СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное как часть речи»

Урок________ Класс_________ Дата_________

Тема. Имя существительное как часть речи

Цели: приведение усвоенных учащимися понятий в стройную систему, которая предусматривает раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами; сознательное овладение основными теориями и ведущими идеями учебного предмета или принципами соответствующей отрасли науки.

                       Личностные:

       создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

         создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

         формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.    

                                            Предметные:

знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имён существительных;

умение находить существительные в тексте, разбирать их.

                                        Метапредметные:

Регулятивные:

формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;

уметь оценивать свою работу.

Коммуникативные:

развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;

формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

формировать умение работать с  текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;

понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;

извлекать нужную информацию.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование:

Ход урока

1

Организационный момент.

3 мин.

Я предлагаю вам внимательно прочитать высказывание языковеда, которое записано на доске.

Лев Васильевич Успенский писал: « Имя существительное – хлеб языка»

(Синтаксическая, фонетическая, пунктуационная разминка)

- Подумайте и скажите, почему именно эти слова мы взяли в качестве эпиграфа?

1. Каков смысл высказывания? Как вы понимаете? (Человек не может обойтись без пищи, язык не может обойтись без имени существительного. Это самая важная, существенная часть речи в русском языке – коммуникативная, номинативная (при помощи языка человек называет все явления и предметы действительности) и эмоционально – выразительная роль. Невозможно представить нашу жизнь без хлеба и невозможно представить русский язык без существительных. На каждые 100 слов приходится 40 имен существительных, русский язык держится на именах существительных.

Дайте синтаксическую характеристику предложения.

- Постановка тире. Чем выражено имя существительное? (Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным именем сущ. в Им.падеже)

Хлеб – посчитаем буквы и звуки, в чем особенность с точки зрения фонетики?

2

Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников

2 мин.

Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы. Запишите тему сегодняшнего урока: «Имя существительное как часть речи.

Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с этой удивительной частью речи.

К. Г. Паустовский утверждал: "Нет ничего такого в жизни, и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нежность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия".

Эти слова К.Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт говорит: "Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам".

- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи). Дети предлагают цели: вспомнить, что такое имя существительное; какие морфологические признаки свойственны этой части речи? как изменяются имена существительные?

каким членом предложения может быть?

В течение урока мы будем создавать проект «Имя существительное». Обратите внимание на доску. Вы видите нарисовано дерево- существительное, а также листики к этому дереву, которые будут обозначать морфологические признаки имени существительного. В ходе урока вы должны будете прикрепить к дереву все листы с признаками существительного.

За урок вы получите несколько отметок: устные ответы, работа в тетради, работа на карточке, в журнал – среднее арифметическое.

3

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

5 мин.

1) Творческая практическая деятельность. Определение роли существительных в речи.

Прослушайте несколько строк из стихотворения А. Фета.(слайд на доске, ученик читает)

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Узнай орфограмму. ( Назовите слова на правописание орфограммы « Правописание безударной гласной в корне слова». Назовите слова на правописание орфограммы «Правописание парных согласных в корне слова». Какие ещё орфограммы встречаются в этом стихотворении?)

Давайте посмотрим на это стихотворение, определим части речи всех слов.

Назовем имена существительные в стихотворении.(дети называют по цепочке) (Выписывают имена существительные в тетрадях). Какова роль имен существительных в речи?

- Слов какой части речи больше всего использует поэт? - Сколько существительных в этом стихотворении? Для чего они необходимы в данном стихотворении?(помогают создать образ. А образ-это то, что мы видим, вместе- это картина, если мы представим, то можем нарисовать картины природы и передать состояние, настроение человека). В этом стихотворении 22 слова, из них – 14 имен существительных, 6прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

Вывод: Поэт насыщает поэтический текст именами существительными для того, чтобы нарисовать читателю картину ночи.

- Какое из записанных вами существительных можно исключить и по какому признаку?- Как вы это определили? – Правильный ответ: Соловей – т.к. одушевленное, отвечает на вопрос кто?и обозначает живое существо

А что еще помогает разграничить одушевленные и неодушевленные существительные? (вопросы кто? или что?, смысл, форма ед. числа Р.п. падежа)

Дают ответы, пытаются исключить и существительные по разным признакам.

