СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное 2 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок введения понятия "имя прилагательное". Учащиеся учатся находить прилагательные в предложении  с помощью вопросов. 

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное 2 класс»

Тема урока: Имя прилагательное.

Задачи:

- обучающие: уметь определять имя прилагательное; уметь распознавать имя прилагательное среди других частей речи и в тексте по обобщенному лексическому значению и вопросу, подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные к именам существительным.

-развивающие: формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами); формировать умения анализировать, сравнивать; развивать умение оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.

-воспитательные: расширять культурный кругозор, воспитывать любовь к родному слову.

Тип урока :урок формирования знаний

Формы работы учащихся: эвристическая беседа, составление связного текста, комментированное письмо, самостоятельная работа.

УУД: 1.Предметные:определение роли прилагательных в русском языке

2.Личностные: мотивация к учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

3.Регулятивные:формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой форме, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном, выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения

4.Познавательные: называть и определять объекты и явления окружающей действительности, подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков, установление причинно-следственных связей;

5.Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, ставить вопросы.

Ход урока.

1.Организация класса.

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.

Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:

И учебник , и тетрадки.
Я настроился, готов
Заниматься весь урок.

-Давайте поприветствует друг друга, соприкасаясь ладошками соседа по парте, передавая теплоту рук и хорошее настроение.

Я имя ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют ещё….

- А вот как называют его и о чём идёт речь нам предстоит узнать на уроке.

- Представьте себе, что вы ученые. Чем занимаются ученые? (высказывания детей)

- Уважаемый ученый, прочитай в толковом словаре Ожегова, кто такие ученые.

  • Учёный –специалист в какой – то области науки.( 1 слайд)

- Чем ученые занимаются?

-Все ученые ведут свои записи в тетрадях и ставят дату. Запишите дату.

Чистописание.

- У меня на доске записаны пословицы . О чем они? (слайд 2)

  • Без муки нет и науки.

  • Век живи — век учись.

  • Мудрено тому учить, чего сами не знаем.

- Как вы думаете , почему я выбрала именно эти пословицы? Как мы должны трудиться на уроке?

- Выберете пословицу, которая вам больше понравилась. Запишите ее себе в тетрадь и эта пословица станет вашим девизом на нашем уроке.

2.Изучение нового материала.

- Раз вы ученые, то мы должны сделать свое открытие. Послушайте мелодию Чайковского из цикла «Времена года» «Март». (слайд 3)

На доске напечатано и прикреплено обратной стороной часть предложения

Эта мелодия..

- Дайте характеристику этой мелодии.

Выслушиваются ответы. Часть предложения переворачиваю.

По классу развешены слова: солнце, нежная, сиять, мелодичная, подснежник, птицы, лиричная, журчать, светлая., грустная, спокойная, звон, светить, кричать.

- Как ученые, вы должны быть очень внимательны. Посмотрите вокруг. По классу развешаны карточки-слова. Выберите те слова, которые точно подходят к данной мелодии и запишите к себе в тетрадь.

- Какое слово …. нашел? Прикрепите к нашему предложению.

- А какое слово ты… нашел? (проделывают, пока не подберут все слова)

Выслушиваю ответы и дети крепят выбранные слова.

-На какой вопрос отвечают слова? Задайте вопрос к словам.

-Вспомните, как называется часть речи, которая отвечает на вопрос какая?

(прилагательное) (слайд 4)

- Предположите, какой части речи будет посвящен урок. Какова цель нашего урока (Будем учиться различать прилагательные, узнавать их в речи, определим роль прилагательных в русском языке)

- Открыли учебник с. 23 № 44

Итог:- Что вы для себя открыли, на какие вопросы отвечает имя прилагательное? (слайд 5)

- Дорогие ученые, проведем опыт. Возьмите воздушные шары и надуйте их. Я считаю 1- вдох, 2-выдох, 3-вдох,4- выдох. Покажите результат опыта. Внимательно посмотрите на шарики своих коллег. Что между ними общего? (предмет-шар). Чем отличаются?(различаются по цвету, величине, то есть указывают признак)

-Какую часть речи употребили?

