3 | Постановка проблемы | Осознание границы «знаю», «не знаю» Синтаксическая пятиминутка: | -Эта часть речи вам знакома? - Что вы знаете о числительном? - Как вы думаете, на какие вопросы отвечает имя числительное? - Попробуйте разделить данные числительные на две группы? - Почему вы выполнили задание по-разному? - По-вашему, каким членом предложения является имя числительное? - Давайте определим тему сегодняшнего урока? Слово учителя: Итак, ребята, в предложении, которое вы разбирали, вам встретилась новая для вас часть речи – имя числительное (первый). Вы учитесь уже в шестом классе, и все эти годы практически на всех уроках: математике, географии, истории и даже физкультуре вы постоянно сталкиваетесь с огромным количеством разных чисел. Даже на уроках русского языка, когда вы записываете число, номер упражнения, когда я прошу вас найти в учебнике какой-то параграф или какое-то упражнение, вы, сами того не подозревая, регулярно обращаетесь к числительным. И в своей повседневной жизни вы тоже не можете обойтись без этой замечательной, незаменимой части речи. Давайте на минуту представим, что было бы с нами, если бы вдруг исчезли числительные. (Ответы учеников). Итак, в стране Морфологии, изображённой на карте (слайд №5) есть ещё одна, пока ещё не изученная вами часть речи – имя числительное. А откуда взялась эта часть речи, когда она появилась в русском языке? Об этом вам расскажут ребята, которые нашли интересные факты из истории числительных. | - да - Самостоятельная часть речи, обозначает число Делят на группы числительные: шестой, восемьсот, двенадцать, двадцать шестая, сто тридцать семь, шесть, двести сорок пятое, сорок восемь, пятисотый, двенадцатый, семьдесят, первый - Имя числительное как часть речи | Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний и осознание необходимости нового знания. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
5 | Изучение нового материала. Решение учебной задачи | 3 мин 2 мин 5 мин 5 мин. 2 мин 5 мин | Чтение эпиграфа: Работа в группах «Открытие» приема распознавания количественных и порядковых числительных Работа в группах «Открытие» приема различения имен числительных от других частей речи Знакомство с историей происхождения числительных Физкультминутка Работа в группах | Я каждый день и каждый час Сказать готово, сколько вас, И я могу, имей в виду, Сказать, который ты в ряду. П.Чесноков.(слайд №6) - Вспомните, на какие вопросы вы отвечали в начале урока? - Значит, имя числительное отвечает на вопросы… - Что обозначает имя числительное? - Попробуйте в группах сформулировать определение - Откройте учебник на страницу 145. - Правильно ли вы сформулировали определение? -Теперь внимательно смотрим на слайд. Что ещё вы можете сказать об именах числительных, смотря на эти рисунки? - Какой сделаем вывод? -Давайте-ка определим разряды имён числительных, которые вы использовали в ответе в начале урока. -Вспоминаем определение. Там, кроме того, что имена числительные делятся на количественные и порядковые, что мы ещё узнали? - Давайте мы это проверим в деле - Ребята, вы раньше склоняли имена числительные по падежам? А не кажется ли вам странным то, как просто вы изменили числа по падежам? Как вы думаете, почему? (знакомит с историей числительных) Сообщение 4 подготовленных учеников «Из истории возникновения числительных» (слайды №7,8,9, 10) 1 ученик: Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далёкий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из выводка плавающих уток – одну птицу, из колоса с зёрнами – одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много». Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далёкий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять и т.д. В древнерусском языке первоначально отсутствовала такая часть речи, как числительное. 2 ученик: Для обозначения количества использовались прилагательные и существительные. Выделение числительного как части речи начинается с 14 века, в 17 веке такая часть речи уже, бесспорно, есть, но не со всеми современными особенностями, а вот с 18 века числительное окончательно оформляется как часть речи. В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов, обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть, семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча. Все остальные слова образовались из комбинации приведённых выше слов. Большое количество обозначалось с помощью слов тьма, легион, ворон, колода. 3 ученик: Числительные – очень интересная категория слов. Что же это такое? Этот интересный вопрос заставляет нас обратиться к истории языка. Например, все мы знаем, что, начиная с одиннадцати и кончая двадцатью и тридцатью, числительные имеют необычное сочетание - ДЦАТЬ - , которое в других числительных не встречается. Числительные второго десятка создавались на основе уже имеющихся первых десяти, что как нельзя лучше говорит о действии закона экономии. Наши предки считали: один на десяте, т.е. один плюс к десяти, два над десятью. Постепенное слияние трёх слов в одно и дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать. 4 ученик: А вот история слова миллион ещё интереснее. Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова «мили», означающего «тысяча», и «оне», соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ИЩ- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову ТЫСЯЧИЩА. - Перед нами возникает ещё одна задача. Как же можно отличить имя числительное от других частей речи. (слайды №11,12, ) Слайд 13 Морфологический бой. (Учитель называет слова, а ученики определяют, какая это часть речи) Двойник, три, пятиэтажный, двадцать два, трёхместный, двойка за ответ, столетний, пятидесятый, утроить, пятак, семнадцатый. Определение синтаксической роли числительных: слайд №14 - И последнее, что мы должны узнать об именах числительных за этот урок – это его синтаксическая роль в предложении. - Какой вывод сделаем? | - Сколько? Какой? -Число, количество Пишут определение в группах, сопоставляют с научным определением. - В первом рисунке видим цифры один, два, три, а во втором рисунке – первый, второй. Вывод: имена числительные делятся на количественные и порядковые? Определяют разряды числительных. Работа с карточкой. - имена числительные изменяются по падежам Изменяют по падежам слова шесть, шестой -они похожи на имена сущ. и им. прил. Делают синтаксический разбор предложений Вывод: имена числительные могут быть разными членами предложения. Найти лишнее Два, второй, удвоить. Три, тройка, тринадцатый. Семидневный, семь, семидесятый. - По вопросу - имена числительные можно написать цифрами и прописью, а другие части речи только прописью. Делают синтаксический разбор предложений Вывод: имена числительные могут быть разными членами предложения. | Познавательные: установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Умение определять оптимальные способы решения учебной задачи. Умение анализировать, обобщать, делать выводы. Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция. Личностные: социальное сотрудничество, обмен опытом, знаниями с другими. Коммуникативные: умение уважительно относиться к позиции другого человека, договариваться, выражать свои мысли с достаточной точностью. Познавательные: умение анализировать, обощать, сравнивать. Коммуникативные: участвовать в диалоге, оформлять свои мысли в устной и письменной речи Личностные: навыки сотрудничества, эмоционально-нравственная отзывчивости Регулятивные: уметь соотносить правильность выполнения действия со словестной инструкцией и правильно оценить действия. Познавательные: ориентироваться в информации. Регулятивные: уметь анализировать и оценивать результат своей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, оформлять свои мысли в устной и письменной речи; уметь обращаться с вопросом к учителю и сверстнику. |
6 | Закрепление | 2 мин | Работа в группах. Истолкование значения пословицы. Выполнение творческих заданий. Обобщение полученных знаний при помощи кластера. | - Пришло время закрепить новые знания. Для этого выполним упражнения. Вам даны упражнения разной сложности: под звёздочкой – это задание повышенного уровня, при его выполнении вы ещё углубите свои знания о числительных. Под квадратом – это совсем простенькое задание, где вы ещё раз можете проверить, насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока. Выберите из них задание, которое посильно вам и проверьте себя. - Проверим ваши работы. Кто выполнил задание под квадратиком, поднимите руки. -кто выполнил задание под звёздочкой, поднимите руки. (самооценка) 1) Числительные каких разрядов употребили поэты в своих стихотворениях? (слайд №15) – 1 группа (+) 2) Слайд № 16 Выпишите в 3 столбика числительные, которые обозначают:13: число, количество предметов, порядок предметов. 3) Слайд №17: Числительные в названиях книг. А можете ли вы добавить свои примеры? Можно привести в качестве примеров и названия фильмов. Конкурс «Кто больше?» (Возможные варианты ответов: «Пятый элемент», «Седьмое путешествие Синдбада», «Два капитана», «Четыре танкиста и собака», «Белоснежка и семь гномов», «Три богатыря», «Пираты двадцатого века», «Двенадцать стульев», «Две судьбы» и т.д.) 5) Слайды №18 19 20: Пять или пятёрка. Какая разница? Задание: определите части речи. 6) Решите ребус: слайд № 21 7) Употребление числительных в пословицах, поговорках, загадках, фразеологизмах: Слайд №22 «Найдите продолжение пословицы». Творческое задание «В гостях у загадок»: выписать словосочетания с числительными, определить разряд числительных. -Ребята, как можно истолковать значение пословицы «Один ум хорошо, а два ума лучше»? Какое отношение имеет эта пословица к нашему сегодняшнему уроку? - Подытожим полученные знания. Вам даны кластеры, где допущены ошибки. Вы должны их исправить и рассказать о числительном. | Работа с карточками, слайдами Работа с кластером в группах | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: учебное сотрудничество, построение речевых высказываний Познавательные: уметь самостоятельно работать, ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: уметь обращаться с вопросом к учителю и сверстнику. |