СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«имя прилагательное. общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Имя пилагательное"  поможет углубить знания о прилагательном как о части речи, его значении,

семантико – грамматических свойствах, синтаксической роли.

Просмотр содержимого документа
««имя прилагательное. общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОАЗОВСКАЯ ШКОЛА №1»

АДМИНИСТРАЦИИ НОВОАЗОВСКОГО РАЙОНА









Открытый урок в 5 классе по теме

«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ,

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ»


Учитель русского языка

РУСАНОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА












Новоазовск

2018




ТЕМА. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ.


Цель:

  • углубить знания о прилагательном как о части речи, его значении,

семантико – грамматических свойствах, синтаксической роли;

  • способствовать выработке умений находить в тексте прилагательные, определять их грамматические категории, понимать их роль в тексте;

  • развивать память, наблюдательность, аналитическое мышление, эмоциональное восприятие учебного материала, пробудить фантазию, побуждать к творчеству;

  • воспитывать эстетический вкус, любовь к художественному слову.


Оборудование: дидактический материал, учебник, словари, таблицы, музыкальная запись, картина “ Осень”, материал для эмоциональной окраски урока, корзина с фруктами, листочек, карточки.


ХОД УРОКА


І.Мотивация учебной деятельности учащихся

Осень дарит прекрасные минуты каждому человеку. Она вдохновляла на творчество многих писателей, художников, музыкантов. Влюбленный в осенние краски русский поэт А.С.Пушкин увидел осень по – своему:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.


Сегодня утром, идя по аллее, я услышала дыхание легкого ветерка и чей-то тихий вздох. Мой неожиданный спутник был со мной рядом, и я это чувствовала. И вот уже возле школы увидела его – своего тайного незнакомца. Вот он. Видимо, искал у меня защиты от осеннего холода.

Назовите этого незнакомца. ( Листик)

И лейтмотивом нашего сегодняшнего урока будет тема осени – самой прекрасной поры года.


Эпиграфом послужат такие слова:

Вдруг осенний ветерок
У куста сорвал листок .
Долго с листиком вертелся.
Над деревьями кружил,
А потом мне на колени
Желтый листик положил.

Замечательная осень в нашем городе, прекрасна ее мелодия.


II. Объявление темы и цели урока


1. Мозговой штурм:

- Так какое название вы дали моему спутнику?

- К какой части речи относится это слово?

- Опишите этот листочек.

Вывод: к одному слову мы подобрали много других, характеризующих его.

- Как одним словом назвать их? (Прилагательные)


2. “ Фруктовая корзина ”

- А еще пришла я не с пустыми руками – принесла фрукты.

- Посмотрите, назовите их. ( мандарины, яблоки)

- Можете ли вы описать их?

- Как одним словом назвать сказанные вами признаки? (Прилагательные)

- Как вы считаете, какую тему мы рассмотрим на уроке?

Поэтому сегодня на уроке мы с вами должны выяснить следующие вопросы:

- общее значение имени прилагательного,

- морфологические признаки,

- синтаксическая роль этой части речи.

( На доске открывается 1 половина таблицы)


III. Актуализация опорных знаний учащихся

Что вам известно про эту часть языка из начальных классов?


(Дети дают ответы)

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Сильно любознательное

Имя прилагательное.

В чём предметов-то секрет?

На вопросы дай ответ:

Он какой? Она какая?

Сильный, добрая, родная.

А оно? Оно смешное,

Тёплое и озорное.

Эти признаки важны,

Речь обогатить должны.


IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала


1.Работа с текстом

- Из данного текста выпишите прилагательные со словом, к которому они принадлежат.

Сентябрь – румянец года

Как сентябрь алеет – так и дождик сеет. Это народное высказывание противоречит настроению нашей осени. Голубоглазая, щедрая на солнце и краски, осень радует нас своей зрелой красотой. Рдеют на клумбах поздние цветы, игриво подставляют свои щечки – лепестки к солнышку, наливаются румяные яблоки. Радует щедрым урожаем земля. Тонкая паутина бабьего лета летает в воздухе, серебрится, переливается радужными красками...

- Прочитайте этот текст, изъяв прилагательные.

- Что изменилось?

- Какой это стиль речи?

- Какие слова характерны? ( эпитеты)

- Какой частью речи чаще всего выступают эпитеты?

- Какой вывод можно сделать?

( Открывается 2 половина таблицы)


2. - Определите род, число и падеж прилагательных.

Вывод: прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

( Открывается 3 половина таблицы)


3. Списать с доски предложение, определить синтаксическую роль прилагательных. Сделать выводы.

День осенний, теплый. Воздух был прозрачный и тихий. Золотом сияли желтые листья лип и берез. Сухие листья дождем падали с дерева. Перед глазами раскрылась великолепная картина осенней природы.

( Открывается 4 половина таблицы)


4. ФИЗМИНУТКА (проводится под музыку)


5. Распределительный диктант

(2 ученика у доски)

- выпишите в одну колонку прилагательные, а во вторую – другие части речи.

Добрый, бока, душевный, честный, желтеет, искренний, елки, трудолюбивый, цвета, старательный, прочитан, требовательный, твой, бессердечный, седьмой, жестокий.


6. Творческая работа.

С помощью слов, которые образовались в 1 колонке , расскажите про своего одноклассника.


7. Творческое задание.

Составьте стихотворения (вставить прилагательные)


1)Будто притомилось солнышко...

В траве ... молочай не цветет.

Облетело лето с листочками клена.

Лишь елка в лесу ...


2) ... солнце щедро озаряет

Созвездие ягод на ветвях ...

И дерево праздничное угощает

Гостей ... урожаем своим .


V.Рефлексия

Дать ответ на вопрос:

- Какая часть речи называется прилагательным?

- Что нового узнали на уроке?

- Какое задание понравилось? Почему?



VІ. Домашнее задание

Написать сочинение – миниатюру “ Осенние краски ”, используя прилагательные.