Урок русского языка в 6 классе «Имя прилагательное» (урок обобщающего повторения по теме с использованием ТРКМ)
Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся, полученных при изучении темы «Имя прилагательное
Задачи:
- Образовательная: повторение орфограмм, связанных с именем прилагательным;
- Развивающая: развитие лингвистического мышления, познавательных способностей, связной речи учащихся, навыков самостоятельной работы;
- Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка, любви к своей родине, родной природе.
« Чтобы переварить знания, нужно поглощать их с аппетитом»
Анатоль Франс
Стадия вызова
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить
Мною нужно дорожить
(О.Головко)
Стадия осмысления
Имена прилагательные
Качественные (переменный признак)
Относительные (постоянный признак)
-какой? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени: формы, размера и т.д.)
Притяжательные (признак принадлежности предмета)
какой? ( при -знак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени: материала, времени, места, действия)
Имеют:
степень сравнения;
полную и краткую форму;
- чей? (принадлежность)
Птичий, сестрин
Не имеют:
степень сравнения;
полную и краткую форму
Сочетаются с наречием степени качества
(очень, крайне, чрезвычайно)
Но! В переносном значении - другой разряд:
Не сочетаются с наречием степени качества (очень, крайне, чрезвычайно)
золотой сосуд – золотой характер
Внимательно прочитайте текст, озаглавьте, определите тип речи, тему и основную мысль данного текста
Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.
(И.С.Соколов-Микитов)
Проверим
Качественные Относитедьные Притяжательные
- Хорош Русский Беличьи
- Тихий Зимний Мышиные
- Глубокие Лесными Птичьи
- Чистые Кружевными
- Белыми
- Молодых
- Тяжелыми
- Темно-зеленые
- Высоких
- Маленьких
- Синеватые
- Стройных
- Легкие
Найдите ошибки
Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.
«Четвертое лишнее»
1. более слабая
2. слабейшая
3. менее слабее
4. самая слабая
Не с прилагательными
Н и НН в суффиксах прилагательных
-Н-
-НН-
1.-ИН-
2.-АН- (-ЯН-)
3. Слово-исключение с –ЕН-: ветреный (день,человек)
1. сущ. -Н- +-Н- оконный
2. -ОНН-
3.-ЕНН-
4. Слова-исключения с –ЯНН-:
Стеклянный, оловянный, деревянный
Как находить суффикс?
Как находить суффикс?
1. -ИН-всегда ударный
2. –ЯН-ударение падает на окончание
3. –АН-(-ЯН-) значение слова «содержащий, состоящий из…»
-ОНН- всегда ударный
-ЕНН- определить очень трудно.Справляйтесь в орфографическом словаре
Запомните: Ветреный (ветер). 1. С ветром. Ветреный день. 2. Перен. Легкомысленный, пустой. Ветреный юноша. (имеет краткую форму)
Но: безветренный
Ветряной – приводимый в движение ветром. Ветряная мельница (не имеет краткой формы)
Буквенный диктант
Деревя…ый, жестя…ой, муравьи…ый, стекля…ый, оккупацио…ый, искусстве…ый, оловя…ый, со…ый, лошади…ый, листве…ый, равни…ый, серебря…ый, интонацио…ый, ветре…ый
Проверим
- НН, Н, Н, НН, НН, НН, НН, НН, Н, НН, НН, Н, НН, Н
Выборочно-распределительный диктант
-К-
-СК-
Проверим
-к-
-ск-
Рыбацкий, скользкий, близкий, горняцкий, узкий, резкий, молодецкий
Октябрьский, сибирский, командирский, киргизский, апрельский, июльский, декабрьский
Лингвистическая задача
- реч…вой аппарат = вещ…вой мешок
- ситц…вый платок = ландыш…вый запах
- изразц…вая печь = морж…вый клык
- холщ…вый мешок = свинц…вые тучи
- камыш…вые заросли = образц…вый ответ
- глянц…вый журнал = кумач…вый флаг
Конструирование текста
Зимний лес.
Хорош русский лес зимою. В … день выйдешь в лес на лыжах. Лежат под деревьями … сугробы. Согнулись под тяжестью инея стволы…деревьев. Сорвется такая шапка с вершины … ели, рассыплется … пылью. Спят …сосны.
Рефлексия (создайте синквейн по теме)
Домашнее задание
- 1. Составить словарный диктант на изученные орфограммы по теме «Имя прилагательное»
- 2. Выполнить упражнение №
- 3. Составить кроссворд по теме «Имя прилагательное как часть речи»
- 4. Игра-кроссворд (всем)