СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, формировать навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных.

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное»

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Упражнение 112. Школьники учатся проверять безударные падеж-

ные окончания прилагательных ударным окончанием вопроса.

После того как ученики спишут текст и вставят пропущенные бук-

вы, они находят и показывают стрелкой словосочетания «сущ + при-

лаг.» (с пропущенным окончанием). Над стрелкой записывают вопрос

и выделяют окончание в прилагательном и вопросе.

На землю (какую?) чёрную; одеялом (каким?) тяжёлым и холод-

ным; в болоте (каком?) сыпучем снежном; снег (какой?) колючий

февральский; с неба (какого?) низкого и мглистого; по спине (ка-

кой?) ватной; по снегу (какому?) дырявому.

Затем учитель может предложить ребятам ответить на такие во-

просы:

1. Почему в словосочетаниях болоте (каком?) сыпучем, болоте

(каком?) снежном прилагательные отвечают на один и тот же вопрос

(окончание – «-ом»), но имеют разные окончания: в снежном – «-ом»,

а в сыпучем – «-ем»?

Ответ. В слове снежном окончание «-ом», так как основа оканчи-

вается на твердый согласный, в сыпучем «-ем», так как основа окан-

чивается на мягкий согласный.

2. Почему в словосочетаниях снег (какой?) колючийснег (какой?)

февральский в вопросе окончание «-ой», а в прилагательных «-ий»?

Ответ. Прилагательные стоят в форме м.р. ед.ч. И.п. В этой фор-

ме у прилагательных ударное окончание «-ой», а безударные «-ий»

или «-ый».

Наконец, учащиеся разбирают выделенное предложение по чле-

нам предложения. Предложите детям объяснить, почему между сло-

вами колючий февральский не стоит запятой.

Упражнение 113. Сначала школьники прочитывают текст и устно

объясняют выбор буквы в окончаниях выделенных слов (все выделен-

ные слова являются прилагательными). Ученики объясняют выбор

букв следующим образом: задают вопрос от существительного к при-

лагательному и по ударному окончанию вопроса определяют оконча-

ние прилагательного. Например: в поле (каком?) чистом.

Затем школьники списывают текст, вставляют пропущенные буквы

и с помощью значков показывают, в какой части слова находится ор-

фограмма.

Сказочка

В чист[ом] пол[е], в бел[ом] поле
Было всё белым-бело,
Потому что это пол[е]
Бел[ым] снег[ом] замело.
И стоял в том бел[ом] поле
Белоснежн[ы]й бел[ый] дом,
С бел[ой] крыш[ей], с бел[ой] дверь[ю],
С беломраморн[ым] крыльц[ом].
Потолок был белый-белый,
Белизною пол блистал,
Было много бел[ых] лестниц,
Бел[ых] комнат, бел[ых] зал.
И в белейш[ем] в мир[е] зал[е]
Спал без горя и забот,
Спал на бел[ом] одеял[е]
Совершенно чёрн[ый] кот.
            (По Б.Заходеру)

Из текста ребята выписывают:
1) сложные слова, в скобках записывают слова, которые дали им жизнь.

Белоснежный (белый, снег), беломраморный (белый, мрамор);

2) существительное, образованное от прилагательного; письменно показывают, как оно образовано.

Белизна – бел/ый + изн + [а] = белизна

Из текста ребята выписывают:

1) сложные слова, в скобках записывают слова, которые дали им

жизнь: белоснежный (белый, снег), беломраморный (белый, мра-

мор);

2) существительное, образованное от прилагательного; письмен-

но показывают, как оно образовано:

белизна – бел/ый + изн + а = белизна





245. 

Для правильного выполнения задания 245 учащиеся должны истолковать предложенную характеристику искомого числа, как логическую конструкцию, состоящую из трех частей и соединенную союзами «и». В свою очередь, это должно быть истолковано следующим образом: каждое из указанных трех условий должно быть выполнено для искомого числа. Если мы будем рассматривать шестизначные числа, которые меньше, чем число 100 010, то их будет всего десять: 100 009, 100 008, 100 007, …, 100 001 и 100 000. Среди них только последнее число является «круглым». Это число 100 000. Оно и будет искомым.

Ответ:

100 000.

246. 

Задание 246 внешне похоже на предыдущее задание: в нем также нужно найти числа, которые удовлетворяют данной характеристике (данному характеристическому свойству). Принципиальное отличие состоит в том, что отдельные условия этого характеристического свойства связывает союз «или», а не союз «и», как это было в предыдущем задании. Логический смысл союза «или» говорит о том, что искомое число должно удовлетворять хотя бы одному из указанных требований: быть круглым двузначным или быть двузначным, которое меньше 15. Перечислим все такие числа: 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 14, 13, 12, 11. Из всех этих чисел есть одно, которое удовлетворяет сразу двум данным требованиям. Это число 10. Оно и круглое двузначное, и двузначное, которое меньше 15. Но соединительный смысл союза «или» допускает такую возможность. Поэтому число 10 также входит в список искомых чисел.