Итог: Что может обозначать имя прилагательное? (признак предмета)(слайд 6)

-Сформулируйте определение, что такое имя прилагательное.

  • Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какая? какое? какой? какие?

- Правильно вы дали определение имени прилагательному? Давайте прочитаем в учебнике с. 25.

В толковом словаре В.И. Даля имя прилагательное толкуется так………..

  • Прилагательное – имя, прилагаемое к существительному, для обозначения свойств или качеств его. (слайд 7)

- Как вы считаете, нужны имена прилагательные в речи? Почему? Проведем эксперимент.

У вас на столе лежат карточки, прочитайте текст и ответьте на вопрос: о каком звере идет речь. Время выполнения 1 минута.

Под кустом притаился __________ зверь. У него_________ уши, _________хвост. Тело покрыто __________шерстью. Есть__________ зубы. (слайд 8)

Слова для справок: маленький, рыжий, хищный, короткие, длинные, серые, длинный, красивый, коротенький, белой, серой, рыжей, маленькие, острые, крепкие.

-О каком звере идет речь? Как вы думаете? (О зайце, о лисе, волке. )

-Подберите прилагательные к тексту, которые

1 ряд характеризуют зайчика, 2 ряд- лисица,3 ряд-волка . На выполнение задания 3 минуты.

Групповая работа. ( по рядам- мини-группы)

Все тексты выслушиваются.

--Какая часть речи нам помогла описать животное?
Вывод: Нужны нам имена прилагательные? Для чего? (Они обогащают русский язык, делая нашу речь красивой, образной и богатой.)

3.Закрепление изученного материала.

- Мы продолжаем заниматься исследовательской работой. Откройте учебник и с. 24 № 45

- Оцените работу юного ученого.

Итог: - Какая часть речи помогла вам справиться с заданием.

-Каждому первооткрывателю нужен отдых, для свершения новых открытий. Я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка.

Попробуйте движениями, мимикой, жестами показывать признаки предметов: большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, шумный, радостный , прыгучий, тихий. Тихо сели. Молодцы.

4.Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику:

-Молодцы, продолжим наши открытия. Откройте учебник с.25 № 47

- Что нужно сделать? (списать и подчеркнуть прилагательные)

-Уважаемые учёные вашему вниманию предлагается текст ученика, в котором он рассказывает о своём классе. Прочитайте.

  • Мы учимся во 2 классе. Учиться нам нравится . После уроков мы гуляем на улице. Мы любим играть в подвижные игры. (слайд 9)

- Охарактеризуйте текст, какой он по вашему мнению?(скучный)

- Почему текст получился скучным? (нет прилагательных)

-Давайте расскажем о нашем классе. У каждого ряда на последнем столе лежит карточка. Сейчас последний стол допишет 1 предложение и передаст вперёд. и т.д.

- Прочитаем получившийся текст.

- Какая часть речи украшает нашу речь?

- Что такое имя прилагательное?

Очень занимательное – Имя прилагательное.

Трудно будет без него, если пропадет оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить? Что тогда получиться?

Не скажем мы – прекрасное, не скажем – безобразное,

Не скажем маме милая, красивая, любимая,

Отцу, и брату, и сестре не сможем говорить нигде

Эти замечательные прилагательные.

Чтобы все отличным стало,

Разных признаков немало будем всюду замечать

И к месту в речи их вставлять.

 Итог урока

- Окончен урок, вы старались и усердно трудились.

- Я вам благодарна. Сегодня вы сделали много открытий, исследований. Вам пора подвести итоги над проделанной работой.

Оцените себя: (слайд 10)

1.Запомнил, что обозначает прилагательное, и на какие вопросы отвечает.

2.Смогу найти прилагательное в тексте.

3.Смогу дополнить текст - прилагательными.

зелёный – всё понял, жёлтый – затрудняюсь, красный - ничего не понял

5. Дом.задание с.25 № 48 правило с.25 наизусть (слайд 11)