Что вы узнали, повторили??? Повторили одушевленность

4

Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений

5 мин.

2) Работа в группах. Первичное закрепление знаний.

Давайте поработаем в группах(умейте выслушать друг друга. Предлагаю вам выполнить следуюшее задание)

- Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в группах. Парах.

На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы.

1. Прочитайте слова:

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, в…лосипе_, п…лот, с_бака, м…лахит, тр…кторист, к_рова.

Распределите слова в зависимости от значения.

2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. ряды

3. Подчеркните вставленные буквы. Расскажите друг другу орфограмму, которую вспомнили, выполняя задание?

4.Обозначьте род имён существительных.

- Повернулись тихо к своим товарищам и дружно, давая возможность каждому высказаться, обсуждая шёпотом, работаем.

Распечатка на цветных листах, дети выходят клеят на доску

1группы.

1) названия людей; (Оле _, пилот, тр..кторист)

2) названия предметов. (Зеркало, тетра_ ь, в…лосипе _)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

2 группа

1) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)

2) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

3 группа

1) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)

2) названия веществ. (Нефть, м…лахит, м_ локо)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

Что вы знаете о существительном? На какие группы можно распределить? – Одушевленные, неодушевленные. Собственные, нарицательные.

Не забывайте прикреплять листики к дереву. Украшаем дерево листочками.

Что мы повторили о существительном?

 

 

 

5

Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий

Самостоятельная работа с самопроверкой. На какие еще группы делятся существительные?

1.Тренировочное упражнение. Формулирование правила. Распределите данные слова на два столбика

Нарицательные имена существительные

Собственные имена существительные

Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В, в)олк, (И,и)лья (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», « Ералаш», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген, (О,о)рел, (Р,р)оза, (З,з)емля, (Ш,ш)арик

-Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных?

-Кто был внимателен, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой буквы, во втором – с маленькой. Почему? (Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные) Рентген – ученый, рентген – просвечивание рентгеновскими лучами

Игра «Я – волшебник».

- Превратите имена нарицательные в имена собственные.

Птица орёл – (город Орёл);

Цветок роза – (девочка Роза);

Плодородная земля – (планета Земля);

Воздушный шарик – (собака Шарик).

3) Продолжаем работу над проектом.

1.Что вы знаете о склонении имён существительных? Расскажите, какие существительные относятся к 1,2,3 склонению.

Давайте проверим умеете ли вы определять склонение. Выполним цифровой диктант.

Определите склонение имён существительных

Осень, зима, весна, лето; март, апрель; ель, сосна; вьюга, метель, солнце, радость.

- Рожь, тополь, брошюра, местность, смелость, руль, шалаш, циркуль, картофель, чувство, аллея, ветка, детство, юноша.

В тетрадях: 3, 1, 1, 2, 2, 2, 3, 1, 1, 3, 2, 3.

3,2,1,3,3,2,2,2,2,2,1,1,2,1. Взаимопроверка

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Гимнастика для глаз. ( Посмотрите вокруг себя, зафиксируйте взглядом предметы)

Глазами вправо – глазами влево.

Мы ищем существительные смело

Вниз и вверх, еще разок

Продолжаем мы урок.

1. Вспомните, как изменяются имена существительные (по родам и числам)

 

Не забываем прикреплять к дереву листочки.

2.Игра «Белая ворона» (по рядам). Или по группам ( 2 стола,4 человека)

Для того, чтобы вспомнить морфологические признаки сущ. –го, предлагаю игру

« Четвертый лишний» Работа у доски

- Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?

а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .

запись в тетрадь

Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа.

Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.

б) Песни, ножницы, кони, бури.

Общее: все во множественном числе.

Исключить: ножницы –употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное существительное.

в) Грач..., печ..., ноч...,доч... .

Общее: существительные с шипящей на конце.

Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом.

- С какой целью мы выполняли данное задание? (оно помогло вспомнить морфологические признаки существительных)

- Итак,  какие признаки имени существительного мы с вами  вспомнили?

