Открытый урок русского языка
в 5 классе на тему:
«Имя прилагательное»


Подготовила и провела:
Ахмедова Регина Рамазановна
Автор: Ахмедова Регина Рамазановна
Должность: Учитель русского языка и литературы.
Место работы,: МКОУ «Испикская СОШ»
Регион: Республика Дагестан, С. Стальский район
Структура урока усвоения новых знаний:
Целевая аудитория:
Классный руководитель
Учитель (преподаватель)
Класс: 5 класс
Предмет: Русский язык
Цели урока:
Обучающая:
1. Обобщить и закрепить знания по теме «Имя прилагательное».
2. Проверить уровень знаний по теме и умение применять полученные знания на практике.
Развивающая:
1.Способствовать интеллектуальному и общему развитию учащихся: развивать мышление, умение анализировать, сравнивать и строить аналогии; объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
2. Развивать творческие способности учащихся.
Воспитывающая:
Воспитание интереса к изучению русского языка, любви к русской природе.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская
Используемое оборудование:
Мультимедийный проектор, смайлики, индивидуальные карточки, учебные принадлежности
Организационный этап. (музыкальное сопровождение)
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык,
Он дорог мне, он мой……
Но как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне как небо,
Каждый миг.
На нем живые , трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них…
Текут две речки в сердце , не мелея,
Становятся единою рекой….
Забыв родной язык---
Я онемею,
Утратив русский----
Стану я глухой.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поздоровайтесь с гостями.
Проверка настроения. Сейчас мы посмотрим какое у вас настроение. Обратите внимание, перед вами на столах лежат улыбающееся солнышко и хмурая тучка. Выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение.
-Вижу все вы выбрали солнышко, я рада, что у вас у всех хорошее настроение, давайте, приступим к уроку.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности уч. (Создаю проблемную ситуацию)
Определяем тему урока
Учитель: А сейчас, ребята , мы с вами постараемся определить тему нашего сегодняшнего урока.
Для этого нам нужно восстановить текст вставляя пропущенные слова.
- /СЛАЙД № 2/
Учитель : Давайте восстановим текст, вставим данные слова на место.
(дети работают в тетради.)
Барсучонок
Из травы показалась мордочка с ________носиком, _______________ глазками и ______________ ушками. Это был барсучонок.
Мордочка у зверька была очень ___________. От носа к ушам тянулись __________ полосы. Как будто зверек надел __________ маску.
Барсучонок выбрался из травы.
Какой же он был __________!
Учитель: Ребята, вы справились с заданием, /СЛАЙД № 3/
Учитель: Теперь скажите, какую роль выполняют данные слова в предложении? (Они описывают существительные)
Учитель: На какие вопросы отвечают эти слова? (какой?)
Учитель: Что они обозначают? (Признак предмета)
Учитель: К какой части речи относятся эти слова? (Прилагательному)
Учитель: Об этой части речи мы сегодня и поговорим. …
Объявляю тему урока /СЛАЙД № 4/
Учитель: Правильно, ребята, тема нашего сегодняшнего урока
«Имя прилагательное»
Открываем тетради и записываем тему урока.
Определяем цели урока
2. Учитель: Теперь, давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.
- Как вы думаете, чему мы сегодня с вами должны будем научиться?
Ученик: Что обозначают прилагательные?
-Какие признаки обозначают прилагательные?
-На какие вопросы отвечают прилагательные?
Объявляю цели урока /СЛАЙД № 5/
Учитель: Сегодня, ребята, нам с вами предстоит узнать:
-Что обозначает прилагательное и на какие вопросы отвечает?
-Какие признаки могут обозначать имена прилагательные?
- Синтаксическую роль прилагательного в предложении.
Актуализация опорных знаний об имени прилагательном.
Усвоение новых знаний /СЛАЙД № 6/
Учитель: На уроках русского языка мы часто отгадываем загадки про разные слова. И это занятие мы тоже начнем с загадок.
-Угадайте, о каких предметах идет речь.
1) Яркое, теплое, золотое, лучистое – солнце.
2) Оранжевый, сочный, круглый, сладкий – апельсин.
3) Голубая извилистая, глубокая, быстрая – река.
4) Школьные, летние, веселые – каникулы
Учитель: Конечно, вы легко угадали загаданные предметы, ведь были указаны на их признаки.
При помощи слов-признаков мы можем описать:
Цвет, форму, размер, вкус, вес, звук… итд
Учитель: Итак, имя прилагательное- самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета. Под признаком понимаются отличительные свойства и качества предмета. Эти свойства и качества различны. Обратите внимание на доску.
