Приобрёл я для жирафа
Тридцать три огромных шарфа,
Что б он горло завязал,
Что б в мороз не замерзал.
А жираф сказал: «Смотри!»
Ещё нужны мне тридцать три».
Вспомним теорию.
Имя числительное
Имя числительное
Кластер
Количественные
Количественные
(Сколько?)
(Сколько?)
Порядковые
(Какой?)
Целые
Собирательные
Дробные
Что важнее?
Числительные, обозначающие целые числа
Цели урока:
Знать: об особенностях склонения количественных числительных
Уметь: правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа
Игра «Зоркий глаз»
Сон
Мы решили поменять милион на милиард,
И в одинадцать часов
сели все на резвых псов.
Киллометры позади… вон басейн впереди.
В воду – ах! – да то не сон! –
утопили милион.
Сон
Мы решили поменять ми лл ион на ми лл иард,
И в оди нн адцать часов сели все
на резвых псов.
Ки л ометры позади… вон ба сс ейн впереди.
В воду – ах! – да то не сон! –
утопили ми лл ион.
Миллион
Миллион- слово, которое создал в порыве вдохновения венецианский купец Марко Поло. Он 17 лет служил в Китае, а отправился туда в1271г.
Чтобы передать несметные богатства Востока, он воспользовался словом милле (тысяча) и суффиксом –оне (-ищ). Получилось миллионе – тысяча тысяч.(слайд3)
Числительные от 5 до 20 и 30 склоняются как существительные 3-го скл .
Р.п.
Д.п.
П.п.
-и
Просклоняйте существительное.
Алгоритм рассуждения при склонении имён числительных
определи простое числительное или составное
простое (одно слово)
составное (несколько слов)
разложи на разряды
есть ли среди слагаемых сложные числительные
является ли сложным
да
склоняются обе части числительного
нет
нет
определи разряд числительного и вспомни правила склонения
Склонение числительных .
И.п. – шесть концертов
Р.п. – шест и концертов
Д.п. – шест и концертам
В.п. –шесть концертов
Т.п. –шестью концертами
П.п. – о шест и концертах
Задание: просклоняйте числительное шестнадцать
Говори правильно!
Задание: Прочитайте сочетания. Для этого определите падеж.
К 30 прибавить 38;
Из 18 вычесть 12;
К 27 прибавить 11;
Из 15 вычесть 14;
С 9 сложить 10;
От 19 отнять 5.
. Прослушайте текст, выпишите сочетание числительных с существительными.
Особенно многочисленны были стада Авгия. Среди его стад было триста быков с белыми, как снег, ногами, двести быков были красные, как сидонский пурпур, двенадцать быков, посвященных богу Гелиосу, были белые, как лебеди, а один бык, отличавшийся необыкновенной красотой, сиял подобно звезде. Геракл предложил очистить за день весь его громадный скотный двор, если он согласится отдать ему одну десятую часть своих стад. Авгий согласился.
Проверка
Особенно многочисленны были стада Авгия. Среди его стад было триста быков с белыми, как снег, ногами, двести быков были красные, как сидонский пурпур, двенадцать быков , посвященных богу Гелиосу, были белые, как лебеди, а один бык , отличавшийся необыкновенной красотой, сиял подобно звезде. Геракл предложил очистить за день весь его громадный скотный двор, если он согласится отдать ему одну десятую часть своих стад. Авгий согласился.
Отдохнём чуть-чуть от дела, Разомнём немного тело.
Из истории числительных
Сорок (40)
Слово сорок в Древней Руси было существительным и означало мешок. Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. Этот мешок вмещал 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок, обозначающее «4 десятка».
40, 90, 100
Числительные 40 , 90 , 100 имеют две падежные формы:
И., В.п. – сорок , девяност о , ст о
Р., Д.,Т., П. – сорок а , девяност а , ст а
Работа с текстом
Юра лежал на диване, смотрел в потолок и мысленно ругал себя: «Давно пора взяться за уроки, а я лежу себе, и хоть бы что! Абсолютно никакой силы воли! Так и жизнь пройдёт, а я ничего не успею сделать. Никаких открытий, никаких рекордов... Помню, где-то читал, что Моцарт уже в три года музыку сочинял. А я? Я даже бабушке письмо сочинить не могу! И в школе сплошные неприятности. Взять хотя бы последний месяц. Два раза проспал. По физкультуре — «пара»: забыл дома кеды. По литературе – трояк: не мог вспомнить, почему поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем... Нет, так дальше не пойдёт! Пора начинать новую жизнь. Прямо с завтрашнего дня. Что у нас завтра? Пятница? Нет, лучше с новой недели! Пропускаю два дня и сразу — с понедельника! И никаких себе поблажек!»
Юра решительно вскочил с дивана, вырвал из тетради лист бумаги и стал писать:
«План действий № 1:
1. Начать новую жизнь (с понедельника).
2. Ежедневно вставать в 6 часов 15 минут.
3. Купить гантели и делать зарядку с последующим обливанием ледяной водой.
4. Исправить двойку по немецкому и изучить ещё два иностранных языка.
5. Приходить в школу за 10 минут до прихода учителя.
6. Ответить бабушке на прошлогоднее письмо.
7. Выяснить, почему поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Юра отложил авторучку и внимательно изучил план. Хоть пунктов получилось маловато, он всё же остался доволен:
– Ну, что ж, доживём до понедельника!
1. Сегодня на уроке мы .. 2. Сегодня на уроке мне удалось… 3. Самым интересным для меня на уроке было… 4. Я думаю, что с домашним заданием…