать однокоренными? Какой у них одинаковый корень? А есть ли в этом ряду сложные слова? Обозначьте в них второй корень.

  • Итак, в русском языке есть части речи с числовым значением, но по вопросу мы научимся их различать.

6.Приём «СИНКВЕЙН».

- Мы сегодня только начали знакомиться с числительным. Пора подвести итоги. Я предлагаю сделать это в синквейне.

Пятистишие:

Тема

2 прилагательных, описывающих тему

3 глагола, характеризующих действие

Фраза из 3х слов

Синоним к теме

Пример синквейна:

Имя числительное

Количественное, порядковое

Помогает, считает, определяет

Изменяется по падежам

Часть речи

ИТОГ УРОКА



- С какой частью речи вы сегодня познакомились?

- Что вы узнали о числительном как о части речи?

- Какие разряды числительных вам известны? Приведите примеры.

- Как отличить числительное от других частей речи?

- Что осталось непонятным?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Составить ребусы с числительными, подобрать пословицы с числительными,

упр. 592.