Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное как часть речи»
Имя прилагательное как часть речи.
Урок в 5 г классе
Учитель Зайдуллина Чулпан Дамировна
МОБУ СОШ с.Михайловка
Апрель 2020
Цели урока
- 1.Повторить то, что знаем об имени прилагательном или вспоминаем, если забыли:
- 1.1. На какие вопросы отвечает?
- 1.2. Что обозначает?
- 1.3.Каким членом предложения является?
- 1.4. К какой части речи относится?
- 1.5. Какую роль выполняет в тексте(речи)?
Лингвистическая разминка
После полудня небо затянул..сь ни..кими облаками, и задул по седым ивам ровный и теплый ветер*
1.Какое предложение перед нами? Сделайте схему предложения. Объясните запятую перед союзом и.
2.Какие буквы (орфограммы) пропущены?
3.Назовите прилагательные с существительными, к которым относятся
Проверяем себя
- 1. Повеств..невоскл.,сложное, союзное.
- Состоит из 2-х простых предложений, поэтому перед союзом И ставится запятая.
- 2. …небо(сущ.ср.р.ед.ч. И.п.) (что сделало?) раскинулОсь(глагол-сказуемое прош. времени ср.р. Ед ч.)
- ниЗкими(парный согласный)- ниЗок.
- 3 .Облаками(какими?) низкими, ветер(какой?) ровный и теплый
Что же такое прилагательное?
Прилагательное – это часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Например: Дерево (какое?) высокое
Уши (чьи?) заячьи
Синтаксическая роль прилагательных
Целеустремленные люди много трудятся.
Каким членом предложения является прилагательное?
Вода в озере холодная.
Подчеркните грамматическую основу во втором предложении.
Какова синтаксическая роль прилагательного в этом предложении?
Роль прилагательного в предложении
Прилагательное в предложении может быть
определением ,
сказуемым .
Морфологические признаки
Прилагательные изменяются по падежам , числам , а в единственном числе – по родам.
Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета.
Отвечает на вопросы какой? чей?
Изменяется по падежам, числам, в единственном числе – по родам.
В предложении может быть определением, сказуемым.
Вывод по уроку
Кто это? Что это?
- Бурый, мохнатый, косолапый.
- Красный, сладкий, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.
- Для чего же нам нужны прилагательные?
- Какие признаки мы можем описать с помощью прилагательных?
- Прилагательные говорят о себе так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!
Практическая работа по учебнику поможет закрепить
Рефлексия
- Как я понял(а) тему?
- Подбери прилагательное к слову-существительному Наш УРОК (какой?) ……..,…………,…………
Домашнее задание
1)Выучить правило «Имя прилагательное как часть речи»(п.101,99)
2)Подбери прилагательные-определения к словам:
книга………….
мечта……..
человек…..
Что нового узнаем в течение недели?
- 1. Правописание окончаний прилагательных
- ПРАВИЛО: пишем окончания по вопросу
- Любуюсь садом(каким? Т.п. 2 скл) красивым
- Вижу небо (какое?) высокое
- 2.Бывают полные и краткие
- Лес красивый– Лес красив.
- Девочка прилежная- Девочка прилежна
- Озеро глубокое- Озеро глубоко.
- Дети внимательные- Дети внимательны.