СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное»

Конспект урока (УМК «Школа России»)

Предмет: русский язык Класс: 3

Тема урока: «Имя существительное»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Цели урока:

Деятельностная - формирование умения определять имена существительные.

Предметно-дидактическая - создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель и учебные задачи на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; проводить сравнение и классификацию слов; искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; развивать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; развивать умение сравнивать и делать выводы.

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности (2-3 мин.)


Добрый день, ребята!

- Сегодня у нас урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете?

- А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам?

-Чего вы ждете от этого урока?





- Как бы вы хотели, чтобы прошел урок?





- Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания»

- Кто такие исследователи?



- Мы будем исследователями, будем учёными, будем доказывать, рассуждать, выдвигать свои предположения.

-Здравствуйте!

- Для того, чтобы получать новые знания.

- Да хотим. Знания нужны для того, чтобы быть образованными, умными, культурными…

- Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас.

- С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось.

- Дети повторяют.


- Дети работают с толковыми словарями.

Находят значение слова «исследователь»










Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  1. Актуализация знаний (5-6 мин.)

Что вы любите делать больше всего?

- Тогда давайте начнем наш урок с игры, я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет-ка».

- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

- В слове обязательно должен быть суффикс?

- В слове вьюга пишется Ъ знак?

- Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными?

-В слове яблоко первый звук [й]?

- Слова глупый и умный – антонимы?

- В слове пошел приставка па-?

- Приставка стоит перед корнем?

- Подлежащее может быть только существительным?

- Мы с вами уже все знаем об имени существительном?

Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или «Нет!»

Да.



Нет.



Нет.

Да.

Да.

Да.

Нет.

Да.



Нет. Да.

Конечно, хотим. А как?

Предметные:

знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам;

Метапредметные (УУД)

познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

осуществлять самоконтроль;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные: слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения.

  1. Постановка проблемы (2-3 мин.)

- Из всего что мы сейчас сказали, давайте сформулируем тему нашего урока.

- О чем мы будем говорить на уроке?

- Тема урока ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ



- Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?

1.Находить имена существительные среди других слов

2.Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному.

3.Узнавать значение имен существительных.

4.Учиться работать вместе, оценивать свою работу.

Предметные: определять части слова.

Метапредметные (УУД)

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний;

регулятивные: высказывать свое предположение;

коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

  1. Работа по теме урока (10 мин.)

1. Начиная с этого урока мы будем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике.

Но ведь с именем существительным мы немного знакомы, вспомним, что мы знаем о нем.

2.Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.)







Каждая группа получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования:

а) выпиши только имена существительные.

б) докажи, что они являются именами существительными:

-на какой вопрос отвечает слово?

-что обозначает слово?

в) сделайте вывод







Молодцы!!!

Оцените свою работу в группах.

Работа с учебником.











Дети вспоминают правило

1.Слушать друг друга

2.Уметь уступать

3.Уметь договариваться

4.Распределять роли в группе

Дети работают



Слова 1 группы: машина, долгий, ходьба, корова, ходить

Слова 2 группы: желтый, собака, прыжок, сидят, стул.

Слова 3 группы: стрельба, цветок, красивый, пишу, утка

Вывод: все слова, которые записали, отвечают на вопрос кто? или что?







Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения;

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать цель; строить речевое высказывание в устной форме; проводить сравнение и классификацию слов; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

  1. Физминутка (2-3 мин.)

Подвижная минутка

Дети выполняют подвижную минутку


  1. Первичное закрепление нового знания (7-8 мин.)

Работа в учебнике

Ребята, как вы думаете, что же такое предмет?

Что понимают под этим словом?

Верны ли наши предположения?





Теперь применим полученные знания и выполним упражнение по учебнику





Класс делится на команды (2 парты) и работают в группе.

- Из данных слогов и букв составьте как можно больше слов за 2 минуты.

ма, со,на, ри, с,ши, ре, та, г, не, к, в, у, ла, пи, ка, до, га, ле, ро, то, се, зе, ло, р, но



- Какие слова составили?

Дети работают,

Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы.



Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия.



Дети работают в группах.

Один представитель из группы читает составленные слова. Подводится итог групповой работе (чья группа составила больше слов, та и победила)

Ответы детей.

Личностные УУД:

- определять правила работы в парах;

Метапредметные (УУД)

регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свое мнение на основе учебного материала;

познавательные:

ориентироваться в учебнике;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); коммуникативные: слушать и понимать речь других;

уметь выражать свои мысли

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин)

-Теперь мы проверим свои знания и выполним самостоятельную работу.

Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Красная – высокий уровень, зеленая – низкий уровень, желтая – средний уровень. В карточке нужно распределить слова по группам в зависимости от значения.

Проверка.



Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2?

В чем испытывали трудности.





Дети выбирают понравившуюся им карточку и выполняют работу.Затем проверяют работу по эталону





Трудность в том, что не знаем значение некоторых слов, не можем правильно поставить вопрос к задаче.

Метапредметные (УУД)

регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль;

познавательные: осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные слушать и понимать речь других; умение точно выражать свои мысли.

  1. Рефлексия учебной деятельности (2-3 мин.)

Сейчас оцените свою работу.

В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?

Выставляются оценки.

Самооценка деятельности

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я научился…

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

  1. Подведение итога урока (2-3 мин.)

Над какой темой работали?

Каким правилом пользовались?

Где будем использовать полученные знания?

Достигли поставленной цели?


Работали над темой имя существительное.

Дети еще раз повторяют правило.



Да.


Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

коммуникативные: уметь выражать свои мысли.

  1. Домашнее задание

Составить и записать по 7 слов, которые отвечают на вопрос кто? или что?



Познавательные: осуществлять анализ учебного материала.