Ответ:

10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 14, 13, 12, 11.

247. 

При выполнении задания 247 учащиеся столкнуться с характеристическим свойством геометрических фигур, которое с логической точки зрения состоит из двух частей, соединенных союзом «или». При этом каждая из указанных частей, в свою очередь, состоит из двух частей, соединенных союзом «и». Это означает, что сначала учащиеся могут отобрать те фигуры, которые удовлетворяют первой «половине» всего характеристического свойства, т. е. речь идет о фигурах, которые являются треугольниками и в них есть прямой угол. Фактически речь идет о прямоугольных треугольниках. После этого они должны к выбранным фигурам добавить те фигуры, которые удовлетворяют второй «половине» всего характеристического свойства, т. е. добавить четырехугольники, у которых есть прямой угол (добавить прямоугольную трапецию). Таким образом, невыбранными останутся три фигуры: остроугольный и тупоугольный треугольники (в них нет прямого угла) и пятиугольник с прямым углом (он не является ни треугольником, ни четырехугольником).

Ответ: 

248.

В задании 248 предлагается выбрать из данных верные утверждения и доказать это. Приведем соответствующие доказательства для каждого из данных утверждений:

а) утверждение верно, так как все треугольники делятся на три типа – остроугольные, прямоугольные и тупоугольные, и в каждом таком треугольнике обязательно есть острый угол (полная индукция);
б) утверждение неверно, так как, например, в остроугольном треугольнике не может быть прямого угла по определению;
в) утверждение верно, так как оно фактически является определением прямоугольного треугольника;
г) утверждение неверно, так как, например, в прямоугольном треугольнике есть прямой угол, но он не является остроугольным;
д) утверждение неверно, так как, например, в прямоугольнике все углы прямые, а он является четырехугольником;
е) утверждение неверно, так как прямоугольная трапеция является четырехугольником, имеющим прямой угол, но она не является прямоугольником;
ж) утверждение верно, так как оно фактически является определением прямоугольника.

249.

В задании 249 предлагается логическая задача, для решения которой достаточно внимательно проанализировать предложенную ситуацию. Так, ответ на первый вопрос будет отрицательным, так
как по условию один из двух мальчиков (Витя или Сережа) обязан сидеть с Колей, а это означает, что вместе они сидеть не могут (все парты двухместные).
Ответом на второй вопрос будет формулировка условия, при котором Витя и Сережа могут сидеть вместе. Этим условием будет отсутствие Коли на уроке.
Ответ на последнюю часть задания будет положительным, так как условие «Петя сидит вместе с Сережей» не противоречит исходному условию о том, что Коля всегда сидит с Витей или с Сережей, так как остается возможность его выполнить.

Ответ:

нужно Колю посадить с Витей, что и является ответом на самый последний вопрос задания.

250. Задание 250 относится к заданиям повышенной сложности. Это связано с тем, что такого типа задания еще не предлагали учащимся, хотя мы не исключаем, что с ними учащиеся встречались при знакомстве с другими учебниками или учебными пособиями. Прежде всего, учащимся нужно четко разъяснить правило кодирования цифр, которое сформулировано в самом задании. После этого можно предложить учащимся разгадать первый или второй ребус на выбор.

1) Если начинать с первого ребуса, то сначала нужно обратить внимание на разряд десятков. Указанную ситуацию можно реализовать только в том случае, когда буква «Р» обозначает цифру «0». После этого можно расшифровать и другие цифры. Например, буква «И» может обозначать цифру «1», тогда буква «А» обозначает цифру «2». После этого можно перейти к расшифровке буквы «Т». Она может обозначать цифру «3», тогда буква «Ы» обозначает цифру «6».

Остается буква «Д», которая может обозначать любую из оставшихся пяти «свободных» цифр: 4, 5, 7, 8, 9.

Ответ:

+301
  301
4602

2) Для расшифровки второго ребуса достаточно заметить, что в нем записано вычитание однозначного числа из четырехзначного при условии, что в результате получается трехзначное число, записанное тремя одинаковыми цифрами. Такая ситуация возможна лишь тогда, когда записан следующий случай вычитания:

1000 – 1 = 999. Это и есть расшифровка данного ребуса.

Ответ:

-1000
        1
   999

3) Расшифровка третьего ребуса представляет собой гораздо более сложную задачу. Для ее решения учащиеся сначала должны обратить внимание на разряд десятков тысяч (буква «К» обозначает цифру «1»), а потом на разряд единиц и разряд единиц тысяч. Зашифрованные в этих разрядах цифры могут быть найдены простым перебором, начиная с разряда единиц. Такой перебор показывает, что буква «Л» обозначает цифру «3», а буква «С» – цифру «6». После этого можно расшифровать буквы в разряде десятков: буква «О» обозначает, например, цифру «4», а буква «У» – цифру «2». Наконец, переходим к разряду сотен: буква «Т» может обозначать цифру «5», а буква «А» – цифру «0».