Работа с учебником

Упражнение 229, 231

( ответ: Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение).- А как вы считаете, это признаки постоянные или непостоянные? (ответ: постоянные, т.к. не подвергаются изменению)

Вспоминают морфологические признаки имен существительных: постоянные: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение; непостоянные: падеж, число

4.Работа на карточках. Определение синтаксической роли.

А какова синтаксическая роль имен существительных в предложении? Ученик у доски. Индивидуальная работа.

- Определите, какую роль играет слово «дерево» в приведенных предложениях.

Дерево поднялось выше дома.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.

Сосна – это хвойное дерево.

Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

Формулируют правило: в предложениях имена существительные могут быть подлежащими, сказуемыми, дополнениями, обстоятельствами.

Обобщим наши знания, выполнив морфологический разбор.

- У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Морфология, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор.

Разбор слова на экране. Слово выделить шрифтом и 3 варианта

Осенью

Когда сквозная паутина3
Разносит нити ясных дней
И под окном3у селянина
Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы3,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы. (Афанасий Фет)

Дети, какие слова вам непонятны? Вывести на слайде слова- значение слов

Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.

Я, ______________, - имя существительное, так как обозначаю _____________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное -неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль_____________________

6

Итоги урока. Рефлексия. Сообщение домашнего задания

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

- У кого в гостях мы сегодня побывали?

- Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?

- Какие признаки имени существительного мы повторили?

(Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что? Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют род, число, падеж и склонение).

- Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Что нового вы узнали для себя на уроке?

- Довольны ли своей работой?

- Я надеюсь, что на последующих уроках мы вместе сможем преодолеть все сложности, которые у вас возникли.

- Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать:

Домашнее задание

Упраж. 232 (устно), 233 (письменно)































6 класс Дата____________________

Тема. Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка, прививать любовь к животным.

Метапредметные: анализ, сравнение, выполнение упражнений.

Предметные: умение распознавать склоняемые, разносклоняемые и несклоняемые имена существительные, приводить примеры.

Оборудование: раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

- Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Запишите, пожалуйста, дату:

Ребята, давайте зарядимся хорошим настроением, потому что с положительными эмоциями легче работать.

Улыбнёмся солнышку,

Дадим друг другу руку –

Поднимем настроение

Себе и другу.

(подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения)

II. Вступительная беседа. Синтаксическая разминка.

Задание: записать предложения, расставив грамотно знаки препинания. Найти разносклоняемые имена сущ., определить падеж.

1 Васютка знал, что кедровка – птица полезная: она разносит по тайге семена кедра. 2. Матрос замолчал и стал вытирать платочком лоб, ветер играл красным шелковым лоскутком, как знаменем.

Распределительный диктант

Догорать, неукоснительно, заря, касание, озарение, перегореть, касаться, озаряться, прикоснуться, возрастание, росток, проложить, возрастной, излагать, Ростов, доложить, водоросли, возгорание, выросли, наращение.


Ребята, какую часть речи изучаем ?(Имя существительное.)

-Что такое имя существительное?(Имя существительное-это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? )

-Какие грамматические признаки имени существительного знаете? (Собственное или нарицательное, одушевленное и неодушевленное, род, тип склонения, число, падеж.)

-Сегодня на уроке мы узнаем новую группу слов этой части речи.

А сейчас словарная работа. (Работа в тетрадях)

Словарь: инфекция, дубликат, пальто, издательство, жюри.

-Назовите лишнее слово (инфекция). Почему? (Инфекция-существительное, 1-го склонения, ж.р., так как окончание -я.

-А остальные слова какого склонения? (2-го) Почему? (м.р. с нулевым окончанием, и ср.р. с окончанием –о ).

-Что такое склонение имён существительных? (Изменение формы слова, изменение по падежам, изменение окончаний).

-Что такое окончание? (Окончание-это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении).

3) Просклонять на доске и в тетрадях слово имя, пламя, стремя. Выделить окончания.

4) § 31 с. 122 теория. (Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа.)

V. Несклоняемые существительные

ПОСЛУШАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ:

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру.

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

У.: А почему вы смеялись? Что-нибудь не так?

ЕСТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, КОТОРЫЕ НЕ СКЛОНЯЮТСЯ ПО ПАДЕЖАМ.

