Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Деятельностная - формирование умения определять имена существительные.
Предметно-дидактическая - создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации.
Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности (2-3 мин.) | Добрый день, ребята! - Сегодня у нас урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете? - А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам? -Чего вы ждете от этого урока? - Как бы вы хотели, чтобы прошел урок? - Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания» - Кто такие исследователи? - Мы будем исследователями, будем учёными, будем доказывать, рассуждать, выдвигать свои предположения. | -Здравствуйте! - Для того, чтобы получать новые знания. - Да хотим. Знания нужны для того, чтобы быть образованными, умными, культурными… - Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас. - С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось. - Дети повторяют. - Дети работают с толковыми словарями. Находят значение слова «исследователь» | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Актуализация знаний (5-6 мин.) | Что вы любите делать больше всего? - Тогда давайте начнем наш урок с игры, я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет-ка». - Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? - В слове обязательно должен быть суффикс? - В слове вьюга пишется Ъ знак? - Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными? -В слове яблоко первый звук [й]? - Слова глупый и умный – антонимы? - В слове пошел приставка па-? - Приставка стоит перед корнем? - Подлежащее может быть только существительным? - Мы с вами уже все знаем об имени существительном? | Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или «Нет!» Да. Нет. Нет. Да. Да. Да. Нет. Да. Нет. Да. Конечно, хотим. А как? | Предметные: знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам; Метапредметные (УУД) познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: осуществлять самоконтроль; высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения. |
Постановка проблемы (2-3 мин.) | - Из всего что мы сейчас сказали, давайте сформулируем тему нашего урока. - О чем мы будем говорить на уроке? - Тема урока ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться? | 1.Находить имена существительные среди других слов 2.Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному. 3.Узнавать значение имен существительных. 4.Учиться работать вместе, оценивать свою работу. | Предметные: определять части слова. Метапредметные (УУД) познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). |
Работа по теме урока (10 мин.) | 1. Начиная с этого урока мы будем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике. Но ведь с именем существительным мы немного знакомы, вспомним, что мы знаем о нем. 2.Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.) Каждая группа получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования: а) выпиши только имена существительные. б) докажи, что они являются именами существительными: -на какой вопрос отвечает слово? -что обозначает слово? в) сделайте вывод Молодцы!!! Оцените свою работу в группах. | Работа с учебником. Дети вспоминают правило 1.Слушать друг друга 2.Уметь уступать 3.Уметь договариваться 4.Распределять роли в группе Дети работают Слова 1 группы: машина, долгий, ходьба, корова, ходить Слова 2 группы: желтый, собака, прыжок, сидят, стул. Слова 3 группы: стрельба, цветок, красивый, пишу, утка Вывод: все слова, которые записали, отвечают на вопрос кто? или что? Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей. | Метапредметные УУД: Коммуникативные: слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать цель; строить речевое высказывание в устной форме; проводить сравнение и классификацию слов; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. |
Физминутка (2-3 мин.) | Подвижная минутка | Дети выполняют подвижную минутку | |
Первичное закрепление нового знания (7-8 мин.) | Работа в учебнике Ребята, как вы думаете, что же такое предмет? Что понимают под этим словом? Верны ли наши предположения? Теперь применим полученные знания и выполним упражнение по учебнику Класс делится на команды (2 парты) и работают в группе. - Из данных слогов и букв составьте как можно больше слов за 2 минуты. ма, со,на, ри, с,ши, ре, та, г, не, к, в, у, ла, пи, ка, до, га, ле, ро, то, се, зе, ло, р, но - Какие слова составили? | Дети работают, Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы. Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия. Дети работают в группах. Один представитель из группы читает составленные слова. Подводится итог групповой работе (чья группа составила больше слов, та и победила) Ответы детей. | Личностные УУД: - определять правила работы в парах; Метапредметные (УУД) регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свое мнение на основе учебного материала; познавательные: ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин) | -Теперь мы проверим свои знания и выполним самостоятельную работу. Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Красная – высокий уровень, зеленая – низкий уровень, желтая – средний уровень. В карточке нужно распределить слова по группам в зависимости от значения. Проверка. Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2? В чем испытывали трудности. | Дети выбирают понравившуюся им карточку и выполняют работу.Затем проверяют работу по эталону Трудность в том, что не знаем значение некоторых слов, не можем правильно поставить вопрос к задаче. | Метапредметные (УУД) регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; познавательные: осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные слушать и понимать речь других; умение точно выражать свои мысли. |
Рефлексия учебной деятельности (2-3 мин.) | Сейчас оцените свою работу. В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать? Выставляются оценки. | Самооценка деятельности Мне было интересно… Мне было трудно… Я научился… | Метапредметные (УУД) регулятивные: осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. |
Подведение итога урока (2-3 мин.) | Над какой темой работали? Каким правилом пользовались? Где будем использовать полученные знания? Достигли поставленной цели? | Работали над темой имя существительное. Дети еще раз повторяют правило. Да. | Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. коммуникативные: уметь выражать свои мысли. |
Домашнее задание | Составить и записать по 7 слов, которые отвечают на вопрос кто? или что? | | Познавательные: осуществлять анализ учебного материала. |