Создаю проблемную ситуацию. /Слайд № 7/
(записаны имена прилагательные)
Каждый ребенок от группы выходит и записывает имена прилагательные в столбик
(Смелый, деревянный, мамин, красный, каменный, собачий, большой, лисий, круглый. )
Смелый Деревянный Мамин
Красный Каменный Собачий
Большой Лисий
Круглый
-Учитель: Что обозначают слова в первом столбике?
(цвет, размер, форму, качества человека)
-Учитель : Что обозначают прилагательные во втором столбике?
( материал)
-Учитель: В третьем?
(принадлежность предмета кому-либо)
Учитель: Как вы думаете, почему мы распределили прилагательные на 3 группы?
(они делятся по значению на 3 группы)
Объяснение новой темы /СЛАЙД №8 /
Учитель : Правильно , ребята, имена прилагательные могут обозначать:
1) Качественные признаки, которые характеризуют предмет по размеру, внешнему виду, форме, вкусу, запаху, весу и тд. Красивая шляпа (Какая?)
2) Признаки, которые указывают на отношение предмета к чему-нибудь, например, к материалу, из которого он сделан: Соломенная шляпа (Какая?)
3) Признаки предмета по его принадлежности кому-либо: Мамина шляпа (Чья?)
Первичная проверка понимания
Учитель: Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили.
Для этого проведем игру.
Игра-аукцион «Подарок» (работа в группах ) /СЛАЙД №9/
Учитель : У меня на столе лежат предметы, я показываю по одному предмету. По одному ученику из каждой группы встает и описывает данный предмет в зависимости от их признака. Кто дает правильный ответ, тот получает подарок.
Качественные Относительные Притяжательные
Яблоко Пенал Сувенир
Игрушка Чехол для тел. Тетрадь
Плитка Шарик Игрушка
Учитель : Молодцы, ребята. Вы все справились!
Учитель: А теперь, давайте, ребята, мы с вами постараемся узнать с какой частью речи в предложении связаны имена прилагательные.
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов)
/СЛАЙД №10/
Учитель: Находим прилагательные. Как вы думаете, от какого слова ставится вопрос к прилагательному?
Ученик: От слова «Парус» - Сущ.
Учитель: Правильно, ребята , вопрос ставится от существительного к прилагательному.
Учитель: Так, с какой частью речи согласуется прилагательное?
Дети : С существительным.
Учитель: Правильно, ребята, в предложении имена прилагательные связаны с именами существительными. Существительное является главным словом для прилагательного. Род, число и падеж прилагательного зависит от рода, числа и падежа существительного.
Учитель: Делаем синтаксический разбор (прост. пред.), даем характеристику.
Учитель: В предложении имена прилагательные чаще всего являются определением, иногда сказуемым.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
/Слайд № 11 /
Учитель: Давайте еще раз мы с вами повторим….
-Имя прилагательное обозначает признак предмета.
-Изменяется по родам , числам и падежам.
-Согласуется с существительным.
-Отвечает на вопросы (какой?, чей?)
-В предложении является определением.
Учитель : Молодцы , ребята….
.
IV. Выявление места и причины затруднения.
Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.
Роль прилагательного в речи /СЛАЙД № 12/
Учитель: Давайте понаблюдаем, какую роль в нашей речи играют имена прилагательные
Послушайте отрывок из стихотворения поэтессы Антонины Каютиной , и обратите внимание, какие прилагательные использовал автор
По обычаям мудрым, по обычаям древним
Наши предки свои возводили селенья
Среди русских равнин, на высоких холмах
На песчаных привольных родных берегах.
Учитель: А теперь представьте себе, что получится, если бы вдруг все прилагательные исчезли.
- А получится, примерно, вот что:
/Слайд № 13/
Обычно наши предки возводили свои селенья среди равнин, на холмах, на берегах рек.
Учитель: Что произошло?
Ученик: Вся красота и поэтичность исчезла.
Учитель: Правильно, ребята, вся красота и поэтичность исчезла – фразы напоминают предложения из энциклопедической статьи.
Учитель: Послушайте, как умело используют прилагательные поэт Иван Бунин, для изображения осеннего леса. /СЛАЙД № 14/
(Ученик читает стихотворение )
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Учитель: Так , какую роль играют прилагательные в нашей речи?
Ученик : ________________________________________________
Ученик 1: Прилагательные обогащают нашу речь, делая ее более красочной.
Ученик 2: При помощи прилагательных мы описываем предметы.