Выписываем все существительные, в употреблении которых были допущены ошибки. Склоняем по падежам. Действительно, ничего не меняется.

- Как определим род?

- по полу.

-неодушевленные по слову, которым можно заменить.

5) Учитель читает стихотворение, учащиеся отвечают на вопросы и склоняют одно из несклоняемых сущ-ных.

Колибри, кенгуру, шоссе,

Фламинго, пони, шимпанзе,

Какао, кофе, домино,

Алоэ, радио, кино,

Такси, метро, купе, пальто,

Кашне, кафе, трюмо, манто,

И какаду, драже, пари,

И интервью, рагу, жюри,

И пианино, и фойе,

Пюре, бюро и ателье -

Ты все слова запоминай

И никогда не изменяй!

-О чем это стихотворение?

-В каких строчках раскрывается основная мысль стихотворение?

-Как вы думаете, откуда эти слова пришли в русский язык? (Правильно, это существительные иноязычного происхождения и они не склоняются, т. е. имеют для всех падежей одну и ту же форму).

Несклоняемое существительное:

И.п. построено метро

Р.п. стою у метро

Д.п. иду по метро

В.п. вижу метро

Т.п. восхищаюсь метро

П.п. еду в метро

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Змейка.

Скрестить руки ладонями друг к другу. Сцепить пальцы в «замок». Вывернуть руки к себе. Затем взрослый говорит, каким пальцем пошевелить. Упражнение заканчивается, когда поработали все десять пальцев.

В русском языке есть имена существительные, которые изменяются по падежам, не относясь ни к какому склонению, — разносклоняемые.

Выбирают 10 слов на –мя и слово путь

 К разносклоняемым относятся десять существительных на -мя  
(бремя, время, семя, темя, пламя, стремя, знамя, племя, имя, вымя)  
и слово путь.  


II.Тему новую опять надо мне запоминать.

Как упомнить все слова? Разболелась голова!

В стародавнее древнее ВРЕМЯ
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое ПЛЕМЯ
Первобытных людей-дикарей.


Они не знали, для чего корове ВЫМЯ,

Как написать свою фамилию и ИМЯ,

Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ –

Необразованное было это ПЛЕМЯ.


Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их БРЕМЯ забот,

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ,

Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ.

Над тем, как в булку превратить простое СЕМЯ,

С утра до вечера они чесали ТЕМЯ.

IV. Итоги урока. 1) Согласуйте имена прилагательные с несклоняемыми существительными, поставьте в предложном падеже.

Красивый такси

Очаровательный мисс

Зимний пальто

Вкусный кофе

Необычный пари

Выборочный диктант

2) Выпишите только те существительные, которые не относятся ни к одному из трех склонений.

Знамена, яблоки, ученики, пути, лошади, кофе, края, метро, шоколад, яблони, пекари.

ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА

Мне очень захотелось посмотреть фильм. В новом пальте я кинулся на улицу и, не воспользовавшись метром, решил добраться до следующей станции, перебежав шоссу. Но в кине я так и не побывал, так как пришел отец из депа и сказал, чтобы я учил Шевченку, читал Дюму, потом играл на пианине, иначе мы не пойдем в кафу.

V. Рефлексия. – Достигли ли мы цели урока?

- Что узнали нового?

Урок полезен, все понятно, Лишь кое-что чуть-чуть не ясно, Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться!

VI. Д/з. 1) § 31 с. 123 упр. 240.







































Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Разносклоняемые имена существительные»

Тип урока: комбинированный

Уровень подготовленности класса: средний

Цели:

  • Помочь учащимся познакомиться с разносклоняемыми существительными, особенностями их склонения, правописания.

  • Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;

  • Совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать.

Планируемые результаты:

 Предметные: Познакомиться с разносклоняемыми существительными; выявить особенности склонения существительных на –мя;  видеть их в тексте и правильно склонять.

Метапредметные:

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования категории имени существительного

Коммуникативные: определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции

Личностные:

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Формирование навыка организации анализа своей деятельности в составе группы

Оборудование: учебник, толковый словарь русского языка, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал для учащихся.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

(2-3 мин)

Здравствуйте, ребята!

