МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОАЗОВСКАЯ ШКОЛА №1»
АДМИНИСТРАЦИИ НОВОАЗОВСКОГО РАЙОНА
Открытый урок в 5 классе по теме
«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ,
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ»
Учитель русского языка
РУСАНОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА
Новоазовск
2018
ТЕМА. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ.
Цель:
семантико – грамматических свойствах, синтаксической роли;
способствовать выработке умений находить в тексте прилагательные, определять их грамматические категории, понимать их роль в тексте;
развивать память, наблюдательность, аналитическое мышление, эмоциональное восприятие учебного материала, пробудить фантазию, побуждать к творчеству;
воспитывать эстетический вкус, любовь к художественному слову.
Оборудование: дидактический материал, учебник, словари, таблицы, музыкальная запись, картина “ Осень”, материал для эмоциональной окраски урока, корзина с фруктами, листочек, карточки.
ХОД УРОКА
І.Мотивация учебной деятельности учащихся
Осень дарит прекрасные минуты каждому человеку. Она вдохновляла на творчество многих писателей, художников, музыкантов. Влюбленный в осенние краски русский поэт А.С.Пушкин увидел осень по – своему:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Сегодня утром, идя по аллее, я услышала дыхание легкого ветерка и чей-то тихий вздох. Мой неожиданный спутник был со мной рядом, и я это чувствовала. И вот уже возле школы увидела его – своего тайного незнакомца. Вот он. Видимо, искал у меня защиты от осеннего холода.
Назовите этого незнакомца. ( Листик)
И лейтмотивом нашего сегодняшнего урока будет тема осени – самой прекрасной поры года.
Эпиграфом послужат такие слова:
Вдруг осенний ветерок
У куста сорвал листок .
Долго с листиком вертелся.
Над деревьями кружил,
А потом мне на колени
Желтый листик положил.
Замечательная осень в нашем городе, прекрасна ее мелодия.
II. Объявление темы и цели урока
1. Мозговой штурм:
- Так какое название вы дали моему спутнику?
- К какой части речи относится это слово?
- Опишите этот листочек.
Вывод: к одному слову мы подобрали много других, характеризующих его.
- Как одним словом назвать их? (Прилагательные)
2. “ Фруктовая корзина ”
- А еще пришла я не с пустыми руками – принесла фрукты.
- Посмотрите, назовите их. ( мандарины, яблоки)
- Можете ли вы описать их?
- Как одним словом назвать сказанные вами признаки? (Прилагательные)
- Как вы считаете, какую тему мы рассмотрим на уроке?
Поэтому сегодня на уроке мы с вами должны выяснить следующие вопросы:
- общее значение имени прилагательного,
- морфологические признаки,
- синтаксическая роль этой части речи.
( На доске открывается 1 половина таблицы)
III. Актуализация опорных знаний учащихся
Что вам известно про эту часть языка из начальных классов?
(Дети дают ответы)
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Сильно любознательное
Имя прилагательное.
В чём предметов-то секрет?
На вопросы дай ответ:
Он какой? Она какая?
Сильный, добрая, родная.
А оно? Оно смешное,
Тёплое и озорное.
Эти признаки важны,
Речь обогатить должны.
IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала
1.Работа с текстом
- Из данного текста выпишите прилагательные со словом, к которому они принадлежат.
Сентябрь – румянец года
Как сентябрь алеет – так и дождик сеет. Это народное высказывание противоречит настроению нашей осени. Голубоглазая, щедрая на солнце и краски, осень радует нас своей зрелой красотой. Рдеют на клумбах поздние цветы, игриво подставляют свои щечки – лепестки к солнышку, наливаются румяные яблоки. Радует щедрым урожаем земля. Тонкая паутина бабьего лета летает в воздухе, серебрится, переливается радужными красками...
- Прочитайте этот текст, изъяв прилагательные.
- Что изменилось?
- Какой это стиль речи?
- Какие слова характерны? ( эпитеты)
- Какой частью речи чаще всего выступают эпитеты?
- Какой вывод можно сделать?
( Открывается 2 половина таблицы)
2. - Определите род, число и падеж прилагательных.
Вывод: прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
( Открывается 3 половина таблицы)
3. Списать с доски предложение, определить синтаксическую роль прилагательных. Сделать выводы.
День осенний, теплый. Воздух был прозрачный и тихий. Золотом сияли желтые листья лип и берез. Сухие листья дождем падали с дерева. Перед глазами раскрылась великолепная картина осенней природы.
( Открывается 4 половина таблицы)
4. ФИЗМИНУТКА (проводится под музыку)
5. Распределительный диктант
(2 ученика у доски)
- выпишите в одну колонку прилагательные, а во вторую – другие части речи.
Добрый, бока, душевный, честный, желтеет, искренний, елки, трудолюбивый, цвета, старательный, прочитан, требовательный, твой, бессердечный, седьмой, жестокий.
6. Творческая работа.
С помощью слов, которые образовались в 1 колонке , расскажите про своего одноклассника.
7. Творческое задание.
Составьте стихотворения (вставить прилагательные)
1)Будто притомилось солнышко...
В траве ... молочай не цветет.
Облетело лето с листочками клена.
Лишь елка в лесу ...
2) ... солнце щедро озаряет
Созвездие ягод на ветвях ...
И дерево праздничное угощает
Гостей ... урожаем своим .
V.Рефлексия
Дать ответ на вопрос:
- Какая часть речи называется прилагательным?
- Что нового узнали на уроке?
- Какое задание понравилось? Почему?
VІ. Домашнее задание
Написать сочинение – миниатюру “ Осенние краски ”, используя прилагательные.