Ответ:

+6543
  6523
13066

251.  Вычисли.

             1                3              2
(236589+348967)-361215:45=577529

1)
  236589
+348967
  585556
2)
-361215I 45
  360      I8027
     -121
        90
       -315
        315
            0
3)
 -585556
       8027
  577529
        
             1                2      4          3
(452369-450864)*16-23418:18= 22779

1)
  452369
-450864
      1505
2)
  х 1505
         16
  +9030
  1505  
  24080

3)
-23418I 18
 18       I1301
  -54
    54
     -18
      18
        0
4)
-24080
     1301
   22779

252.  Площадь первого земельного участка 2538 кв. м, что на 315 кв. м меньше, чем площадь второго участка, и в 3 раза больше, чем площадь третьего. Чему равна площадь всех трех участков?

Решение:

1) 2538 + 315 = 2853 (кв.м) - площадь второго участка.
2) 2538 : 3 = 846 (кв. м) - площадь третьего участка.
3) 2538 + 2853 + 846 = 6237 (кв.м) - площадь трех участков.
Ответ: 6237 кв.метров.

253. Начерти прямоугольник, у которого одна сторона в 4 раза больше и на 75 мм больше, чем другая.

Решение:

Необходимо вычислить стороны. Мы знаем, что если одна сторона больше в 4 раза и на 75 мм, то одна часть из 4 этой стороны, которая равна второй стороне прямоугольника, будет 3 часть от 75 мм. То есть...

75 : 3 = 25 (мм) - одна сторона прямоугольника
25 * 4 = 100 (мм) - вторая сторона прямоугольника.

Чертим прямоугольник со сторонами 25 и 100 мм.

254.  При выполнении задания 254 учащиеся имеют возможность поупражняться в вычислении площади квадрата по известной длине стороны этого квадрата и в выполнении кратного сравнения найденных площадей квадратов. Подводя итог выполнения этого задания, можно обратить внимание учащихся на тот факт, что увеличение стороны квадрата в 3 раза приводит к увеличению площади в 9 раз (3•3 = 9).

Решение:

Нам не важно какая длина стороны квадрата. Важно понимать, что каждая из сторон увеличилась в 3 раза. Это увеличение сторон мы и учитываем.

3 * 3 = 9 (раз) 
Ответ: в 9 раз увеличится площадь квадрата при увеличении его стороны в 3 раза.

255. Длины сторон прямоугольника 2 см и 112 см, второго - 21 см и 21 см. Вычисли периметр и площадь каждого прямоугольника. У какого из прямоугольников периметр больше? Площадь какого больше?

В задании 255 мы хотим напомнить учащимся о том, что между периметром и площадью нет ни прямой, ни обратной зависимости. При увеличении периметра прямоугольника площадь может как увеличиваться (что очевидно), так и уменьшаться (что не так очевидно, но что и должны подтвердить учащиеся, выполняя данное задание). Для этого они могут построить два прямоугольника: один с длинами сторон 9 см и 2 см, а другой – 6 см и 4 см. Периметр первого прямоугольника больше, чем второго, а площадь – меньше.

Решение:

1) 2 * 112 = 224 (кв.см) - площадь первого прямоугольника.
2) (2 + 112) * 2 = 228 (см) - периметр первого прямоугольника.
3) 21 * 21 = 441 (кв.см) - площадь второго прямоугольника.
4) (21 + 21) * 2 = 84 (см) - периметр второго прямоугольника.
Ответ: у первого прямоугольника площадь меньше, но периметр больше.

256.  Задание 256 относится к заданиям повышенной сложности. Для его выполнения можно воспользоваться идеей, с помощью которой было выполнено предыдущее задание. Если одну сторону прямоугольника делать большой по длине, а другую очень маленькой, то можно достичь как угодно большого периметра (он будет приблизительно равен удвоенной длине большей стороны) и как угодно маленькой площади (она может быть близка к 0 за счет достаточно маленькой длины второй стороны). Если воспользоваться этой идеей, то искомый прямоугольник должен иметь приблизительно следующие размеры: длина большей стороны чуть меньше 500 м, а длина меньшей стороны очень близка к нулю и отличается от нуля на столько, на сколько длина большей стороны отличается от 500 м.
257.

-853 I 7
 7 
    I121
-15
 14
  -13
     7
     6  (остаток)

-527 I 12
  48  I43
  -47
   36
  11  (остаток)

-654 I 8
  64
  I81
  -14
      8
      6  (остаток)

-327 I 32
  32  I10
      7  (остаток)

-2783I 5
 25 
   I556
  -28
   25
    -33
     30
       3  (остаток)

-2851 I 29
 261
   I98
  -241
   232
       9 (остаток)