(Эмоциональный настрой)

Ну-ка дружно потянитесь,

К соседу в группе повернитесь,

Ему пошире улыбнитесь,

В хорошем настроении садитесь.

Проверьте, всё ли у вас имеется для работы на уроке.

Сегодня у нас урок немного необычный, изучая новую тему, вам предстоит работать в группе, при этом помогая друг другу.

Выберете координатора группы (ответственного).

Но сначала вы выполните небольшую самостоятельную работу  по теме прошлого урока индивидуально.

приветствие одноклассников

проверка готовности к уроку

выбор координатора группы

Проверка домашнего задания

(5-7 мин)

Фронтальный опрос:

Что такое начальная форма имени существительного?

- Какие постоянные признаки существительных вам известны?

-Как определить категорию одушевленности-неодушевленности существительных?

- Какие непостоянные признаки?

- Как называется изменение существительных по падежам?

- От чего зависит выбор гласной в окончании существительных?

Самостоятельная работа:

«Игра крестики-нолики»

Цель: Проверка знаний

Задание: Проанализируйте предложенный вам языковой материал, в пустые клетки впишите только буквы, в соответствии с заданием

(о-н одуш./неодуш.; е-и оконч.сущ.)

Способ проверки: самопроверка по образцу (показан на слайде презентации)

Карточка 1

ФИ_____________________________________

Задание: Определите, какие существительные одушевленные, какие неодушевленные. В пустые клетки добавляйте только О или Н.

н

о

о

огурец, мартышка, кукла,

н

о

н

табун, собака, роза,

о

н

о

мертвец, кактус, голубь

Карточка 2

ФИ_____________________________________

Задание: Определите, какую гласную следует писать в окончании существительного.

В пустые клетки добавляйте только Е или И.

и

е

и

  на площад…,  по алле…,  у печ…,                

и

и

е

  в полици…,  у Наталь…, по привычк…,

е

и

и

  в паспорт…, на заняти…, по глупост…


Ответы учащихся:

- Сущ. в ед.ч., Им.п.

- Собст./нариц., одуш./неодуш., род, склонение.

- 1. задать вопрос

2. поставить во мн.ч. и посмотреть, какие падежи совпадают

Р=В – одуш.

И=В – неодуш.

- падеж и число

склонение

склонение

выполнение работы

самопроверка, самооценивание

Актуализация знаний, постановка цели и задач урока

(5 мин)

Цель: Проверка знаний о склонении, проверка умения аргументировать ответ, определять тему и цели урока

Постановка проблемного вопроса

Упр. 1. Распределительный диктант

Задание: Распределите слова по типам склонения (СЛАЙД 3).

Зима, буря, метель, буран, пурга, снег, небо, з..мля, степь, всадник, д..рога, лошадь, время, пламя

- Из какого произведения  взяты слова для распределительного диктанта?

-Все ли слова удалось распределить по типам склонений? Почему?

- Есть группа необычных слов, которые можно отнести к нескольким, разным склонениям. Как вы думаете, как их можно назвать?

Тема нашего урока «Разносклоняемые существительные», запишите число, вид работы и тему урока в тетрадь (СЛАЙД 4).

-Что мы должны узнать на уроке?

-Чему должны научиться?

работа в группе

(на столах таблица с типами склонений)

- «Метель» А. С. Пушкина

- Слова время и пламя по роду вроде как 2  склонение, но у них окончание – -я. Такие окончания есть в первом типе, но среднего рода там нет. Получается, для них нет склонения.

-разносклоняемые

записывают число и тему в тетрадь

-какие сущ.

являются разносклоняемыми

-находить их в тексте, правильно склонять, употреблять в речи такие слова

Первичное усвоение новых знаний

(7-10 мин)

Слово учителя

К разносклоняемым существительным относятся 10 слов, оканчивающихся на МЯ, только не путайте с окончанием.

Я не буду вам их просто так перечислять, вы сами должны будете выписать их в тетрадь из стихотворения, которое я вам прочту (СЛАЙД 5).

Есть история про племя.

Лишь весной настанет время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять  - бремя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

А у коровы полно вымя.

Её надо подоить.