Ученик 3: Прилагательные делают нашу речь выразительной, точной.
Творческая работа /СЛАЙД № 15/
Учитель: Теперь, ребята, давайте вы сами попытайтесь описать нам эту картину.
Д.: Наступила сказочная пора. Как красиво осенью в лесу! В разноцветные одеяния нарядились деревья и кусты. В солнечный день осенние листья буквально светятся в лучах. Солнце греет уже не так как летом, воздух уже холоден. Прогулка по лесу успокаивает и приносит удовольствие …………
Учитель: Что у нас получился?
Ученик : Текст
Учитель : При описании предметов что мы используем?
Ученик: Прилагательные
Учитель: При описании с помощью прилагательных, какой текст у нас получился?
Ученик : Текст-описание.
Учитель : Молодцы , ребята.
Физминутка /СЛАЙД № 16/
Учитель: Перед следующим этапом проведем физминутку, но она у нас будет рабочая.
Я зачитываю утверждения, если вы согласны, вы подтягиваетесь, если нет- сжимаетесь в комочек. Заодно мы и проверим насколько хорошо вы запомнили , что такое прилагательное.
Прилагательное – это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы какой?, чей?
В предложении прилагательные чаще всего являются дополнением.
Прилагательные обозначают признак предмета
Имя прилагательное согласуется с глаголом. (НЕТ) А с какой частью речи согласуются?
Прилагательные делают нашу речь красивой и выразительной, без них невозможно обойтись
Уч: Учитель: Посмотрите, как мы замечательно с вами справились со всеми утверждениями .Молодцы, ребята. Садитесь на ваши места.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
а) Дифференцированные задания по уровням. /СЛАЙД № 17- 18/
Уровень I.
Образуйте от существительных имена прилагательные.
Отечество- …, берёза - …, солнце -…, ягода -..., ум - …, добро -…
Уровень II.
Запишите словосочетания в три столбика в зависимости от признаков прилагательного.
Большая страна, хрустальная ваза, мамино вязание, красивый закат, дедушкин огород, кожаная сумка, лисий хвост, золотое кольцо ,добрый человек.
Уровень III.
По смыслу предложения вставить прилагательные , согласуя их с существительными в роде, числе и падеже.
Прилагательные: Жаркий, знойный, зеленый, высокий, могучий, солнечный.
Наступило ( … ) лето.
Только в (… ) лесу сквозь ( …. ) деревья пробивались (… ) лучи.
1.Наступило жаркое, знойное лето. 2. Только в зеленом лесу сквозь высокие , могучие деревья пробивались солнечные лучи.
Б). Самостоятельная работа с взаимопроверкой. / СЛАЙД №19/
Работа по карточкам
.
Учитель : Вы все найдете у себя на партах карточки с заданиями в форме тестов. На каждый вопрос даны три варианта ответов. Внимательно прочитайте и выберите тот вариант, который вы считаете правильным. А в конце мы проверим.
Имя прилагательное –часть речи, которая :
А) обозначает признак, но как предмет;
Б) обозначает признак предмета;
В) обозначает действие или состояние предмета.
2. Указать имена прилагательные:
А) бледнеть;
Б) бледноватый;
В) бледнота.
3. У прилагательного нет следующего признака:
А) времени;
Б) числа;
В) рода.
4. Указать имена прилагательные с окончаниями – ая:
А) даль___(дорога)
Б) осенн___(грязь)
В) лучш____(ученица)
Уч.: Молодцы, ребята!
Учитель: А сейчас внимание на доску. Вот картинка, постарайтесь подобрать ко всему, что на ней изображено как можно больше прилагательных. /СЛАЙД № 20/
Ученик: Море – синее, глубокое.
В волнах золотые рыбки
Парус- белый, лодка деревянная, быстрая
Солнце – круглое, яркое, желтое
Дом – большой, кирпичный
Дерево – высокое, зеленое..
Цветы – красные, синие, желтые…
Собака – рыжая с белыми пятнами, добрая и ласковая.
Птица летит – длиннохвостая, с белыми боками и черной головой.
Учитель : Молодцы , ребята, какая красота у нас получилась /СЛАЙД № 27/
VΙ. Итог урока
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке.?
- Вам понравился ?
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Написать сочинение-описание на тему «Моя любимая игрушка»
/СЛАЙД №28/
Выставление оценок
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. /СЛАЙД № 29/
Учитель: Подошел к концу наш урок. Каким получился он для вас? Подумайте и оцените наш урок , выберите тот смайл, который соответствует вашей оценке.
.