Но вожак их – ногу в стремя,

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя,

Раздувая ссоры пламя:

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

- Какие же слова на –МЯ вы выписали?

- Все ли из перечисленных слов вам понятны? Где можно узнать о их значении?

Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) 

 Племя— в  обширном значении: все люди. Колено, поколенье, род, потомство .

 Темя — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум теменным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.

 Стремя, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.

Работа с учебником:

Задание: прочтите материал п.45 с. 136, расскажите, почему эти существительные названы разносклоняемыми. Все ли слова, относящиеся к этой группе, я назвала?

 -Молодцы, ребята, запишите слово путь к разносклоняемым существительным.

Выписывают новые слова в тетрадь

- бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя

работают с толковым словарём (1 словарь для группы)

- в Р.Д.П. падежах у них окончание –и 3-го склонения, в в Т.п. окончание –ем, ём 2-го склонения.

Вы не сказали о слове путь (м.р.)

Первичная проверка понимания + Физкультминутка

(5 мин)

Сейчас мы с вами чуточку отдохнём, подвигаемся, но с пользой.

Вы видите, что по классу расклеены слова. Вы, внимательно оглядевшись, выбираете нужное вам слово, не толпясь и не ругаясь, встаете с места, аккуратно отклеиваете его и приносите его на стол своей группы. После чего садитесь на место, поучаствовать должен каждый.

1 группа собирает все слова 1 склонения, 2 группа – 2 склонения, 3 группа – 3-го, а 4 – все разносклоняемые слова.

- Проверим, все ли слова, принесённые вами, выбраны правильно?

встают с мест, находят нужное слово по заданию и крепят к доске

координатор группы зачитывает, остальные внимательно слушают и исправляют

Первичное закрепление

(5-7)

До физкультминутки мы сказали об особенностях склонения разносклоняемых существительных.

Работа с учебником:

Выполните, работая в группе, упр. 254 с. 136 по заданию, при затруднении обращайтесь к правилу. Обязательно выделяйте окончания в словах.

Запись данного упражнения должна быть в тетради у каждого.

-Что у вас получилось?

работа в группах

по 1 примеру от группы.

Контроль усвоения

(2-3 мин)

У вас на столах есть стихотворение с пропущенными словами, ваша задача – восстановить текст (СЛАЙД 6)

В стародавнее древнее   время

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое племя

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове  вымя,

Как написать свою фамилию и  имя,

Зачем на лошадь надевать седло и стремя -

Необразованное было это племя.

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их  бремя забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер знамя,

Что кислород всегда поддерживает пламя,

Не думали они над тем,

Как  в булку превратить простое семя,

С утра до вечера они чесали  темя.

-Какого слова здесь не хватает?

работа в группе, взаимопроверка

-путь

Рефлексия (подведение итогов занятия)

(3 мин)

1.        Сегодня на уроке звучал термин «разносклоняемые существительные». Почему существительные на -мя и существительное «путь» получили такое название?

2. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

3. А что показалось вам простым и легким?

4. Какую бы отметку вы поставили себе за работу на уроке?

отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(1-2 мин)

П. 45 у. 255, 256

Запись в дневники

Приложение

Карточка 1

ФИ_____________________________________

Задание: Определите, какие существительные одушевленные, какие неодушевленные. В пустые клетки добавляйте только О или Н.




огурец, мартышка, кукла,




табун, собака, роза,




мертвец, кактус, голубь

Карточка 2

ФИ_____________________________________

Задание: Определите, какую гласную следует писать в окончании существительного.

В пустые клетки добавляйте только Е или И.




  на площад…,  по алле…,  у печ…,                




  в полици…,  у Наталь…, по привычк…,




  в паспорт…, на заняти…, по глупост…

Для определения темы урока

Склонение

1-е

2-е

3-е
















Для физкультминутки:

1 скл.: юноша, монета, лодка, вьюга, дядя, коробка, открытка, ягода, прадедушка

2 скл.: пень, море, сено, пылесос, врач, разведчик, дерево, корабль, медведь

3 скл.: брошь, рожь, мышь, дочь, печь, речь, тишь, лень, роскошь

Разноскл.: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь

+ акация и планетарий